Формирование интереса к творчеству с помощью развивающих игр
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, формируя инициативность и самостоятельность принимаемых решений, свободу самовыражения, уверенность в себе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интереса

к творчеству с помощью развивающих игр.

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, формируя инициативность и самостоятельность принимаемых решений, свободу самовыражения, уверенность в себе. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, и одна из целей ФГОС – развитие творческой личности ребенка.

Люди ежедневно сталкиваются с множеством различных дел и проблем. И каждое дело, каждая задача всегда разные по сложности. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Именно здесь и требуются такие особые качества,  как умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, наблюдательность, – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

Детские творческие игры – явление многообразное. И если они увлекают детей, их содержание усложняется и развивается. С помощью творческих игр можно достичь больших успехов во внеурочной работе по развитию способностей детей. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях («Теремок», «Нелепица»), играх на развитие ассоциативного мышления («На что похоже», «Волшебные кляксы», «Слово-ассоциации»), игры на развитие диалектического мышления («Хорошо – плохо»). Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность и самостоятельность.

Руководство творческими играми имеет очень важное значение, но встречаются определенные трудности: педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать фильмы. Крайне важно, чтобы мы, педагоги, были активными участниками игр. Мы должны поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в нее всех желающих; это нужно для привлечения внимания детей, снятия у них излишнего напряжения.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

– формирование устойчивого интереса, снятие напряжения;

– развитие творческих способностей;

– формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. В связи с этим мы выделяем несколько основных условий проведения игр:

– наличие у педагога определенных знаний и умений;

– необходимость включения педагога в игру;

– использование средств и способов, повышающих эмоциональное отношение детей к игровой ситуации;

– атмосфера уважения и взаимопонимания, доверия и сопереживания между педагогом и детьми;

– использование в игре наглядности.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Поэтому никогда не следует перегружать занятие играми. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, пообещав при этом, что завтра или в другой раз мы сможем еще поиграть, чтобы впереди была приятная перспектива. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех ребенка – это обоюдное достижение и педагогов, и ребенка. Нам очень приятно наблюдать, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

Есть великая формула К. Э. Циолковского, раскрывающая тайну рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Очевидно это и есть путь становления творческих способностей, путь развития исследовательского и изобретательского таланта. Наша главная задача – помочь ребенку встать на этот путь.

Как уже говорилось, все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие, которые при всем своем многообразии объединены под общим названием не случайно: они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые дают ребенку в разной форме и расположены они в порядке возрастания сложности. Задачи имеют очень широкий диапазон трудности, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

Универсальные творческие способности – это индивидуальные способности и качества человека, определяющие успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

– комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремление ребенка к творчеству;

– умная, доброжелательная помощь взрослых;

– предоставление ребенку свободы выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий и т. д.;

– самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда он добирается до «потолка» своих возможностей.

Однако создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. В своей педагогической деятельности педагоги учреждений дополнительного образования уделяют большое внимание именно внеурочной деятельности, так как в ней заложены большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное педагогическое творчество.

Учреждения дополнительного образования готовы помочь педагогам школ, в рамках внеурочной деятельности учащихся и предоставить все условия для успешной работы. Педагогами разработаны программы и проекты, направленные на последовательное и систематическое развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развивающие игры.

Мы, педагоги дополнительного образования, выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, чего ожидают от нас семья, общество и государство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.

Проектное исследование, в котором предложена  модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая  воспитыв...

Формирование интереса к учёбе в системе развивающего обучения (из опыта работы)

В работе  даются ответы на вопросы "Как сделать учебную деятельность значимой?", "Как формируется потребность в знании?", приводятся фрагменты уроков обучения грамоте и математики....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВО

Г. Н. КОЗЛОВАФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВОВ знаменитой книге В.А.Сухомлинского: «Сердце отдаю детям»  есть глава, в  которой великий педагог пишет: «Уче...

«Формирование социо-коммуникативных основ у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича» (опыт работы по программе С. В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках»)

В докладе представлено краткое описание парциальной программы «Умные игры в добрых сказках», разработанной для старших дошкольников (автор Светлана Вячеславовна Макушкина)....