Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.
материал на тему

 Наталья Юрьевна Шепелина

Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.

«То, что сегодня ребёнок делает с помощью

взрослых, завтра он сумеет сделать это

самостоятельно».

Л.С.Выготский.

Мерой и показателем эстетического развития и воспитания человека служит его эстетическая культура. При всём многообразии видов и форм человеческого бытия человек призван творить красоту и реализовывать себя через эстетическую культуру и искусство. Красота порождает творческий взлёт, а равнодушие к ней приземляет человека, лишает чувств духовного наслаждения и возможностей преображения мира.

На протяжении нескольких лет, я работаю над проблемой «Эстетическое воспитание в условиях образовательного учреждения интернатного типа». Надо организовать работу так, чтобы у детей были реальные дела, отражающие жизнь группы, класса, школы. Дела полезные детям и окружающим с опорой на самоуправление, дающие каждому ребёнку раскрыться, показать свои способности. Дети могут участвовать в значимых для себя и общества событиях.

С педагогической точки зрения творческая деятельность – это следствие особой проблемной ситуации, которую нельзя расширить традиционными способами. Задатки творчества присущи любому человеку, особенно в детском возрасте. Ребёнок, открывая вновь для себя мир, каждый день видит всё впервые. Проявление творческих способностей варьируется от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творчества одна – создание нового, никогда ранее не существовавшего. Разница в материале творчества и масштабах достижений. Примером этому может служить создание в группе фото-галереи. В выполнении этих работ участвовал каждый ребёнок. Дети были одухотворены работой, они умеют не только созерцать мир, но и творить его в своём воображении. Фантазия, вдохновение, эстетическая мотивация, знания – всё это пусть в самой элементарной форме, но присутствует в детском творчестве.

В нашей группе дети посещают кружок «Оч.умелые ручки», на занятиях они получают новые знания о прикладном искусстве. Прикладное искусство осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Работы детей, это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой стиль и свой художественный образ, который выражает их назначение. Работы можно было увидеть на выставке детского творчества и в игровой комнате группы.

Большие возможности в изучении эстетической культуры личности в педагогическом плане открывает эстетико-педагогический элемент культуры в таких сферах жизнедеятельности человека, как труд, быт, отношение к природе, эстетика общения, искусство. Именно они осуществляют самосовершенствование личности. Многообразие чувственно эстетических свойств человека способна воспитать природа. В наши дни проблема «человек – природа» обрела особый статус и остроту и осознаётся человечеством, как глобальная проблема наших дней. Я стараюсь привить детям любовь к красоте цветов и полей, неба и птиц, рыб и животных, через наши походы и экскурсии на природу. С малых лет важно формировать высокую культуру общения человека с природой, вырабатывать высокое гуманное, а значит, и эстетическое отношение к ней. Антуан де Сент – Экзюпери в «Маленьком принце» писал: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, оделся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». Моя задача в каждом ребёнке сформировать разумное, бережное ответственное отношение к нашей природе. В каждом ребёнке природа формирует привязанность, любовь, чувство и ощущение красоты. Человеку нужна природа, как духовное богатство, питающее его жизнь эстетическим мироощущением, эстетическими эмоциями и силами. Забота о природе неизбежно связана с развитием эстетической культуры – проявление заботы о природе.

В течение года мною были запланированы и проведены: часы общения – «Путешествие по музеям мира», «Как вы прекрасно выглядите», «Великие художники и поэты», «Золотая книга хорошего тона. Этикет от А до Я», «Семь чудес света» - открытое мероприятие; информационные часы – «Слово о словах», «Я познаю мир. Мировая художественная культура», «Таинственный мир ду русской»; беседы – «Мой край задумчивый и нежный», «Прелесть русского фольклора» и т.д.; КТД – «Я люблю мой край родной», «Мир прекрасен» и т.д.

Дети на протяжении всего учебного года принимали активное участие в групповых и общешкольных мероприятиях.

Мир человека, подлинный мир человеческих ценностей, стоит и будет стоять на красоте. Даже если под сомнение будут поставлены старые формы прекрасного и будут возникать новые формы, голоса прекрасного прошлых эпох будут продолжать жить в культуре третьего тысячелетия.

