рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество"
рабочая программа на тему

Матрёнушкина Ирина Владимировна

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество" для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnoe_tvorchestvo.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Народное творчество

Программа внеурочной деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Особенностями современного этапа развития искусства, к сожалению, стали художественные провокации, преобладание концептуальности над эстетическими категориями «добра и зла», «красивого и безобразного» с их полной этической размытостью.

Рассматривая вопросы функционирования изобразительного (народного) искусства, следует обратить особое внимание на субъектно-объектные отношения в данном процессе в историческом развитии, где (за исключением современного искусства) главным ценностным творцом выступала «природа», «труд» являлся олицетворением творчества в деятельности «человека»:

В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира. Ключевыми становятся дидактические принципы культуросообразности и культуропреемственности образования. В связи с этим, является своевременной необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям продекларированным в «Стратегии развития России – 2020», Законе Российского Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Так же учитываются требования нового «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС), Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция этнокультурного образования в России», «Примерные и рабочие программы по учебным предметам: Изобразительное искусство (1-4 классы).

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным.

Методическое пособие «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс»построено на основе новационныхдидактических принципах гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания, разработанных автором и активно внедряемых в современной методологической и педагогической практике.

Гуманизм и гуманизация образования и воспитания - единство общекультурного, социально-нравственного и духовного развития личности, понимающей и принимающей коллективное начало в развитии гражданского общества.

Культуропреемственность- постижение глубинных смыслов отечественной народной художественной культуры, составляющей первооснову сохранения и развития государственности.

Культуросообразность- единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, в условиях постижения мировой культуры.

Природосообразность– опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.

Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.

Индивидуально-творческое (личностное) самовыражение – феномен творческой трансляции системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.

Целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге, направленное на формирование новых стилей научного, творческого и социального мышления.

Дифференциация и интеграция – постижение процесса и результата деятельности на основе неразрывности и единства взаимосвязей, общего, частного и целого.

Диагностичность – проверяемость результирующих действий, с применением параметрических и непараметрических средств математической статистики.

Единство фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания – связь обучения с жизнью, наукой и культурой, теории с практикой, индивидуальных потребностей с социальной необходимостью.

Предложенные дидактические принципы раскрывают четкие связи важнейших компонентов метапредметного знания в условиях внеурочной деятельности обучающегося, несущего гражданскую ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и судьбы прошлых поколений наших предков.

Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:

1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.

3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.

4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.

Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).

2. Проблемно-поисковая деятельность.

3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.

4. Художественно-педагогическая драматургия.

5. Музейно-педагогическая драматургия.

6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.

7. Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:

1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.

2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).

3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.

4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов).

Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.

Цель методического пособия «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» - формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

Задачи:

- расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

В методическом пособии представлены разные подходы формирования тематического планирования и содержания учебных занятий, наиболее полно раскрыто содержание для 1 класса, что позволит учителю самостоятельно продумывать учебно-творческую деятельность во 2, 3 и 4 классах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тематический план. Начальное основное образование.

1 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи.

2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.

4). Хлебушко – Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

           2

2

2

2.

Фольклор

1). Колыбельная моей бабушки.

2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России.

3). Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры.

4). Попевки:Осенины. На зеленом на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе.

2

2

2

2

3.

Игра

1). Ручеек.

2). У медведя во бору.

3). 12 палочек.

4). Гуськи.

2

2

2

2

4.

Экспедиция. Проект

1. Деревянное зодчество моего села, города, края.

2. Музеи моего села, города, края.

3. Народные мастера моего села, города, края.

4. Мой школьный историко-этнографический музей.

2

3

2

2

Итого:

33

2 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Народный костюм – философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом.

2). Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Морозные кружева в вологодских коклюшек, Ивановские вырезанки.

4). Путешествие «Матрешки» по России.Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля, Семеновская,Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и др. матрешки

2

2

2

2

2.

Фольклор

1). Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Красная горка, Козьма-огородник, Ивана Купала и др.

2). Расскажи мне сказку. «Соломенный бычок – смоляной бочок». «Крошечка хаврошечка.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Александр Невский, Дмитрий Донской,Пересвет и Сергий Радонежский, Иван Грозный и др.

4). Заклички, попевки и потешки: «Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко – ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели»

2

2

2

3.

Игра

1). Вью, вью, вью я капусточку. Ручеек.

2). Два Деда Мороза.

3). Белки, волки, лисы.

4). Царь горы, взятие снежного городка, катание пасхальных яиц.

2

2

2

2

4.

Экспедиция. Проект

1). Храмы и культовые сооружения моего села, города, края.

2). Фольклорные коллективы и ансамбли народного танцамоего села, города, края.

3). Сказители, поэты и писатели моего села, города, края.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.

