Праздник для третьих классов "Русская ярмарка"
методическая разработка (3 класс) на тему

Праздник проводится с целью ознакомления учащихся с видами народных промыслов, с традициями русских народных праздников, с целью создания условий для воспитания уважения к истории своего народа, патриотизма, для развития творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_russkaya_yarmarka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа №1392 им. Д.В. Рябинкина» г. Москвы

учитель начальных классов Сухоставская Наталья Геннадиевна

РУССКАЯ ЯРМАРКА.

Сценарий праздника в 3-их классах

Сценарий создан на основе сценария Никандрова Олега Евгеньевича

 «Русская ярмарка», расположенного по адресу http://pandia.ru/text/79/055/80070.php 

Цели:

познакомить детей с народными промыслами, традициями русских народных праздников; создать условия для воспитания уважения к истории своего народа, патриотизма; развивать творческие способностей детей.

Оформление: сцена актового зала украшена предметами русского быта, изделиями русских народных промыслов, бутафорскими предметами (горшки, соленья-варенья, бочонки и др. ярмарочные товары). На сцене – корова (из фанеры) и предметы, необходимые для инсценировки. Дети выступают перед сценой.

 Оборудование: трон и  корона из бумаги для «царя», 2 шапки-петушка,  ромашка из бумаги, на лепестках которой записаны скороговорки. Музыка встроена в презентацию, сопровождающую праздник.

Все дети одеты в русские народные костюмы. У каждого коробейника – поднос с «товарами». Подготовлены нарядные мешочки для угощения зрителей (по одному на каждый класс).

Ход праздника:

1. Вступление.

Звучит музыка – песня «Чудо-балалайка», дети входят в зал, выстраиваются перед сценой, которая оформлена в стиле ярмарки. Мальчик с балалайкой и девочка исполняют короткий танец в соответствии со словами песни, затем встают в общий строй, музыка затихает.

Учитель: Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздника не начинаем.
У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек много припасено.
Все: Добро пожаловать на русскую ярмарку!
Учитель: Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не видим,
Забываем мы о ней!
И хоть более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину! (дети рассаживаются)

Ведущий1: Внимание, внимание!

Народное гуляние!

Ведущий2:Торопись, честной народ,

Всех нас ярмарка зовет!

Зазывалы: Эй, народ честной да удачливый!

На нашу ярмарку поворачивай!

Все ряды с утра позахвачены,

Уйма всякого добра, всякой всячины!

Тары-бары, растабары!

Есть хорошие товары!

Не товары – сущий клад!

Разбирайте нарасхват

Что душа твоя желает –

Всё на ярмарке найдешь,

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдёшь!

Выходят торговцы – коробейники:

Ай да, сбитень – сбитенёк!

Кушай, девки, паренёк!

Кушайте и пейте,

Денег не жалейте!

Сбитень сладкий на меду,

Ну-ка мёду подкладу!

А как буду-то варить,

Его все будут хвалить!

Ай да птичка!

Сама летает,

Сама свищет,

Сама и покупателя ищет!

Сама клюёт, сама питается,

Сама и с деточками забавляется!

Есть ниточки!

Есть катушечки!

Подходите покупать,

Девки - душечки!

Иголки - не ломки,

Нитки, тесёмки,

Румяна, помада!

Кому чего надо?

У дедушки Якова

Товару хватит всякого!

Мыла пахучие,

Ситца нелинючие!

Булавки, приколки!

Стальные заколки!

За один пучок

Плати пятачок!

Продаю пирожки-булыжники!

Нет на земле пирожков полезней –

Излечивают зубы от всех болезней!

Куснёшь разок такой пирожище –

Не то, что болезней – зубов не сыщешь!

Видно, сыт у нас народ-

Ничего он не берёт!

Крендельки! Гребешки!

Сухарики! Петушки!

Небольшой расход!

Подходи честной народ!

Вместе: Тары – бары – растабары!

Расторгуем все товары!

2. Народные промыслы.

Ведущий 2: Пожалуйте к нам, гости дорогие!

Не скучайте, веселитесь!

Ведущий 1: На Руси промыслов разных много,

Тех, что глаз радуют и пользу приносят.

Ведущий 2: Вот здесь у нас товары из слободы Дымково, что недалеко от города Вятки.

Ученики:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах,

Сияйте охра с суриком

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

Ведущий 1: На русских ярмарках проходило даже праздничное гулянье с озорным названием Свистунья.