Я считаю необходимостью продолжать работать над проблемой эстетического воспитания, потому что совершенство целостного человека, как носителя эстетической культуры возможно только на пути его эстетического созидания и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение.                                                                                      3
  2. Основная часть:                                                                            

2.1. Эстетическое воспитание как целенаправленное формирование

отношения ребёнка к действительности.                                    4 – 6               2.2. Воспитание эстетической культуры – одна из важнейших сторон                                                                                                          

формирования личности детей.                                                   6 - 8    

             2.3. Художественная культура личности как доминанта её  эстетической культуры.                                                                 8 – 10

             2.4. Условия успешного эстетического воспитания учащихся, КТД в системе воспитания.                                                                       10 – 12

             2.5. Приобщение школьников к народному творчеству через умения изготавливать изделия декоративно – прикладного искусства. 12 -15

              2.6. Природа как первоисточник эстетического воспитания.    15 – 17

III.      Выводы.                                                                                         18 – 20

      IV.      Приложения.                                                                                      

      V.       Литература.

  1. Введение.

 Я, Шепелина Наталья Юрьевна, работаю в Шолоховской школе – интернате с 2002 года воспитателем. Я, начала работать с детьми 11 – 12 лет – это возраст, когда дети не только активны и любознательны. Это пора, когда они начинают искать своё место в жизни. Подражая взрослым, мальчишки и девчонки хотят иметь своё интересное дело, общаться со сверстниками, самовыражаться и самореализовываться. Ежегодно в начале и в конце учебного года я проводила диагностику по уровню воспитанности каждого учащегося. Проанализировав результаты диагностики, я выяснила, что у учащихся недостаточно познаний в эстетическом направлении.* Они не умеют работать совместно, у них плохо развита мелкая моторика рук, отсутствует эстетический вкус при оформлении работ. Поэтому одним из главных направлений своей работы в группе я выбрала проблему «Эстетическое воспитание в условиях образовательного учреждения интернатного типа».

  Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека с первых его слов, поступков. Ничто другое так, как окружающая среда, не откладывает на его личности отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании ребёнка. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

(*) – см. приложение

  1. Основная часть.

«Красота – могучий источник нравственной

чистоты, духовного богатства, физического

совершенства… Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному».

В.А.Сухомлинский

  1. В широком смысле слова под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетическое отношение к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путём интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально – нравственной функции эстетического воспитания.

  Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию её единства стилистического родства, что по мнению польского учёного И.Войнара, является необходимой предпосылкой её теоретического познания.    

  Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению.

  Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности – это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать главной задачей эстетического воспитания.

  Эстетическое воспитание, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – всё это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

  Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей.

 Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

   Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше личность попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

  1. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребёнок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребёнка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем своё углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуру личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приёмами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируются эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

  В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т.п.  нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.

  Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в  творческий комплекс личности.

  Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание -  обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков.

  Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний, составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности.

  Задача эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и развивать творчески + эстетические задатки, неразрывно связанные с изначально трудовыми навыками.

  1. Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворённость отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло бы реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры.

  Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей эстетическим чувством их известных и безымянных создателей неоспорима. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не случайно с древнейших времён человеческой истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, творца и эстетического идеала.

   Становление и развитие эстетической культуры личности – процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических факторов. В нём задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

  Внутренним механизмом эстетической культуры является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

  Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности является её художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрировано представлены в понятии художественного вкуса – эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе её общения с искусством. Художественный вкус в своём развитом, индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая её, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений  окружающей действительности, способствуя более глубокому сознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

  Эстетика школьной жизни – вот где таится резерв повышения качества учебно-воспитательного процесса. Вспоминаются слова А.С.Макаренко о том, что стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре. Бить на красоту, по мнению А.С.Макаренко, - значит бить наверняка.

  Изучение и коррекция эстетического развития школьников – задача сложная и многогранная. Ведь понятие «эстетическая воспитанность» подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно-практических проявлений личности, которые характеризуют её эстетическую культуру.

  Приобщение школьников к мудрому народному творчеству через изготовление изделий декоративно-прикладного искусства является могучим средством возбуждения патриотического чувства, стремления к нравственному совершенствованию. Вот почему я считаю обязательным включать во внеурочную деятельность школьников специальные занятия: вышивка крестом, изонить (ниткография), оригами, поделки из солёного теста, поделки из природного материала, гильоширование (выжигание по ткани) и т.д. Задача такого приобщения состоит  том, чтобы пробудить у учащихся художественный интерес, активизировать участие в занятиях художественным творчеством, развивать тонкость ощущений, воображение, зрительную и логическую память, фантазию.

