Годовой социальный проект "Добру откроются сердца"
план-конспект урока (3, 4 класс) на тему

Шмакова Марина Геннадьевна

Годовая план-сетка проекта дополнена класным часом-мастерской "Быть бабушкой - нелёгкая профессия!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_sotsialnyy_proekt.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

ГОДОВОЙ социальный ПРОЕКТ

«Добру откроются сердца»

Составила:

                                        учитель начальных классов

I квалификационной категории

Шмакова Марина Геннадьевна

г. Артемовский

2014 г.

Паспорт социального проекта

Номинация: гражданская инициатива и предприимчивость.

Идея проекта: слышать, видеть, говорить, помогать тому, кто в этом нуждается.

Исполнитель: учащиеся 3 «А» класса МБОУ СОШ № 2.

Руководитель: Шмакова Марина Геннадьевна.

Адрес: г. Артёмовский, ул. Котовского, 4.

E-mail: shkola2art@mail.ru

Пояснительная записка 

Оглянись,  присмотрись.

Людям  добрым  улыбнись!

Старику  помоги,

Малыша  защити,

Доброты  не  жалей

Для  родных  и  друзей.

Актуальность проекта

В век информационных технологий, бешеного ритма жизни, гонки за благополучием мы часто не обращаем внимания на то, что находящиеся рядом с нами люди нуждаются во внимании и заботе. Это и дети-инвалиды, и пожилые люди, которые, выйдя на заслуженный отдых, чувствуют свою ненужность на прежнем месте работы, где они проводили большую часть своей жизни. Детское тепло и положительные эмоции могут скрасить их одиночество. Поэтому на 2014-2015 учебный год в рамках программы по внеурочной деятельности «Спеши делать добро» был разработан социальный проект «Добру откроются сердца», направленный на оказание моральной поддержки педагогам-ветеранам, бабушкам и дедушкам третьеклассников, ребятам-инвалидам, обучающимся в школе.

Цель проекта: развитие и совершенствование нравственных качеств детей, ориентация на общечеловеческие ценности, способствующие формированию  доброжелательных  отношений между  детьми, для  проявления  добрых  поступков  и  дел.

 Задачи:

  • Поддерживать  умение  проявлять  доброту  и  отзывчивость  ко  всем  окружающим  людям.
  • Учить  радовать  родителей  и  близких  людей  своими  добрыми  делами,  выполнять  поручения  взрослых  с  готовностью,  без  лени.
  • Обучать навыкам общения и сотрудничества.
  • Формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения.
  • Развивать коммуникативные умения в процессе общения.
  • Вводить  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
  • Формы  работы:
  • Беседы
  • Чтение  и  обсуждение  произведений
  • Праздники, встречи
  • Экскурсии, выставки
  • Конкурсы, игры
  • Анкетирование
  • Практическая  деятельность

 Срок  реализации программы – 1  год.

Технология  реализации

1 этап: организационный      

  • Создать  отряд  добрых,  инициативных,  отважных,  организованных  детей.
  • Отметить  круг  добрых  дел. 

2 этап: деятельностно – коррективный

  •  Проводить  ежемесячную  работу по  проекту «Добру откроются сердца». 
  •  Оформлять  стенд  полезных  дел детей, страницы  в  Портфолио «Мои  добрые  дела».

3 этап: результативно – итоговый

  • Проводить  конкурсы,  выставки,  анкетирования  к  отчётному  празднику. 

Воспитательные идеи проекта:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Основные понятия:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям.

Милосердие - готовность помочь кому-либо.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызванное несчастьем.

Система – совокупность взаимосвязанных элементов.

Проект – уникальная деятельность, направленная на достижение цели.

Технология – комплекс приёмов и операций, направленных на достижение цели.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний):  овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

План работы

11

Классный час «Добру откроются сердца».

Анкетирование.

Сентябрь,

 2014 г.

22

День учителя + День пожилого человека. Экскурсия в школьный краеведческий музей, организованная для педагогов – ветеранов педагогического труда: «Здесь молоды Вы были…». Участие в концертной программе.

Октябрь,

 2014 г.

33

«Только ты, моя мама, живи» (литературная гостиная для учителей-ветеранов).

Ноябрь,

 2014 г.

44

Акция «Рука помощи» по  сбору  игрушек, канцтоваров, предметов одежды  для  детей  из  малообеспеченных  семей.

Декабрь,

 2014 г.

55

Старый Новый год вместе с ветеранами педагогического труда: постановка сказки Н.М. Михайловой «Добрый молодец Барбос». Изготовление и вручение новогодних открыток.

Январь,

 2015 г.

66

Урок-презентация для бабушек и дедушек «Секреты рецептов здоровья мы вам раскрываем с любовью» (влияние домашних животных на здоровье человека)

Февраль,

 2015 г.

77

День открытых дверей для мам и бабушек. Классный час – мастерская «Быть бабушкой – нелёгкая профессия».

Март,

 2015 г.

88

Урок-презентация «След войны в моей семье». Открытие мемориальной доски, посвящённой учителям-участникам ВО войны.

Апрель,

 2015 г.

99

«Пусть будет добрым  ум  у  вас, а  сердце  умным  будет». Итоговый  отчётный  праздник  вместе  с  родителями.

Май,

 2015 г.

110

Оформление  стенда «Наши  добрые  дела».  Оформление  страницы  в Портфолио «Мои  добрые  дела».

В  течение  года

Классный час – мастерская

«Быть бабушкой – нелёгкая профессия»

Аннотация

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление.  Раньше от педагогов требовалось основное – дать образование. Сейчас приобрели актуальность понятия «воспитание» и «образование» как единый процесс. И в мастерские построения знаний стали вплетаться пласты самопознания, ценностных ориентиров, выделившихся затем в самостоятельную типологическую группу мастерских ценностных ориентаций. Использование в работе уроков-мастерских помогает обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого ребёнка.  Идя на урок, мы, педагоги, должны помнить, что делаем это, чтобы помочь подрастающему человеку осознать своё место  в многообразном и взаимозависимом мире, научить рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями.

Данный классный час поможет учащимся понять ценность семейных отношений, по-новому взглянуть на тех, кто рядом: родных и близких.

В чём же особенность урока-мастерской? Мастерская получила своё название из того, что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения.

Цель этой педагогической технологии – совместный поиск новых знаний. Учителю необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровенность, работать вместе с учениками на равных. В процессе мастерской не ставятся оценки, отсутствует критика.

И, хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме игры, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам.

Структура мастерской

Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.

  1. Индукция («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Предлагается задание неожиданное, в чём-то загадочное и обязательно личное.
  2. Работа с материалом (текстом, словами, красками, звуками) – «деконструкция». Учащиеся индивидуально анализируют материал, выдвигают свои идеи.
  3. «Социализация» - представление всем промежуточного результата своего труда, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Одна из основных частей социализации – «афиширование»: вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Защита проекта, решения, вывода.
  4. «Разрыв» - кульминация творческого проекта. Здесь учителю необходимо не только подготовить различные творческие задания, надо предусмотреть множество заданий – информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникнет необходимость.
  5. «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в ходе работы мастерской.

Сценарий классного часа  в мастерской  ценностных  ориентаций

Тема: «Быть бабушкой – нелёгкая профессия».

Цель: погрузить учащихся в мир дум, забот, радостей и переживаний поколения бабушек, помочь детям глубже понять своих близких и, может быть, даже взглянуть на них с другой стороны.

Задачи:

- актуализировать знания каждого ребёнка;

- дать учащимся возможность открыть себя в работе с текстом художественного произведения;

- создать условия для формирования своего читательского мнения;

- способствовать формированию высокой нравственной позиции: благодарного чувства к отчему дому, к близким.

Методы: метод символического видения, метод смысловых ассоциаций, метод вживания, метод образного видения, частично-поисковый метод.

Оборудование: клубок ниток, пуховый платок; мультимедийная презентация; детские работы; опорная схема «Толстые/тонкие вопросы».

Ход занятия 

Россия наша держится на бабушках

  1. Организационный момент.

- Девочки и мальчики, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

- Я желаю сохранить вам хорошее настроение весь урок.

II. Вступительное слово учителя.

1. Ребята, у нас сегодня непростое занятие. Непростое по содержанию, по осмыслению, непростое эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.