Ведущий 2: Почему свистунья?

Ведущий 1: Да потому, что там на разные голоса звенел весёлый пересвист дымковских свистулек.

(выходят дети со свистульками, звучит пересвист)

Ведущий 2: А здесь кружевные узоры!

Ученик: Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках.
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной,
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава
Кружева… кружева… кружева.

Ведущий 1: А как называется эта удивительно красиво расписанная посуда? (Гжель)

Ученик:

Ритмы сине-белых чудных красок
Неба синь и белая метель
Подмосковье - ты всегда прекрасно,
Это наша сказочная гжель.
Гжель, гжель, сказочная гжель.
Песня задушевная, песня хорошая.
Словно белая метель синие цветы запорошила.

Ведущий 2: Где же делают такие красивые платки? (в Павловом Посаде)

Ученик:

А мы все идем, вновь вперед и вперед,
Дорога нас в Павлов Посад приведет.
Что за чудо-узор, что за краски вокруг -
Это поле, цветы, словно солнечный луг!
Эту русскую сказку каждый видеть тут рад!
Эта сказка с названием Павлов Посад!

Ведущий 1: Ребята, вы узнаете эти расписные ложки?

Ученик:

Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Ученик:

Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей, 
Но не будет роднее, чем здесь!

Ведущий 2: Вот сколько в России разных народных промыслов!

Ведущий 1: А создавали всё это «золотые» руки русских умельцев.

Ведущий 2: Ой, про всё сказали, а про матрешек-то забыли!

Ой да, балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрёшек постарайся!

Танец матрешек (исполняют девочки).

3.  Игровая часть.

Ведущий 1: На нашей ярмарке можно и корову купить, и поторговаться!

Ведущий 2: Предлагаем вашему вниманию инсценировку стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал» (приложение)

Ведущий 1: А некоторые приезжали на ярмарку, чтобы найти себе работников.

Ведущий 2: Поиграем в игру «Царь и работники».

Ведущий 1: Приглашаем от каждого класса по три человека. Каждая тройка

подходит к «царю» и пантомимой показывает, какую работу  умеют выполнять работники.

Ведущий 2: Если «царь» угадывает, то он берет их в работники. Если нет, то работники уходят, а все хором говорят: «Не догадался – без работников остался!»

Ведущий 1: Работников царь себе нашел.

Ведущий 2: Да и как не найти, когда у нас такие добры молодцы, богатыри да умельцы!

Разойдись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко!

Исполнение песни («Во кузнице»).

Ведущий 1: Каких только разговоров не услышишь на ярмарке!

Потешки

- Федул! Что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Зашить можно?

- Иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался!

- Здорово, кума!

- На рынке была!

- Никак ты, кума, глуха?

- Купила курицу да петуха!

- Прощай, кума!

- 5 алтын дала!

- Прошка! Что ты из леса не идешь?

- Медведя поймал!

-Так веди его сюда!

- Да он не идет!

- Сам иди!

- Да он не пускает!

Ведущий 2: Что еще можно купить на нашей ярмарке, догадаются самые смекалистые!

Ведущий 1: Предлагаем отгадать загадки. Кто ответит, получает жетон. 

Загадки

Ведущий 1: То толстеет, то худеет,

Громко-громко голосит.

Ведущий 2: Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый…

Он черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Ведущий 1: Он твёрд и бел,

Как будто мел,

И ты его немало съел.

Ведущий 2: Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье,

Ну и объедение!

Ведущий 1: От него - здоровье, сила

И румяность щек всегда.

Белое, а не белила.

Жидкое, а не вода.

Ведущий 2: Из воды она родится,

Но воды она боится,

И ни суп, и ни кулеш

Без нее никак не съешь.

Ведущий 1: Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

Ведущий 2: Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто ест – похвалит.

Ведущий 1: Три братца пошли купаться,

Два купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

Ведущий 2: Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу.

Ведущий 1: Молодцы, разгадали все загадки!

Ведущий 2: А теперь просим выйти вперед счастливых обладателей жетонов. Вас ждет сюрприз.

(Проводится шуточная выдача призов)

Ведущий 1: На ярмарках проводились разные игры, соревнования, где участники могли показать свою ловкость, силу, сноровку.

Ведущий 2: Настала пора мальчикам показать свою удаль молодецкую!