  1. С первых дней работы я поняла, что в таком небольшом коллективе, как воспитательская группа можно организовать воспитательскую работу так, чтобы у детей были реальные дела, отражающие жизнь класса. Дела, полезные им и окружающим, с опорой на самоуправление, дающие каждому ребёнку раскрыться, показать свои способности. В которых созданы условия, где каждый мальчик и каждая девочка смогут реально участвовать в значимых для себя и общества событиях.

   Эстетическое воспитание учащихся средствами искусства и активизация их художественно-творческой деятельности могут быть успешными при определённых условиях.

  1. Учёт интересов, потребностей, художественных запросов учащихся, в целом их эстетической воспитанности.
  2.  Систематичность и целенаправленность художественного образования и воспитания.
  3.  Ориентировка не только на познание и восприятие искусства, но и творчество в различных областях художественной деятельности, не только на потребление искусства, но и на передачу своих знаний, опыта творческой деятельности другим людям.

  В сфере эстетического воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) занимают особое место. У каждого принимающего участие в КТД, магическим образом пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам.

  Разнообразие и периодичность КТД позволяют учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные способности, социальное творчество.

  В процессе наших КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива и формирование личности школьника. Участие в КТД способствует развитию личности.

КТД

дают возможность

          ученику                                                                        воспитателю

       * реализовывать и развивать                            * развивать творческий

       свои способности;                                              потенциал;

        * расширить знания об                                     * совершенствовать

 окружающем мире;                                            организаторские

                                                                               способности;                         * приобрести навыки                                           * изучать классный

 проектирования;                                                  коллектив;

      * проявить организаторские                                * объединять учащихся;

  способности;

        * закрепить коммуникативные                         * управлять процессом

 навыки;                                                                  развития личности,    

                                                                                 школьника;

         * формировать способности                              * развивать рефлексивные

        к рефлексии (анализу)                                         способности

И, как следствие, происходит:

  • формирование коллектива единомышленников;
  • освоение культурного пространства учащимися;
  • формирование личности каждого ребёнка в коллективе.

  Приступая к разработке КТД, я ставлю перед собой цель: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Одним из главных средств для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности. Знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремёсел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами.

  Мы с детьми в свободное от учёбы время начали осваивать новые для них виды деятельности: оригами, изонить и т.д. Бывая на экскурсиях, дети приносят природные материалы, которые потом используются в изготовлении разнообразных поделок.

  Вместе с детьми мы рассматривали иллюстрации в книгах, выбирали наиболее понравившиеся и начинали творить чудеса. Так появились наши картины.*

  Создание поделок, картин, аппликаций из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они приносят много радости и удовлетворения.

  Процесс изготовления из природного материала положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

  Каждый ребёнок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углём и многими другими инструментами и материалами. Я предложила детям выполнить рисунок нитью. Изонить* - изображение нитью, или ниткография, как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечку гвоздях. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые украшали жилища. В современной технике нити накладывают стежками на жёсткую основу – толстую бумагу или картон – с помощью иголки. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгуляться.

  Отличие изонити от других видов вышивки в том, что с помощью нитей создаются графические произведения, отсюда и второе название техники – ниткография. Для себя я поставила цель – пробудить у детей интерес к творчеству в доступной для них форме, помочь им освоить навыки владения иглой, показать основные приёмы выполнения той или иной операции, выявить их способности к плоскостному моделированию. Сначала учащиеся выполняют простые работы, потом задачи усложняются, что позволяет перейти к самостоятельному творчеству  и воплощению своих идей. Результат как правило, виден уже на первом занятии, что очень важно для самих ребят. Графические произведения, выполненные в технике изонить, выглядят  очень эффектно.*

______________________________________________________________

(*) – Изонить (ниткография) – способ натяжения в определённом порядке ниток на твёрдой основе (картоне, «бархатной» бумаге).

(*) – См. приложение

  В технике изонить мы делали закладки для книг, открытки, настенные панно, сувениры. Занятия изонитью воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движения рук.

Это – вышивка, о диво

Очень выглядит красиво.

Раз стежок и два стежок,

Получается цветок.

Приходи скорей, учись

                                             И работать не ленись!