5)Посиделки

2

2

2

2

Итого:

34

Тематический план. Начальное основное образование.

3 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме.

2). Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.

4). Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России.

2

2

2

2

2.

Фольклор

1). Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России

2). Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях.Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.

4). ПраздничныеСпасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний

2

2

2

2

3.

Игра

1). Марийские народные игры.

2). Башкирские народные игры.

3). Игры народов Кавказа.

4). Удмуртские народные игры.

2

2

2

2

4.

Экспедиция. Проект

1). Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.

2). Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.

3). Художники и мастера декоративного искусства моего села, города, края.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.

5)Выставка поделок

2

2

2

2

Итого:

34

4 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем,Лобаз, Юрта, Чум и др.. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи.

2). Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы. Богородская деревянная игрушка.

3). Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле

4). Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и НижнеТагильский поднос.

2

2

2

2

2.

Фольклор

1). Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др.

2). Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы.

4). Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.

2

2

2

2

3.

Игра

1). Хоровод.Что нам осень принесла.

2). Колядочные игры и костюмированные представления.

3). А мы Масленицу повстречали. Лапти.

4). Карусель. Жнивка. Веночек.

2

2

2

4.

Экспедиция. Проект

1). Кухня народов России.Единство традиций и отличительные особенности.

2). Скоморохи, вертеп, ярморочный театр

3). Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов,В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухинаи др.

4). Мой школьный историко-этнографический музей

5)Фольклорный праздник.

2

2

2

2

Итого:

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.- М., 1988.

2. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.

3. Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая).М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.- С. 67-71.

4. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества.- М., 1979.

5. Бердяев Н.А. Человек. Макрокосм и микрокосм. / Русский космизм.- М., 1993.

6. Василенко В.М. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв.- М., 1974.

7. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

8. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.

9. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.

10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.

11. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.

12. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1988.

13. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.

14. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

15. Есенин С.А. Ключи Марии. Текст произведения http://www.ilibraru.ru.

16. Жегалова С.К. Русская народная живопись.- М., 1984.

17. Званцев М.П. Хохломская роспись.- Горький, 1951.

18. История русского орнамента Х-ХYI веков. / Ред. С.Ю.Ивлев.- М.: Арт родник, 1997.

19. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с ил.

20. Круглова О.В. Народная росписб Северной Двины.- М., 1987.

21. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М.: Молодая гвардия, 1988.

22. Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- Вып.4.- М., 1991.

23. Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиций и новизны // Проблемы народного искусства.- М., 1983.

24. Некрасова М.А. Народное искусство России// Народное творчество как мир целостности: Альбом.- М., 1983.

25. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М.: «Изобразительное искусство», 1983.

26. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре.- М., 2003.

27. Некрасова М.А. Народное искусство России – духовный феномен современной культуры. Традиция и современность. /В сб. Народное искусство и современность.- Ханты-Мансийск, 2009.

28. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с ил.

29. Полунина В.Н. Одолень-трава // Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством.- М., 1989.

30. Пословицы, поговорки, загадки. В рукописных сборниках ХVIII – ХХ веков. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1961.

31. Пропп В.Я. Мифология сказки.- М., 1969.

32. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М, 2011.

33. Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов.- М., 1991.

34. Серов Н.В. Цвет культуры.- СПб.: Речь, 2004.

35. Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым. – СПб, 1895.

36. Шпикалова Т.Я., Алексеева Т.В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с методическими рекомендациями. 1 класс.- М., 1996.- 2 класс.- М., 1997.

37. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования. Шуя. 2006.

38. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творение российских мастеров.- М.: Просвещение, 2006, с ил.

39. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. 1-4 класс. 5-8 класс.- М.: Просвещение, 2011-2012.

ИНТЕРНЕТ ресурс:

1. «Перуница» - Северное народное искусство.

2. www.onmck.ru – сайт Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации.

3. www.kizhi.karelia.ru- сайт Государственного музея-заповедника Кижи.

4. www.museum.vladimir.ru - сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

5. www.abash.netfirms.com/-Абашевская игрушка (история, каталог, образцы).

6. www.wco.ru/icons - Виртуальный каталог икон.

7. www.sobory.ru - каталог православной архитектуры.

8. www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.

9. www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.

10. www.russianculture.ru - Русская культура.

11. www.rusmuseum.ru – Русский музей.

12. www.slovopedia.com

13. www.slavynka88

14. www.liveinternet.ru

15. www.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)

16. www.domstr.ru (Энциклопедия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС

Программа поможет в организации  внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Радуга творчества" 4 класс

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требования ФГОС , содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа направлена на формирование творческих способност...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Речевое творчество

Программа составлена по курсу Каландаровой Н "Уроки речевого творчества"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"1-4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками" в 1-4 классах, полностью соответствует ФГОС и составлена на основе программы Т.Н. Просняковой...