Ведущий 1: Объявляется Игра «Петухи»

Приглашаем двух мальчиков 3а класса. Двое играющих (мальчики), на голове у вас  шапки, левой рукой подхватываете левую ногу. Задача: первому сорвать шапку с товарища, увернувшись самому.

Далее приглашаются мальчики 3б, 3в, 3г класса.(по очереди)

Ведущий 2: Следующая игра  «Сороконожка».

Ведущий 1: Сначала приглашаем в центр зала 3а и 3б классы.

Ведущий 2: А теперь приглашаем 3в и 3г классы

(игра проводится взрослыми – родителями. Дети встают друг за другом, держась руками за плечи и по команде выполняют различные движения: поднять левую лапку, правую лапку, попрыгать, пройти гусиным шагом, почесать левой лапкой правую и т.д.)

Ведущий1: Посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка!

Ведущий 2: Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка.

Ведущий 1: Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку 3 раза. Ну-ка, кто лучше? 

 Ведущий 2: Это конкурс для родителей. Приглашаем по одному человеку от класса

Ученики:  Когда-то Россияне,

Ванюши, Тани, Мани,

Танцуя на гулянье,

Открыли новый стиль.

Штиблеты и сапожки

Под русские гармошки,

Под бересту и ложки

Прославили кадриль.

Исполняется танец кадриль. После танца все выстраиваются в одну линию перед сценой

Ведущий 1: Эх, добры молодцы да красны девицы! Спасибо за внимание, кончается гулянье!

Ведущий 2: Ярмарка закрывает свои двери. Пора и отдохнуть!

Ведущий 1: Теперь можно и откушать, чем бог послал! (подносят мешочек с угощениями каждому классу)

Все вместе:

КОНЕЦ – ВСЕМУ ДЕЛУ ВЕНЕЦ!

Приложение

1. Скороговорки

- Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

- Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.

- Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить.

- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

- Пел перепел за деревней. Пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел, тетерева перепел.

- Бобры храбры идут в боры. Бобры для бобрят добры.

- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

- Осип охрип, Архип осип.

2. С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

ВЕД. На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

ПОКУПАТЕЛЬ 1 - Хозяин, продашь нам корову свою?

СТАРИК - Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

ПОКУПАТЕЛЬ 1 - Не много ли просишь, старик, за нее?

СТАРИК - Да где наживаться! Вернуть бы свое!

ПОКУПАТЕЛЬ 1- Уж больно твоя коровенка худа!

СТАРИК - Болеет, проклятая. Прямо беда!

ПОКУПАТЕЛЬ 1- А много ль корова дает молока?

СТАРИК - Да мы молока не видали пока...

ВЕД. Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

ПАРЕНЁК - Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

ВЕД. Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

ПОКУПАТЕЛЬ 2- Корову продашь?

ПАРЕНЁК - Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

ПОКУПАТЕЛЬ 2 - Да так ли! Уж выглядит больно худой!

ПАРЕНЁК - Не очень жирна, но хороший удой.

 ПОКУПАТЕЛЬ 2 - А много ль корова дает молока?

ПАРЕНЁК - Не выдоишь за день - устанет рука.

ВЕД. Старик посмотрел на корову свою:

СТАРИК - Зачем я, Буренка, тебя продаю? -

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник окончания третьего класса

Традиционно праздники проводятся в конце 1 и 4 классов. Но ведь хочется чаще радовать детей! Предлагаю сценарий Праздника окончания третьего класса. Все конкурсы и задания в нём связаны с числом три....

« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.

Научить детей и взрослых правильному осознанному,  нравственно-направленному, использованию свободного времени....

Праздник окончания третьего класса

Праздник окончания третьего класса...

Классный час - праздник "Здравствуй, третий класс!"

Классный час проводится в первый учебный день, не требует специальной подготовки учащихся....

Сценарий праздника окончания третьего класса

Сценарий праздника окончания третьего класса...

Сценарий праздника прощание с Азбукой. "Ярмарка русской азбуки"

Материал праздника подобран  из разных источников.Я предлагаю один из вариантов моего поиска. В сценарии есть песни, частушки, игры. В заключении праздника каждый ребёнок получает удостоверение о...

Праздник в начальной школе "Ярмарка пирогов"

Костюмированный праздник для обучающихся 1-4 классов. Сохраняем традиции русского народа, развиваем творческие способности обучающихся, формируем навыки личной гигиены и правильного питания....