  В нашей группе многие учащиеся освоили технику вышивания крестом. На «первом уроке» дети узнали историю вышивания крестом. Вышивка – это узор, рисунок, выполненный с помощью иголки. Это искусство было известно в далёкой древности. Вышитые ткани найдены в гробницах фараонов в Древнем Египте, то есть 5 тысяч лет назад. Затем эстафету приняли древние греки и римляне. В те времена славились фригийские вышивки. У арабов искусство вышивания было на высочайшем уровне. В средние века благодаря крестовым походам европейцы познакомились с культурой и искусством Востока, и вышивание стало модным и в Европе. Вышиванием занимались даже царственные особы. В эпоху Возрождения вышивание достигло вершины своего развития. Вышивкой украшали одежду самые знатные и богатые люди. Уникальные произведения искусства, созданные зачастую безвестными мастерами, ныне хранятся в музеях. В наше время ручная вышивка продолжает быть увлечением многих. Вышивание крестом, пожалуй, самая популярная. Она давно известна и с XVI века почти всегда в моде. Дети узнали, какой бывает структура ткани для вышивания; как правильно располагать иглу; как выполнять одинарный крест. Вместе пробовали вышивать маленький кусочек полотна. Чтобы вышивать крестом, нужно уметь следовать рисунку, «схеме» -  учились читать «схему» цветную и чёрно-белую с символами. Знание схем и умение их читать позволяет ребятам делать меньше ошибок при вышивании. В нашей группе появилась выставка детских работ. На этой выставке можно увидеть работы не только девочек, но и мальчиков.*

  Занятия по изготовлению поделок из солёного теста привлекают детей результатами труда. Опыт показывает, что изготовлением сувениров, настенных панно, картин из солёного теста любят заниматься и девочки, и мальчики. Заинтересовать мальчиков можно стимулировать соответствующим подбором изделий. Если, например, девочки лепят цветы, фрукты, то мальчики с удовольствием сделают корзину.* Я предлагаю детям задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

  Дети с удовольствием принимали участие в изготовлении поделок. Так у нас в группе появилось портфолио каждого учащегося, в которые они собирали свои лучшие работы. Теперь на протяжении нескольких лет можно проследить рост и уровень эстетического развития. Работы стали более аккуратными, эстетически оформленными, более сложными по своему содержанию. Детям очень нравится пролистывать свои портфолио и смотреть, как отличаются работы, выполненные в начальных классах, от работ, сделанных в настоящее время. На базе группы открылась творческая мастерская, в которой дети занимаются своим любимым делом: вышивание крестом, выжигание по дереву, изготовление поделок из солёного теста. Результат этой работы – «Город Мастеров», со своим мэром, жителями-мастеровыми и произведениями их ремёсел. Среди жителей города есть умельцы, которые имеют свои персональные выставки работ: Бодю А., Боркан Ю. - (изонить); Скальская М., Шемаев В. – (выжигание по дереву)

  1. Основным источником наших представлений о красоте является природа. Ощущая себя частью природы, ребёнок познает себя, своё «я». «Природа – это я», - сказал М.Пришвин, желая подчеркнуть наше родство, близость с природой. Конечно, на уроках детям прививается любовь к природе, к Родине, воспитывается чувство прекрасного и доброго. Я решила продолжить эту работу с детьми и во внеурочное время. Большими познавательными и воспитательными достоинствами обладают экскурсии на эстетическую тему. Они расширяют и углубляют знания программного материала, открывают мир прекрасного, учат находить красоту в жизни, облагораживают сознание и чувства школьников. Во время экскурсий учащиеся глубже понимают и переживают увиденное, устанавливают необходимые связи, делают самостоятельные выводы, обобщают. Какое же место занимает природа в эстетическом воспитании? Действенными средствами воспитания любви к природе являются походы и экскурсии. В походах успешно решаются задачи познавательного, трудового, воспитательного характера, воспитания коллективизма. Но не менее целительное воздействие природы, её облагораживающее влияние на личность школьника. С особым эмоциональным настроением и чувством коллективизма вспоминают ребята о трудностях и радостях, поют любимые песни. Наши экскурсии были на темы: «Самое красивое место нашего посёлка», «В багрец и золото одетые сады», «Первые весенние цветы», «Природа и фантазия», «Осенний букет».* Во время наших экскурсий ученики выполняют различные задания: фотографируют любимые уголки, собирают материалы для коллекций. Результаты этой работы обсуждаются на часах общения. Тема природы как источника эстетического воздействия становится предметом бесед и классных часов. Вот примерный перечень вопросов и заданий, которые я предлагаю учащимся для раздумий и размышлений:
  • Назовите писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы родного края.
  • Найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озёр, гор.

