Классный час "Добро и зло" 4 класс
классный час (4 класс) на тему

Классный час показывает необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты; способствует размышлению о важнейших нравственных ценностях:добре, любви, уважении о сложности нравственного выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Добро и зло»

                                                                        Салихова Галина Степановна

                                                                        учитель начальных классов

                                                                        МБОУ  СОШ №1 г. Елабуги

                                                                        Республики Татарстан

2013 учебный год

Цели:

-  познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека;

-  формировать умения различать их;

-  показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

- поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора;

1. Организационный момент

2. Самоопределение к деятельности

- Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло?

  - О  чём мы сегодня будем говорить?

3.

Дети называют тему классного часа.
- Как вы понимаете
слова “добро” и “зло”?

Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое добро и зло. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка» Ожегова.

«Добро - все положительное, хорошее полезное».

«Зло-беда, несчастье, неприятность».
- Назовите героев народных сказок, представителей  сил “добра” и “зла”?
- Какие черты характера присущи представителям этих сил?

- Кого же человека можно назвать добрым?

- Ребята, какие добрые поступки вы совершили?

- Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

Ученик.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.

Ученица.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

4. Чтение и анализ рассказа «Чтобы бабочка не укололась» В.А.Сухомлинского.

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

– Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

– Чтобы бабочка не укололась, – ответила Зоя.

Вопросы для анализа рассказа:

– Как вы оцениваете поступок Зои?

– Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?

– Как бы вы поступили в таком случае?

– Какие добрые дела может сделать человек?

Учитель. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

5. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла».

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Вопросы для анализа:

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата?

– Какое дело совершила Белка?

6. Работа в группах.

Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

7. Игра «Собери пословицу»

● Спеши делать добро.
● Добрые дела красят человека.
● Жизнь дана на добрые дела.
● Добро век не забудется.
● Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
● От добра добра не ищут.  
● Доброе слово – половина счастья.
● При солнышке тепло, при матушке добро.
● Доброе слово и кошке приятно.
● Худо тому, кто добра не делает никому.
● Не ищи красоты – ищи доброты.
● Доброе дело дороже богатства.

8. Мы уже отметили, что у русского народа есть множество пословиц о добре и доброте. Но тема добра и зла  нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в игру «Сказка».

Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – стучите ладошками по столу.

(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

9. Сегодня  я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).

- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

- Почему мы дольше помним обиды?

- Нравится ли нам, когда нас обижают?

- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

- Как быть добрее?

Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

 10. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы?

(Показ самодельных весов)

 

- На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

- Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

 

Самостоятельная работа.

Звучит песня «Где водятся волшебники».

На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.

- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло»)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)

 

11. Заключение.
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час способствует воспитанию в духе коллективизма, формированию и сплочению детского коллектива....

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»Подготовила Мухина М.С.Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как созда...

Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"

Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...