" Моя семья"
классный час (1 класс) на тему

классный час

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ЛСОШ №1 имени Героя Советского Союза Маркова П. А.

Учитель начальных классов:

Фомичева А. С.

Задачи урока:

1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.

                                                                    Ход урока :

1. Психологический настрой

-Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

-Тепло.

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется 7Я

-Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Как, откуда и куда?» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Моя семья». О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Ответы детей.

-Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

3. Решение учебной задачи

-Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

-Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?

Ответы детей.

-Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочѐнных общими интересами.

Ушаков Д.Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

-Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?

-А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

-До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

 Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы оформили выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?

Дети: Моя семья, Мои родные, Мои родственники и т.д.

-А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство.

Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

-Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

-В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?

- Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.

Игра « Кто кому кто?»

– Даша, ты кто для мамы? (дочь)

–Илья, кто называет тебя сыном? (папа)

– Богдан, ты кто для бабушки? (внук)

– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

– Серѐжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)

Физминутка:

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вместе дружная семья.

Игра «Найди пару»

БАБУШКА

ВНУЧКА

ОТЕЦ

ДОЧЬ

БРАТ

СЕСТРА

ТЕТЯ

ПЛЕМЯННИЦА

Заполни пропуски.

Сестра отца – . . . .

Хранительница семейного очага – . . . .

Наследник рода – . . .

Брат мамы – . . . .

Дитя родителей, но не сын – . . . .

Отец мамы – . . .

Сын брата – . . . .

Мама папы – . . .

Папин папа – это...

Внучка – это дочка сына или ...

Бабушка – это мама мамы или ..

Тетя – это сестра мамы или …

Дядя – это брат мамы или ...

4. Самооценка

-Кто выполнил все задания верно – оценка веселый смайлик, кто допустил ошибку в одном задании – не улыбается, в двух-трех –грустный смайлик. Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?

-А теперь соберите пословицу. Работать можно в паре.

На что

клад,

когда

в семье лад.

-Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?

Дети: Лад – согласие.

-Теперь послушайте одну легенду.

Ученица: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаѐтся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

-Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)

Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нѐм тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

-А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?  

Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы

Я сегодня не случайно принесла фотоальбом к нам на урок. Посмотрите, пожалуйста, это я с мамой в детстве, здесь я с братом, а вот фотографии, где я с  дедушкой. Как же одним словом можно назвать то, что я держу в руках?

 - Семейный фотоальбом. Да, действительно это альбом с фотографиями моей семьи, мой семейный альбом.

- Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.

Подготовьте дома вместе с родителями презентацию фотоальбома  на тему «Моя семья» или выполните задание в тетради стр.35-37, используя материал урока.

5. Итог урока. Рефлексия

-За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?

Ответы детей.

Конспект урока

по предмету  окружающий мир

в 1 «А» классе

на тему: «Моя семья»

Учитель: Мясникова А. В.



Предварительный просмотр:

МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №1

имени П. А. Маркова

Классный час

 «Мы – патриоты России»

 Провели:

       Фомичева А.С.

 

«Мы - патриоты России»

 

Цель: Укрепление нравственных позиций личности.

Задачи:

  • Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;
  • Понять, что значит быть патриотом сегодня.

На доске эпиграф:

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

Луций Аней Сенека

(римский политический деятель,

философ и писатель, воспитатель Нерона)

Ход занятия:

Играет фонограмма И. Талькова «Чистые пруды».

На фоне музыки звучат слова, которые записаны эпиграфом на доске.

Организационный момент:

Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом нашей Родины?».

-У каждого из Вас на парте лежат распечатанные стихотворения.

- Давайте познакомимся с ними.

Первое стихотворение нашей  поэтессы Нины Бадиной:

(Стихотворение читает  учитель)

***

Над клёнами луны краюха,

Лягушек смолк вечерний хор,

Деревья слушают вполуха

Земли и неба разговор.

Ромашки куст сорочьим глазом

Застывший воздух сторожит,

И, не сомкнув очей ни разу,

Томятся васильки во ржи.

В туман уходит поезд дальний,

И эхом – гулкий перестук…

Какой-то смутною печалью

Тебя охватывает вдруг.

Среди полей, дорог и веток

Как будто всхлипнула струна…

И терпеливо ждёт рассвета

Моя полночная страна.

Второе стихотворение Николая Кожевникова: «Не погибнет Россия»

(читает ученик)

Не  погибнет Россия…

Она возродится.

Постепенно разруха пройдёт.

Снова будет спокойней в столице,

И увереннеё будет народ.

Все раздоры, слепые сражения

Вспомним мы через годы не раз,

И другие уже поколения

Без опаски расскажут про нас,

Назовут наши жертвы, потери…

Вновь заслуженно слава придёт.

Не погибнет Россия.

Я верю

В наш могучий и добрый народ!

Учитель: Как Вы считаете,   о  чём сегодня мы будем  говорить?

                Какую цель для себя вы поставите на нашем занятии?  

Цель : (Записывается на доске после совместного обсуждения).

       Понять значение слова  «патриотизм».

Учитель: Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с Вами попробуем составить Древо понятий.

(на доске появляются таблички со  значением слова патриотизм):

1. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

2. Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

(Происходит от греческого слова patriotes – соотечественник, patris - родина).

- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются  эти качества?

Учащиеся отвечают: «Патриот!» 

- А теперь найдите в  словаре значение  слова патриот:

1. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела (из словаря).

Учитель: А как вы сами можете объяснить это слово? (ученики дают свои варианты ответов).

2. Любитель Отечества

Учитель: Есть ещё слова, которыми называли таких людей раньше (устаревшие), в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними:

-  отечественник, отчизник;

- отчизнолюб;

- усердный защитник.

Учитель: Мы с вами попытаемся рассмотреть одно из понятий, как мне кажется, наиболее актуальное в наше время. Это ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА.

Что такое Отечество?

  1. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
  2. Своя земля.
  3. Родина.

Учитель: Мы с вами подошли к самому главному для нас слову РОДИНА (что же это такое?)

  1. Отечество, родная страна
  2. Место рождения.

Учитель: Какие ещё слова может включать в себя слово Родина? (Учащиеся объясняют, а учитель записывает их ответы на доске).

Род, родной (т.е. близкий, свой, дорогой, милый).

Вот какое у нас получилось большое Древо понятий, с помощью которого мы смогли объяснить, что же такое ПАТРИОТИЗМ, и кто такой ПАТРИОТ. Можно быть патриотом своей страны, города, школы в которой вы учитесь, своей семьи..

Учитель: Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине? (заслушиваются 2 – 3 ответа учащихся).

Учитель: Сейчас вам предлагается творческое задание: «Пока звучит песня « Чистые пруды» нарисовать рисунок, который даст ответ, по вашему мнению, на вопрос «С чего начинается Родина?»

(Звучит музыка, учащиеся рисуют  рисунки)

Рефлексия

Учитель: Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашего занятия и ответить на вопрос

 «Что же значит быть патриотом сегодня?» Как вы это понимаете?

Учитель: Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь (и вас в том числе)? Ответ объясните.

Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали, а закончить наше занятие мне хочется четверостишьем ещё одного патриота  Юрия Навалихина:

Где-то далеко, минуя разъезды

И перегоны, поезда.

Много на свете звёзд и созвездий,

Только у каждого своя звезда.

Помните об этом, пожалуйста, так как от вас зависит, будет ли ваша звезда гореть ярко и долго в сердцах  знающих Вас людей, или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей родины.

Учитель: Спасибо Вам за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...