(*) – См. приложение

  • Выпишите понравившиеся вам высказывания о природе, познакомьте с ними одноклассников.
  • Чему нас учит природа, какие качества воспитывает?
  •  Природа и Родина – как  взаимосвязаны эти понятия?
  •  Как вы себе представляете основные правила поведения на природе?
  •  Что вы знаете о профессиях типа «человек – природа» (агроном, садовод, ветеринар)?
  • Пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

  Дети пишут мини-сочинения. Вот, например, сочинение Боркан Ю. «Первоначальной осени пора»:

  «После уроков в субботу, взяв бутерброды, картошку и воду, мы идём в поход. Там мы бегаем по поляне, шалим, печём картошку, играем в разные игры. А потом мы сидим на поваленном дереве или траве и молчим, или вяло и тихо ведём беседу. Только у нас есть уговор: нельзя громко кричать, но можно слушать и видеть, чувствовать, ощущать запахи и красоту садов, можно читать стихи и петь негромкие песни».  

  Познавая законы природы учащиеся сильнее чувствуют её красоту. Чувство благодарности к природе, согретое внутренним добрым участием, приобретает у учащихся эстетическую окраску. Наши походы и экскурсии воспитывают в детях наблюдательность, чуткость, тактичность. Таким образом развивается эстетическое восприятие природы, способность видеть и чувствовать её красоту как гармонию форм, красок, запахов, звуков; формируется любовь к природе и уважительное уважение к ней.

  1. Выводы.

  За такой короткий период времени наша творческая мастерская прошла только стадию становления. Подводить итоги и прогнозировать результаты ещё, конечно, рано. Но то, что дети с каждым днём становятся дружнее, активнее, самостоятельнее, трудно не заметить.

  Наша работа помогает каждому ребёнку к любому делу подходить творчески. Мои наблюдения за детьми показывают, как развиваются их организаторские способности, расширяется кругозор и познавательные интересы, как изменяется культура общения друг с другом.

  Так на основе выявленных критериев и проведя сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности, я получила следующие результаты.

Отношение к обществу и к природе:

        -     - начало года

              - конец года

Аккуратность:

        

Творческое отношение во внеурочных делах:

     

Вежливость и культура поведения:

                   - начало года

             - конец года

Самосовершенствование:

               - начало года

       

               - конец года

  Уменьшилась группа пассивных ребят. Всё чаще в классе у ребят возникает желание участвовать в делах класса и школы, занимая не пассивную, а активную позицию. Мне необходимо научить их жить, добиваться успеха в беспокойном мире, объяснить, что трудности закономерны, преодолевая их, мы приобретаем нравственные ценности и жизненные ориентиры.

  Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самопознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей, формирует личностную культуру моих учащихся.

  Я планирую продолжить работу по эстетическому воспитанию, основная цель, которой формирование личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру, самоосуществление творческих задатков. Задачи: объединение учащихся идеей совместного творчества для достижения успеха, добиваясь самовоспитания и формирования навыков совместной деятельности; формирование понимания, что творчество человека соединяет и организует его физические и духовные силы в одно единое целое.  

Литература

  1. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1998.
  2. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1998.
  3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1998.
  4. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль, 2001.
  5. Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. – Ярославль, 2002.
  6. Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картинки. – СПб., 2005.
  7. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М., 2001.
  8. Основы эстетического воспитания. / Под ред. Н.А. Кушаева. – М., 2006.
  9. Прасолова Е.В. В союзе с красотой. – М., 1998.
  10.  Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы 5 – 9 классы. – М., 2006.
  11.  Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки. / Под ред. К.В.Силаева. – М., 2004.
  12.  Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М., 1999.
  13.  Эстетика. / Под ред. А.А.Радугина. – М., 1998.
  14.  Эстетическая культура и эстетическое воспитание. / Сост. Г.С.Лабковская. – М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа

Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к жизненному и профессиональному самоопределению социально незащищённых детей, и фактически сложившейся системой педагогического...

Природа как средство эстетического и нравственного воспитания личности с ОВЗ в условиях образовательного учреждения

Во все времена природа оказывала огромное влияние на человека. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Важнейшая задача педагога - ввести ребенка в природу, научить его видеть, понимать, чувс...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учреждении интернатного типа

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учреждении интернатного типа...

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно -развивающего пространства....

Материалы IX Республиканской научно-практической конференции "Шаг в будущее" учащихся учреждений интернатного типа.

Эксперементальное наблюдение "Влияние классической музыки на всходы и рост овса"....

Материалы V Республиканской научно-практической конференции "Шаг в будущее" учащихся учреждений интернатного типа.

Исследовательская работа. "Можно ли содержать улитку ампуллярию в одном аквариуме со взрослым телескопом"....

Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа через выполнение режимных моментов

Фундамент здорового человека закладывается в детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни...