План занятия в ГПД ИГРА по станциям "Части речи" (в 4 классе)
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Помайба Галина Ивановна

Цели:

1. Обобщить знания учащихся о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении;

2. Углубить знания учащихся о данных частях речи;

3. Развивать монологическую речь уччащихся.

4. Развивать умения работать в группе.

5. Воспитывать чувства товарищества, взаимопомоши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_puteshestvie.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Путешествие по станциям: «Части речи»(  4 класс.)

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении;
  2. Углубить знания учащихся о данных частях речи;
  3. Развивать монологическую речь учащихся.
  4. Развивать умения работать в группе.
  5. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: конверты с заданиями каждой группе (в классе 5 команд), карточки для выполнения задания.

Ход игры.

  1. Звучит песня на мотив «Первоклассник».

Нагружать все больше нас стали почему-то,

Нынче наш 4 класс вроде института.

Мы проходим падежи, род число, склонение.

Академики из нас выйдут без сомнения.

Что же дальше будет, что же дальше будет,

Что же дальше будет, ой, ой, ой,

Нам учитель задает трудные задания,

Сколько нужно нам для них приложить старания.

Даже сниться по ночам стали части речи.

Молвят голосом они даже человечным.

Что же дальше будет,

Что же дальше будет,

Что же дальше будет, ой, ой, ой,

Столько знаний удержать стало очень сложно,

Но ведь знаньями, друзья, поделиться можно.

Пусть покажет нам игра, кто на что способен.

Ну а если проиграл, то ли еще будет,

То ли еще будет, ой, ой, ой,

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Немного истории из истории слов.

1 группа:

- Кто спешит так рано в школу?

- Все спешат ученики!

- Что несут они в портфелях?

- Книги, ручки, дневники.

- Как вы сделали открытие

Это удивительно?

- Помогло нам всем ответить

Имя существительное.

                                                   А. Косоговский

Языковеды другого мира полагали, что слова называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело с самой сущностью мира. Во многих грамматиках – французский, немецкий, английский, шведский - имя существительное  обозначается словом, которое произошло от латинского (субстантивиум, которое значило: сущность, существо. А многие народы Европы перевели слово (субстантивиум) на свой язык. У русских получилось существительное – родственное, как и у римлян, словам,  означающим «сущность» и «существо».

2 группа:

Имя прилагательное. Что это?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо, знать, беречь.

В самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

Грамматическая сказка.

Прилагательные появились в стране русского языка удивительно несамостоятельными. Не было у них собственных рода, числа и падежа. И решили они пойти к существительным.

Милые существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так все приукрасили, что глаз не отвести!

Понравились прилагательные существительным. Взяли существительные их к себе, а заодно и формы свои прилагательным одолжили. Так и живут прилагательные с существительными до сих пор и во всем с ними согласовываются.

3 группа:

Глагол.

Интересная часть речи

В Русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол! Он лицо имеет, время,

Вид, залог и наклонение.

И не слишком он «высовывается» -

С другими частями речи согласовывается!

В словаре Даля это слово означает:

  1. Слов, речь.
  2. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.

Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.

4 группа:

1). Местоимение

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

2). Грамматическая сказка «Достойная замена».

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите на время мое место. Я уже всем глаза намозолило..

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, Существительное, Прилагательное, Числительное вместо себя оставляют своих заместителей – местоимения.

Заместители имен такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения Он, Она, Оно, Они могут заменить любое существительное.

3). Мир местоимений широк и разнообразен. В речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому неслучайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3 место после существительных и глаголов.

Задания по каждой части речи.

  1. Станция «Имя существительное»:

- Что вы узнали о трех типах склонения? Приведите примеры слов.

- Задание: образовать от данного слова три однокоренных существительных 1, 2, 3, склонения. Разберите слова по составу.

1. старушка

Старый 2. старик, старец

3. старость

1. хитринка

Хитрый 2. хитрец

 3. хитрость

 1. беднота

Бедный  2. бедняк

                                                          3. бедность

2. Станция «Имя прилагательное». Работа с текстом.

Задание: выписать словосочетания имена существительные с прилагательными, определить род, число, падеж, число вставить окончания у имен прилагательных.

Первой вызвалась написать картину Зимушка-зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Снежной навесью украсила художница зимний лес. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки.

  1. Станция «Местоимение».

Задание: спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.

1). Приплыла к (он), спросила:

«Чего тебе надобно, старче»?

Воротился старик ко старухе,

Рассказал (она) великое чудо.

- Подобрать из текста слова к схеме:

(старик)

- Найдите в предложениях однокоренные слова (старче, старуха)

2). Не посмел я взять с (она) выкуп,

Отпустил (она) в синее море.

Не умел ты взять выкупа с рыбки.

Хоть бы взял ты с (она) корыто.

- Найдите слова с суффиксом – к – (рыбка)

- Подберите и запишите 2 однокоренных слова (рыбак, рыбный)

3). На (он) прикрикнула старуха,

На конюшню служить (он) послала.

Старичок к старухе возвратился,

Что ж. Пред (он) царские палаты.

- Разберите слово «царские» по составу.

- Подберите и запишите два однокоренных слова (царь, царица)

- Как пишутся местоимения с предлогами

- Из какой сказки эти строки, назовите автора.

  1. Станция «Глагол».

Задание: добавить нужное по смыслу слово – глагол.

Друзей и водой … (не разольешь)

Дружбу на деньги … (не купишь)

Дружбой дорожи, забывать … (не спеши)

Хороши друзья в беде … (не оставят)

Новых друзей наживай, а старых … (не теряй)

- Следуйте этим мудрым советам!

- Напишите глаголы с частицей не из этих пословиц.

  1. Станция «Знайкина».

Задание: соберите пословицу:

Знайка все с полуслова понимает, а незнайка на все только рот разевает.

- Почему в слове Незнайка «не» пишется слитно (в этом слове «не» пишется с существительным «Знайка»).

IY. Подведение итогов игры по станциям. Награждение победителей.

Приветствие жюри:

1 команда

Вам и слава, и почет!

Все мы любим точный счет.

2 команда

Болельщики приветствуют команды:

За команды мы болеем

И друзьям помочь сумеем!

3 команда

И, соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

1 ученик

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

2 ученик

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

3 ученик

Она трудна, но без нее …

Плохое было бы житье.

4 ученик

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь

5 ученик

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

6 ученик

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

7 ученик

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

8 ученик

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков:

9 ученик

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

10 ученик

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

11 ученик

Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

Вместе:

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия № 5 "Слова играют в прятки " по курсу "Школа развития речи" для 1 класса

Данный материал представляет собой мультимедийную презентацию к конспекту занятия № 5 "Слова играют в прятки" . Учебник Т. Н. Соколова "Школа развития речи"....

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Тематический план занятий «Разговоры о важном» для 3 и 4 классов

Тематический план занятий «Разговоры о важном» для 3 и 4 классов...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи».

Однажды буквы поиграли,Не по порядку в слове встали,Но как им место отыскать?Слова совсем нельзя понять.И плачут буквы громко, дружно:Кто нас расставит так, как нужно?...

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»

В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи в начальных классах».

Совершенствовать лексико — грамматический строй речи;- Развивать глагольный словарь;- Совершенствовать навыки построения сложного предложения;- Развивать речевую активность, диалогическую речь (...