Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей
статья по теме

Филиппова Нина Шаймухаметовна

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.  А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира. Очень важно правильно и грамотно направить  родителей, рассказать о путях, средствах и формах воспитания у детей патриотических чувств, устремлений, дел. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Танаевская средняя общеобразовательная школа»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Методическое объединение учителей начальных классов

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании  детей

Выполнила

Филиппова Н.Ш.

учитель начальных классов

с.Танайка,2015

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего начального образования определяет пять направлений воспитания младших школьников. Одним из них является

воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам , свободам и обязанностям человека.

   Базовыми национальными ценностями являются: любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и порядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей…

  Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

    Достижение поставленных педагогических целей духовно-нравственного развития и воспитания невозможно без целенаправленного, систематического и планомерного взаимодействия семьи и школы.(слайд 1)

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. (слайд 2)

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.  А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира. Очень важно правильно и грамотно направить  родителей, рассказать о путях, средствах и формах воспитания у детей патриотических чувств, устремлений, дел. (слайд 3) 

   Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

    Родители передают ребенку свое восприятие жизни: свою любовь к природе. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Нужно научить и беречь свою родину. (слайд 4).

Семейные праздничные вечера,  народные песни, шествие со взрослыми на праздничный салют, знакомство с культурой,  праздниками своего народа,  

 – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, гордость за свою Родину, которые запечатлеваются на всю жизнь. (слайд 5)

Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.

Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.(слайд 6)

   Защита отечества – это священный долг каждого гражданина. Задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при необходимости стать с оружием в руках на ее защиту. (слайд 7)

       В непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.   

   Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной чести, о подвигах, размышления над прошлым своей Родины — это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотъемлемым от героического прошлого своих дедов, отцов. (слайд 8)

   В  семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения. 
   Дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы. (слайд 9)

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.  (слайд 10)

  Практика показывает, что при рассказах, чтении, беседах с детьми, внуками и правнуками о боевых событиях и трудовых свершениях используются наиболее яркие, впечатляющие, тревожные мысли и чувства страницы истории.

       Семья должна стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей.

О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека.

(слайд 11)

Вот не полный перечень «семейных» ситуации.

Воспитание в семье - это первый, основополагающий  этап многолетнего процесса, который влияет на развитие личности, формирование ее мировоззрения, становления гражданского сознания. Школа как центр воспитательной работы признана квалифицированно руководить патриотическим воспитанием детей в семье. Она имеет возможности вовлекать в эту работу родителей, общественность. В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в семье патриотами своей Родины школа использует разнообразные пути, формы и средства.

И в результате совместной работы школы-семьи-общественности  общество должно получить (слайд 12)

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Литература:

Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Танаевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей Филиппова Н.Ш. учитель начальных классов

Слайд 2

Любовь к Родине начинается с семьи

Слайд 4

Любовь к родной природе

Слайд 8

Разговор о боевых подвигах

Слайд 9

Передача духовного опыта и героики прошлых лет

Слайд 10

Изучение истории семьи-первый шаг в познании Родины, её традиции, истории .

Слайд 11

О патриотизме судят не по словам, а по делам человека .

Слайд 12

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.

Статья о  роли семьи  в   духовно – нравственном  воспитании личности. ...

"Роль семьи в духовно - нравственном воспитании ребенка"

В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для норм...

РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья о значении воспитания в семье в жизни ребенка, об основных проблемах современного духовно-нравственного развития и путях их решения...

Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.

В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...

Доклад «Роль школы и семьи в духовно – нравственном воспитании детей»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема...

Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей.

Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей....