Статья. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Кравченко Наталия Алексеевна

Духовно-нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Духовно нравственное воспитание - сложный и многогранный процесс ,включающий  педагогические и социальные явления. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kravchenko_nataliya_alekseevna.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №28 Основного общего образования  Калининского района

г.Санкт-Петербурга.

Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России

Педагог Кравченко Наталия Алексеевна

Духовно-нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом непрерывном процессе. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для духовно-нравственного воспитания. Ребёнок ,подросток и юноша по-разному относятся к различным средствам воспитания. Духовно-нравственное воспитание занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на умственное развитие и на трудовую подготовку ,физическое развитие, воспитание эстетических  чувств и интересов .Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учёбе) в тех разнообразных отношениях ,в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками ,с детьми моложе себя и со взрослыми. Тем не менее, духовно-нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Рассматривая систему духовно-нравственного воспитания, следует различать несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определённых педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приёмов формирование учебной деятельности духовно-нравственным воспитанием. В-третьих, под системой духовно-нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвёртых, систему духовно-нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Духовно нравственное воспитание - сложный и многогранный процесс ,включающий  педагогические и социальные явления. Однако процесс духовно-нравственного воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в своё время указывал А.С.Макаренко С точки зрения  педагогической теории процесс духовно-нравственного воспитания  в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов .Под понятием педагогические действия подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении ,взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное, так опосредственное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами  структуры процесса воспитания, как указывает А.Н.Леонтьев, являются процессы , идущие как бы навстречу друг другу. Один из них подчёркивает он – есть процесс  воздействия  на живую систему, другой – активность самой системы по отношению к воздействующему объекту.

Наши дети очень податливы к эмоциональным воздействиям. Мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы  нравственности, учим их азбуки морали:

1.Ты живёшь среди людей. Не забывай ,что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается

2.Ты пользуешься благами , созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье   детства .Плати им  за это добро.

3.Все  блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить .

4.Будь добрым  и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным .Помогай товарищу в беде .Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца –они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят чтобы ты стал  честным гражданином, человеком с добрым сердцем и душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому ,кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Воспитание духовно-нравственной личности школьника происходит главным образом  и прежде всего, когда дети находятся вместе. Коллектив-место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, помогать и принимать помощь. На уроках и во внеклассной работе дети переживают вместе чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач ,ошибок.

.                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...