На фоне красивой музыки подготовленный ученик читает стихотворение Елены Благининой наизусть.

Загадка.

Я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте её.

Кто ставит на пятке заплатку,

Кто гладит и чинит бельё?

Кто дом поутру прибирает,

Кто ставит большой самовар?

Кто с младшей сестрёнкой играет

И водит её на бульвар?

Кем коврик бахромчатый вышит

(Сестрёнке – видать по всему)?

Кто письма подробные пишет

Солдату, отцу моему?

Чьи волосы снега белее,

А руки сухи и желты?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочинила стихи?

(Дети отвечают, что эта загадка о бабушке).

Да, ребята, герой нашего классного часа – бабушка.

III. Индуктор.

Запишите все ассоциации со словом бабушка. Составление кластера.

(Записываем на доске слова очки, платок, передник, вязание, сказки, пирожки…)

- Как бы вы объяснили слово бабушка?

(Выслушиваются ответы детей).

В словаре Сергея Ивановича Ожегова читаем:

Бабушка  - 1. Мать отца или матери. 2. Вообще о старой женщине (разг.).

Мы с вами определили героя классного часа, а сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Евгения Евтушенко «Бабушка» и постарайтесь выбрать из поэтического текста строчку, которая могла бы стать эпиграфом нашего занятия, посвящённого бабушке. (Читает учитель).

Простим отцов усталую небрежность

И матерей припадочную нежность –

Их просто не хватает на детей.

Россия наша держится на бабушках,

И вся Россия в бабушках, как в башенках

Невыветренной совести своей.

О них обыкновенно не заботятся,

И всё-таки они всегда в цене,

Поскольку не бывает безработицы

У бабушек в таинственной стране.

Жесток наш век, своих детей не балующий.

Мы в мягкости и то порой  грубы,

Но по земле на счастье ходят бабушки

Так мягко, словно ходят по грибы.

[Всемирных неразумностей свидетели

Они среди пелёнок и посуд,

Как разума тишайшие светильники,

Свои седые головы несут.]

Быть бабушкой – нелёгкая профессия,

Им грустно – впереди небытиё,

Но у России зубы вновь прорезываются

В руках у грустных бабушек её.

Могут быть предложены варианты:  «Россия наша держится на бабушках»;  «Быть бабушкой – нелёгкая профессия»

IV. Деконструкция.

На слайде  - фразы:

- нет ни отпуска, ни выходных;

- внуки требуют много сил и энергии;

- у любви нет понятия время, бабушкой «работают» круглые сутки;

- бабушка умеет всё: готовить, рукодельничать, играть и бегать…

- Выберите причины, по которым, вы считаете, трудно бабушкой быть.

V. Социализация.

- Я знаю, что вы сегодня подготовили рисунки и небольшие рассказы о своих бабушках. Предлагаю поработать в парах. Выберите, пожалуйста, из своих мини-сочинений слова, словосочетания, которые передают отличительные душевные качества, присущие вашим бабушкам.

Афиширование.

Ребята, мне было очень интересно узнать о ваших замечательных бабушках, услышать о них так много хороших слов. Каждый из вас говорит о той бескорыстной любви, которою одаривают вас бабушки. А разве любить трудно? Почему всё-таки быть бабушкой – «нелёгкая профессия»? Может быть, мы чего-то не учли? Давайте посмотрим инсценировку рассказа Б. Емельянова «Мамины руки».

VI. «Разрыв»: инсценировка рассказа Б. Емельянова «Мамины руки» (домашняя заготовка участников театрального кружка)

- Какое впечатление на вас произвёл рассказ?

- Ребята, мы сказали, что герой нашего классного часа – бабушка. Как вы думаете, имеем ли мы право рассматривать сегодня произведение «Мамины руки»? Почему?

Пословица: «Стала матушка – будешь и бабушка».

VII. Реконструкция. Работа над содержанием рассказа.

- Рассказ начинается со слов «Такой это был несчастный, нехороший день!».

Капризничает Маша, расстроена бабушка, огорчена мама. В чём причина?

