Урок толерантности "Мы разные, но мы вместе"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Биссараб Ольга Николаевна

Цель урока: формирование качества толерантности.

Задачи:

·         ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием;

·         развивать коммуникативные умения детей;

·         развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;

·         формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tolerantnostibissarab_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок толерантности

«Мы разные, но мы вместе».

Цель урока: формирование качества толерантности.

Задачи:

  • ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием;
  • развивать коммуникативные умения детей;
  • развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности;

Оборудование:

  • индивидуальный лист «Тест» (Приложение 1
  • индивидуальный рабочий лист (Приложение 2)
  • история-притча (Приложение 3)
  • изображение цветов (тюльпана, георгина, нарцисса, столетника,  розы)
  • мультимедийная  установка
  •  словарь  иностранных слов

Ход занятия

I. Организационный момент. «Минутка радости»

Учитель. Создадим хорошее настроение.

 Посмотрите на своего соседа  и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе.

Спасибо за положительный настрой.

2. Практическая работа (эмоциональный тренинг) 

Сегодня наш час общения я хочу начать  истории – сказки, которая называется «Столетник» (слайд )

 Что такое столетник?

Дети. Это – травянистое растение, домашний цветок.

Учитель демонстрирует цветок для показа детям. (слайд ) По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов.

– Слушая историю, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами:

  • красный
  • зелёный
  • розовый
  • коричневый
  • жёлтый

В одном ботаническом саду жила красавица – роза. (слайд) Все цветы этого сада восхищались её красотой.

Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это.

– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?

– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

1.

Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.

–  Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?

– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

2.

Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.

– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

3.

Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.

– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

4.

Он прикрывал их толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.

– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

5.

Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб.

– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

6.

Но вдруг…

 Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился разовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.

– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

7.

Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных.

– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Дети раскрашивают.

8.

Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.

(По мотивам рассказа А. Куприна «Столетник»)

– Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.

Учитель открывает на доске палитру цветов (слайд ).

  • красный – чувство возбуждения
  • зелёный – чувство спокойствия
  • розовый – чувство счастья
  • коричневый – чувство угнетённости
  • жёлтый – чувство уверенности

Дети. Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом. Идёт обмен мнениями в парах. Некоторые дети высказываются индивидуально.

Анализ цветовой гаммы.

Учитель: Почему цветы не приняли столетник?

Хотелось ли вам быть на месте столетника? Почему?

Какой вывод можно сделать, прослушав эту историю?

О чем пойдёт речь на часе общения?

Ответы детей.

Просмотр ролика о толерантности.

Так о чём пойдёт речь на нашем уроке? (ответы уч-ся)

Как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы уч-ся)

Учитель. Прочитаем, какое определение слова «толерантность» даётся в словаре  иностранных слов.

 Дети. Находят определение. Толерантность – терпимость,  по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению.

Как вы думаете, актуальна ли эта тема для  нашего классного коллектива?

3.Работа в группах.

 Учитель: Толерантным  быть не легко, но этому можно и нужно учиться. Сегодня мы с вами проведем первое занятие «Учимся быть толерантными».

Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя  у окна читала книгу.  Вдруг мальчики, пробегая мимо,  толкнули  девочку.  Катя упала и, сильно ударившись, заплакала.

-Чего тут стоишь на дороге? -  возмущенно сказал Петя!

- Сама виновата! Рева! – поддакнул  своему другу Коля. – Попробуй только учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.

Подумайте:

1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?

2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?

2 ситуация.

 На перемене в классе  ребята показывали друг к другу свои мобильные телефоны!

-Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера купил!

-У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня.

-А у меня  зато самый большой!- закричал Олег.

-А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа.

Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой. Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить ему дорогой телефон.

- Колян, - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон вообще  крутой! Из прошлого века!

И все засмеялись!

Подумайте:

1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли? Почему?

2. Что бы вы посоветовали ребятам?

3 ситуация.

Петя в классе был самым слабым учеником, все школьные предметы давались ему очень сложно. Но он старался.

На перемене Ваня, пробегая мимо парты Пети, ловко схватил его дневник, открыл  и начал на весь класс комментировать отметки:

- Посмотрите-ка, как учится наш «отличник»! По русскому два, по математике 2, по технологии два! – ехидничал Ваня.

- О, смотрите, а по физкультуре «трояк»- заглядывая в дневник, сказала Лера.

- Видать, учитель перепутал двойку с тройкой.

-Отдайте дневник, - обиженно сказал Петя.

-Сейчас! – засмеялся Ваня и перебросил дневник  Вадику, который сидел через ряд.

-Как вам не стыдно, - сказала Марина,  забирая дневник у Вадика. –На свои оценки посмотрите. Сами-то  лучше?

Подумайте:

  1. На чьей вы стороне: на стороне Марины или остальных одноклассников? Почему? Толерантно ли они себя вели? Хотели бы вы оказаться на месте Пети?
  2. Какой совет вы могли бы дать ребятам?

4 ситуация.

В классе появился новенький мальчик. Его звали Никита. Он был очень маленького роста, да к тому, же еще и заикался от волнения.

-Привет, коротышка, приветствовали его мальчишки, встречая у школы.- Что –то ты совсем не подрос со вчерашнего дня.

 Никита, ничего не отвечая, проходил мимо.

- Ишь, какой, не слышит, - больше всех позировал Степка. – Эй, коротышка, мы к тебе обращаемся!

 –Ко-ко-который час? – Дразнили мальчишки  его    вдогонку и громко смеялись.

Подумайте:

  1. Как вы оцениваете поведение мальчиков? Согласны  ли вы с тем, что они  ведут себя не толерантно по отношению к однокласснику? Хотелось бы вам оказаться на месте Никиты?
  2. Что бы вы посоветовали мальчишкам ?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью   учителя)    и высказывают общее решение группы.

4. Физкультминутка.

Хлопните в ладоши, если это про вас.

  • Хлопают все присутствующие;
  • Только девчонки;
  • Только те, кто любит вкусно поесть;
  • Только те, кто опаздывает на уроки;
  • Только те, кто хорошо учится;
  • Только те, кто не любит каникулы;
  • Только те,  кто любит сладкое;
  • Только те, кому нравится играть в футбол;
  • Только те, у кого прекрасное настроение.

5. Тестирование (практическая работа)

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, с помощью теста.

Вам предложены несколько  вопросов, Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

1. Саша плохо одет...

А). Это неважно – 3б

 Б). Ты подсмеиваешься над ним- 0б

2. Пожилая женщина медленно идет.

А). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать- 0б
б). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь – 3б

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

А).  Ты пытаешься защитить его- 3б
Б).  Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь -0б

4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

А). Ты стремишься лучше узнать его -3 б
б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – для меня не существуют". – 0 б

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

А). Ты естественным образом разговариваешь с ним. – 3б
Б).Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать. – 0б

– Если вы набрали 12 балов. Поздравляю, вы проявляете большую толерантность. Прекрасно! Вы уверены в себе, можете выразить свое мнение. И вы понимаете, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других.


Если вы набрали 6 баллов, вы не очень толерантен. Вы недостаточно уверены  в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение.


Если вы набрали  3 балла и менее:  Вы совсем не толерантны! Если вы попытаетесь лучше понять себя, какой вы есть, то можете стать более счастливым!

Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.

VIII. Итог.

Учитель. Пришло время заканчивать наш необычный урок – урок толерантности.

Так кто же такой толерантный человек?

Перед вами   изображение  контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

Подумайте и выберите,  какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.

(Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, наклеивают на фигурку человека)

Добрый, сильный, преданный, весёлый, улыбчивый, чуткий, смелый, честный, внимательный, агрессивный, злой, нечестный,

равнодушный, лживый,  раздражительный.

Поочерёдно дети из групп называют выбранные качества.

Создаётся общий портрет человека с планеты Земля.

Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества.  У Н. Заболоцкого, поэта, есть такие строчки: (слайд) Прочитайте их.

«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

И день, и ночь. И день, и ночь»

Как вы понимаете эти строки?  (ответы учеников)

Не забывайте про это.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

Социальный проект для учащихся 4 класса: "Мы разные, но мы вместе"

Поэтапная разработка работы над проектом. Разнообразные творческие задания для учащихся. Отчет по проектной деятельности....

Занятие-игра о толерантности "Мы такие разные, но мы вместе" 2 класс

Занятие в доступной игровой форме расширяет знания второклассников о толерантности. Ситуации из жизни, любимые герои мультфильмов помогут ребятам вывести главное правило толерантности. Учащиеся учатся...

Урок толерантности "Мы разные, но мы вместе!"

Урок знакомит обучающихся с понятием «толерантность»;формирует уважительное отношение к людям разных национальностей;воспитывает признание различий и индивидуальности каждого....

Урок-проект по теме "Мы разные, но мы вместе"

Урок-проект по теме "Мы разные, но мы вместе"...

Урок доброты. Классный час "Мы разные, но мы вместе"

Цель: создать условия для формирования представления о здоровье как ценности человеческой жизни. Задачи: познакомиться с некоторыми проблемами людей с ограниченными возможностями; закрепить понят...