Через творчество - к сердцу ребенка
статья на тему

Лукьянчикова Ирина Игоревна

АА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherez_tvorchestvo.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Через творчество – к сердцу ребенка

Наши дети живут в эпоху, насыщенную информацией, полную противоречий. Их поведение часто повторяет увиденное на экранах телевизора, в компьютерных играх и т.д. Родителям просто не хватает времени «быть» с ребенком, беседовать с ним, играть, обмениваться друг с другом мыслями и чувствами.

Многим детям все труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками, взрослыми.

Да, современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, разбираются лучше в технических новшествах, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дети не посещают детские сады, а  современные игрушки, компьютеры, телефоны не могут компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

У ребят, которые приходят сейчас в первый класс, отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки, воображения и фантазии, что так естественно для детей этого возраста. Часто про таких детей психологи говорят «не доиграл». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Мы, как учителя начальных классов, сталкивались еще и с такой не менее важной проблемой. В период адаптации ребенка к школе у 70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, суетливость, развязность.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного внимания, недостаточно развиты память и внимание.

Поэтому в настоящее время стала острой необходимость развивать не только познавательные процессы, но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка, его духовную сферу. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности, воспитание посредством занятий театральным творчеством.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Поэтому, когда в 2011 году   стандартах II поколения появилось такое понятие как внеурочная деятельность, я не раздумывая решила взять часы внеурочной деятельности – направление «Театральная карусель».

Задача внеурочной деятельности – позволить ребенку раскрыть личностные качества, окунувшие в мир творчества, раскрыть и проявить свои индивидуальные особенности, увлечения, интересы.

Так возникло направление внеурочной деятельности – «Театральная карусель».

Целью этой программы является создание условий. В которых дети овладевают навыками коллективного взаимодействия и общения, приобщение к основам коммуникативной и артистической культуры, помочь ребенку проявить себя в общении, а затем и в творчестве.

Наиболее продуктивным, эмоциональным методом воспитания и обучения ребенка младшего школьного возраста является игра как таковая. Ребенок развивается творя и играя, ведь именно игра – есть непременный атрибут театрального искусства, именно в игре ребенок доступными ему средствами учится познавать и осваивать мир через себя и других, учиться общению, проходит ролевой тренинг. Игра активизирует развитие ребенка. Поэтому игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.

Этим я и руководствовалась при составлении программы, при выборе содержания, форм и методов обучения. Поэтому первый год обучения посвящен играм разного типа – подвижные, развивающие, творческие и т.д.

В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы я использую разные формы работы. Одной из основных форм организации образовательного процесса является урок развивающих театральных игр, т.е. групповые занятия. Предварительно у родителей, учащихся первого класса прошло анкетирование, из которого было видно, сколько детей выбрали эту деятельность. В нашей школе три первых класса. Из все желающих детей созданы группы. Занятия проходят в специально оборудованном для этих целей кабинете, который называется «Волшебный мир театра». Там дети погружаются в творческую обстановку, и с ними происходят небывалые чудеса.

Главная задача, которая стояла передо мной на первом году обучения, как перед руководителем, это научить детей навыкам коллективной  игры с элементами театральной деятельности, взаимодействию друг с другом, с другими людьми, легкому. Непринужденному общению. В этом направлении есть уже маленькие, но результаты. Первый уровень результатов в 1 – 2 классах – это приобретение школьниками социальных знаний, большое значение на первых порах (да и далее, конечно), имеет взаимодействие учеников с педагогом. Ребята приобретают на наших занятиях знания о различных играх, а также правилах конструктивной групповой работы.

Дети, пришедшие на занятия, не умели общаться, были частые ссоры, они  не могли договориться между собой. По мере того, как дети принимали участие в различных играх, разминках – они постепенно научились взаимодействовать друг с другом. Теперь я постепенно ввожу в разминку, игры детей, которые по-очереди выступают в роли ведущих, предоставляю ребятам большую самостоятельность, использую прием «наблюдения за игрой», сама нахожусь рядом, а если возникает ситуация, когда дети не справляются сами – тогда вмешиваюсь в процесс.

Наблюдения за учащимися своего класса (1-Б) показали, что ребята уже научились многим играм на занятиях «Театральной карусели» и закрепляют полученные умения и навыки во внеурочной деятельности переменах между уроками.  Кто-то из детей берет функцию ведущего-лидера и начинает игру. Я – выступаю наблюдателем и опять не вмешиваюсь, если в этом нет необходимости. Очень интересно в этот момент наблюдать за детьми. Не у всех сразу получается собрать группу игроков, выбрать «снайпера», предложить игру, отстоять и т.д. Но то, что дети уже в первом классе проявляют самостоятельность, активность, настойчивость, интерес, пытаются услышать друг друга, договариваться между собой – считаю большим результатом.

Как известно, современные дети все меньше стали играть во дворах, на площадках, они просто не знают многих подвижных игр, в которые играли – мы – детьми. Поэтому на наших занятиях я уделяю подвижным играм не малую роль. В теплое время года мы играем  на улице, в холодное – в кабинете, в рекреациях коридора. Очень полюбились детьми такие игры, как «Воробьи – вороны», «Слепой», «Король», «Суета», «Огонь – лед» и т.д.

Ребята учатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, опять же постоянно держа во внимании партнеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К сердцу ребенка

Ребенок должен быть счастлив!...

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

ИСТОЧНИКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЧИКОВ.КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ТАЛАНТЛИВ ПО СВОЕМУ.НЕОБХОДИМО УВИДЕТЬ ЭТУ МАЛЕНЬКУЮ ЗВЁЗДОЧКУ И ПОМОЧЬ ЕЙ УТВЕРДИТЬСЯ НА БОЛЬШОМ НЕБЕ ПОЗНАН...

Программа воспитательной работы с ученическим коллективом «Верная дорога к сердцу ребенка»

Кто затронет струны милосердия в душах детей? Кто даст им почувствовать радость от прикосновения к прекрасному? Кто научит воспринимать мир не в черно-белом измерении, а во всем половодье красок? Кто ...

Путь к сердцу ребенка

Ребенок должен быть счастлив. Это убеждение разделяет большинство родителей. Но нельзя забывать при этом, что счастье даже для самого маленького человека выражается не только в его материальном благоп...

Выступление для родительского собрания Пять путей к сердцу ребенка

Информация для родительского  собрания взята из книги «Как найти с ребенком общий язык или пять путей к сердцу ребенка», авторы  Гэри Чепмен, доктор философии, Росс Кэмпбелл, док...

«Участие в конкурсе, как один из аспектов мотивации детей к самореализации через творчество»

Творческое развитие школьников в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих...

Книга «Пять путей к сердцу ребенка»

Книга «Пять путей к сердцу ребенка» познакомит вас с пятью моделями поведения родителей для того, чтобы помочь определить, какой именно путь приведет вас к сердцу вашего ребенка, какая мод...