ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Русакова Ирина Валентиновна

 

         В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В начальный период обучения в школе и организация жизни ребёнка в семье являются наиболее важными факторами в развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Русакова И.В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ школы  № 7

 с углубленным изучением

отдельных предметов

        В современных условиях взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. В начальный период обучения в школе и организация жизни ребёнка в семье являются наиболее важными факторами в развитии детей. Действительно, от того, какой стиль взаимоотношений между школой и семьёй сложится в начале обучения, будет зависеть их дальнейшие взаимодействия. Педагог начальных классов, вовлекая родителей в общее с детьми дело, помогает раскрыть в них воспитательный потенциал, преодолеть непонимание в общении детей и родителей.                         Радуясь достижениям друг друга, родители не только помогают своему ребёнку быть успешнее, но и становятся счастливее сами. А это и есть залог успешного воспитания. Поэтому сегодня так остро стоит задача повысить роль родителей в учебно-воспитательном процессе младших школьников.   Организация совместной работы с родителями должна выстраиваться именно на ступени начального образования.                                                 Педагогу необходимо установить контакт не только с каждым ребёнком, но и его родителями, организовать общение детей с разными взрослыми (педагогами, психологом, работниками школьной столовой, медицинской сестрой, библиотекарем, родителями), вовлечь их в разнообразную совместную деятельность  с ребёнком в школе и дома. Важным условием решения данной задачи, по мнению И.А. Карпенко,      В.А. Петровского, является создание особой формы общения между родителями и педагогом – доверительного делового контакта. [3, с. 42-43]                Современные психологические исследования показали, что для того, чтобы ребёнок был успешен в школе, а затем и в дальнейшей жизни, важнее всего насколько родители вовлечены в учебно-воспитательный процесс.                 Важным направлением совместной деятельности педагога с родителями является формирование коммуникативной готовности ребёнка к учению, которая определяется его способностью взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в соответствии с правилами и нормами. Разнообразие способов общения в отношениях: «Ребёнок – Ребёнок», «Ребёнок – Взрослый», способствует развитию коммуникативности, формированию способности ребёнка взаимодействовать с учителем, одноклассниками в коллективно-распределительной деятельности в начальной школе.                                                                        Основные направления взаимодействия учителя начальных классов с семьёй можно представить следующим образом:                                                           - оказание эмоциональной и социальной поддержки,                                          - взаимный обмен информацией,                                                                     - развитие общения родителей с детьми.                                                                                 Формы взаимодействия с семьёй

        КВН (между детьми и родителями) – создаёт ситуацию успеха, стимулирует познавательные интересы.                                                 Открытый урок – проводится в удобное для родителей время, с целью раскрытия способности детей.                                                        Совместные костюмированные праздники, концерты, спортивные соревнования, конкурсы, походы, экскурсии  и т.д.                                                Родительское собрание – организационное, тематическое, итоговое (четвертное).                                                                                         Форма проведения собрания: деловая игра, круглый стол, дискуссия, мастер-класс.                                                                        Индивидуальные консультации – одинаково полезны как для родителей, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, учитель – сведения,  необходимые для выявления проблем каждого ученика. Принцип успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.                                                                                Переписка с родителями – в современных условиях переписка с родителями учащихся может осуществляться посредством Интернета (Дневника Ру).                                                                                        Школа осознаёт необходимость сотрудничества с семьёй учащихся. Вот почему сегодня остро стоит задача повысить роль родителей в воспитании младших школьников.                                                         Являясь особым социокультурным пространством, семья создаёт для ребёнка особое ценностно-смысловое поле, с помощью которого в дальнейшем ребёнок будет регулировать своё социальное поведение. Именно в семье начинают формироваться основные качества: послушание, уважение к родителям, старшим, отношение к другому человеку.                                 От социокультурной среды семьи зависит формирование основ личности, её отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания во многом зависит от взаимодействия родителей со школой. Ш.А. Амонашвили писал: «Воспитание – процесс творческий и процесс двуединый: в нём происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя – его самовыражение, самопожертвование и нравственное самосовершенствование». [ 1]

Список использованной литературы

  1. Ш.А.  Амонашвили. Как живёте, дети? [Текст]: пособие для учителя/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
  2. М.М. Безруких.  Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.
  3. В.А. Петровский, А.М.  Виноградова. Учимся общаться с ребёнком.- М.: Просвещение, 1993.-191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.

В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой,  учителем и пути их осуществления....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Взаимодействие семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника

  Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие.    На формирование г...

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника зависит от того как складываются отношения между семьёй и школой....

Взаимодействие с родителями в процессе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

В материале представлен опыт работы  и взимодействия с родителями , направленный на духовно-нравственное развитие личности...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» В мире добра

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МБУСОШ №1 г. Советский в соответствии с Федеральным государственным образовательным ст...