- Девочка не думает о своих близких, об их чувствах, у неё нет настроения, и это стало причиной разлада в семье. Как подчёркивает бабушка: «Не хотела, да обидела». И учит внучку: «За языком поглядывай». Мы вместе с Машей учимся общаться с людьми, быть внимательными к сказанному слову.

- Чем Маша обидела маму? (Сказала, что руки у неё нехорошие, жёсткие, царапаются).

- А как автор говорит о маминых руках? («Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые». «Руки обыкновенные… Рабочие руки».)

- А как девочка поступала весь день с бабушкой? (Капризничала, ссорилась, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом). Бабушка рассказывает маме: «Целый день – никакого сладу с ней нет!». Что такое лад? (Мир, порядок).

- Поработаем группами:

1 группа составит тонкие вопросы по рассказу «Мамины руки» (Кто? Что? Где? Когда…? Кто ещё…? Зачем…? Как звали… ?).

2 группа – толстые вопросы (Объясните, почему…? В чём различие… ? Предположите, что будет, если…?)

3 группа – эксперты: вы оцените работу товарищей.

2 минуты, время пошло.

- На какое качество и мамы, и бабушки автор нам указывает?  («Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое…», «Сердце у бабки отходчивое».).

VIII. Социализация.

-  В начале урока мы предположили, почему профессия быть бабушкой непростая. Не зря в народе говорят: «Бабушка походит – всему делу пособит». Несмотря на возраст, бабушки целый день и круглый год заботятся о своих детях и внуках. Как им хватает на всё сил? (Мудрость и душевные качества: доброта, сердечность, милосердие – помогают справиться с заботами).

- А нам, ребята, главное – вовремя оценить эту любовь и заботу и сделать своей бабушке что-то приятное. Для неё очень важно наше отношение и добрые слова.

Афиширование.

- Я знаю, что вы приготовили небольшие сувениры для своих бабушек, можете их вручить. (Вручение букетиков, изготовленных из бумаги).

IX. Обобщение.

Обобщить сегодняшний серьёзный разговор хочется составлением синквейна «Бабушка».

Бабушка.

Добрая, ласковая.

Вяжет, читает, заботится.

На бабушках держится Россия!

Счастье!

- Дорогие наши бабушки, мы хотим, чтобы и вы были счастливы. Посмотрите на доску, на детских работах – «Дома счастья» - это дома ваших внуков, где вам всегда рады, где вам есть место всегда!

Вы всегда рядом с нами останетесь,

Потому что нужны нам всегда.

Значит, вы никогда не состаритесь.

Никогда! Никогда! Никогда!

- Ребята, как мы можем продлить жизнь нашим близким? (Конечно, беречь их. Любить – значит, заботиться.).

X. Рефлексия.

Продолжите фразу: «Я сегодня понял(а)…».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: к занятию № 7.

Рассказ Б. Емельянова «Мамины руки».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: к занятию № 1.

Анкета

Пол:    М.   Ж.                     Возраст __________                          Класс ____________

  1. Что такое милосердие?

а) человечность;                                                   г) уважительность;

б) доброжелательность;                                       д) отзывчивость;

в) доброта;                                                             е) сочувствие.

2. Станете ли вы помогать незнакомому человеку в беде?

а) да                                          б) нет                                  в) не знаю

3. Как относитесь к людям без определённого места жительства?

а) сочувствую,

б) терплю;

в) желаю помочь.

4. Расстраиваетесь ли вы, когда видите, что кто-то плачет?

а) да                                          б) нет.

5. Какие формы помощи вы могли бы предложить?

а) помощь в быту;

б) моральная поддержка;

в) материальная помощь.

6. Готовы ли вы участвовать в нашем проекте?

а) да                                          б) нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Добру откроются сердца..."

Классный час в 4 классе                «Добру откроются сердца…»Цель: 1) формирование этических норм поведения в общест...

Добру откроются сердца

Данная презентация может быть использована при проведении классного часа о доброте и дружбе...

Классный час: Добру откроются сердца

Слово  это  серьёзное, главное, важное.             То, что  значит  оно, очень  нужно  для  каждого.        ...

"Добру откроются сердца"

сценарий классного часа...

Добру откроются сердца

Добру откроются сердца Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. воспитывать культуру общения друг с другом,...