Воспитательная работа в системе воспитания:опыт, проблемы, перспективы".
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Козина Светлана Олеговна

 

   В этой статье говорится о том, что  воспитательная система школы – это целостный организм , который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую.

Целью  воспитательной работы школы являются :

1.     Создание условий для творческого развития личности школьника.

2.     Создание единого воспитательного пространства.

3.     Повышение статуса воспитательной работы в школе.

     Непременным условием получения положительных результатов в воспитательной работе  является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся.  С одной стороны, именно родители более всего заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы дети находились здесь в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье, получали полноценное образование и воспитание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_1_5_razmer.docx405.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Ново – Савиновского района города Казани

                                                       

                                                         Козина Светлана Олеговна

                                                            учитель начальных классов.

                                          I квал. категория

Тема : «Воспитательная работа в системе образования: опыт, проблемы, перспективы».

    Воспитательная система школы – это целостный организм , который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую.

Цель воспитательной работы школы:

  1. Создание условий для творческого развития личности школьника.
  2. Создание единого воспитательного пространства.
  3. Повышение статуса воспитательной работы в школе.

     Непременным условием получения положительных результатов в воспитательной работе  является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся.  С одной стороны, именно родители более всего заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы дети находились здесь в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье, получали полноценное образование и воспитание. Именно родители лучше других знают интересы и потребности своих детей,  поэтому они могут помочь педагогам верно определить и реализовать перспективу развития каждой школы. С другой стороны, добиться положительных результатов в развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Но в реальной жизни все оказывается не так просто.

                С целью активизации роли родителей в организации учебно-воспитательного процесса и укрепления связей семьи и школы у нас организовываются встречи  работников отдела образования с родителями наших учащихся.

    Организуя воспитательное взаимодействие с семьей, каждый педагогический коллектив и родительская общественность должны решать очень важные задачи: создание  в школе и дома комфортных условий для развития каждого ребенка, достигать нравственного и духовного единства между собой, формировать  отношения сотрудничества, уважения и доверия. Девизом каждой встречи является высказывание : «Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей».

       В нашей школе накоплен  определенный опыт по изучению семей школьников и планировании воспитательной работы на этой основе, построения модели взаимодействия с родителями.

    В наших детях мы все чаще наблюдаем какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутренней незрелости. И чем взрослее он становится, тем ярче видно его душевное недоразвитие. Это выражается не только в отсутствии высоких потребностей (равнодушие к поэзии, к чтению художественной литературы, живописи, классической музыке и т.д.), но и в их уверенности в том,  что родители  обязаны обеспечивать им « достойное качество жизни» и после школы и в более старшем возрасте. А сами они никому ничего не должны. У них нет понятия «ответственности» за свои поступки, действия, они не знают, что такое «чувство долга».

    Эта проблема тоже должна стоять в центре воспитательной работы школы, она одна из главных в социализации учащихся. Ответственность – один из главных признаков полноценного развития человека, одна из важнейших характеристик нормального взрослого зрелого человека.

Работая над этой проблемой, нужно  выстраивать  логическую цепочку:

душевная незрелость – отсутствие ответственности – оскудение чувства любви и терпимости к окружающим.

  Это является особым условием  воспитательной работы и социализации учащихся.

  В районе  проводятся  семинары  и  круглые столы , целью которых является разработка и апробация методов занятий с учениками, способствующих  умению детей общаться с ровесниками и взрослыми.      Учителя и  руководители школ, участвующие в этих мероприятиях,  пришли к выводу, что им самим необходимо овладевать особой техникой общения, которая помогла бы  эти методы  воплотить в реальную жизнь.

   Участники пришли к выводу, что мы должны всемерно помогать ученикам, которые осознают, что мир несовершенен, что взрослые часто говорят одно, а делают другое.

    Ребята  мечтают об уважении и справедливости, а видят вокруг и сами уже воспроизводят в общении с близкими и незнакомыми людьми такие образцы, как  давление, превосходство, унижение, нетерпимость, неумение защищать себя и др.

   В последние годы в системе воспитательной работы возникла пагубная ситуация в связи с отсутствием детских организаций.

   У нас в классе дети делятся на группы по интересам. Например: в классе 28 человек делятся по 7 человек на 4 группы.

   Первая группа – художники, они отвечают за оформление класса, помогают оформлять выставки рисунков.

C:\Users\Светлана\Desktop\группы\CIMG2345.JPG

Вторая группа – цветоводы. Они ухаживают  за цветами, поливают  их, пересаживают , следят за ростом.               C:\Users\Светлана\Desktop\группы\CIMG2342.JPG

   Третья группа – книголюбы ( это те дети , которые могут и любят читать), они выдают книги, занимаются ремонтом книг.

C:\Users\Светлана\Desktop\группы\CIMG2338.JPG

    Четвёртая  группа – спортивная. В эту группу входят ребята , которые посещают спортивные школы, кружки. Они разрабатывают физкультминутки, комплекс упражнений.

C:\Users\Светлана\Desktop\группы\CIMG2344.JPG

     Организация детям необходима, любая организация – это форма коллектива, союз единомышленников, модель человеческого общества. Это прекрасный механизм по социализации учащихся, здесь дети приобщаются к общественным ценностям, коллективному воздействию, где есть поддержка друзей и необходимая помощь. В детских общественных организациях ребята получают опыт социализации.

    Детская организация не может существовать без поддержки взрослых, она должна стать нужной учителям, стране.

     Учителя все прекрасно знают о том, что не все ребята активны в общественной жизни класса и школы. Обычно небольшая группа детей тянет на себе всю работу в классе и школе, да еще при этом и отлично учатся. Их называем лидерами. Без них не может обойтись ни один класс, ни одна школа, ни одно общество.

   Воспитательная работа школы, проводимая в отрыве от социальной практики народа, оказывается недостаточно эффективной.

    Выявленные проблемы  позволяют  определить направления и перспективы развития системы воспитательной работы и социализации учащихся в средней школе.

Воспитательная система школы является важным условием творческого развития личности.

    Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации, социальная напряженность; экономическая нестабильность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и так далее. В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения.

Основными направлениями воспитательной работы объявляются:

  1. Укрепление и развитие связей по проблемам воспитания детей.
  2. Содействие детскому и молодежному движению.
  3. Образование и здоровье.
  4. Совершенствование национально-регионального компонента воспитания.
  5. Развитие творческих способностей личности.

Список  литературы:

1.Селевко Г.К., Басов А.В. «Новое педагогическое мышление»- Ярославль,1991 год.

2.Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. «Программа воспитательной работы в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Достижения, проблемы, перспективы работы начальной школы.

Я являюсь председателем Методического объединения учителей начальных классов. Небольшие презентации наглядно показывают: чему можно порадоваться , над чем необходимо задуматься и какие задачи предстои...

Диагностика. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Проблемы. Перспективы

Наблюдения и выводы после проведённых мероприятий  с использованием здоровьесберегающих технологий....

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

«Трансформация воспитательной работы в режиме круглосуточного пребывания детей: достижения, проблемы, перспективы»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы«Школа-интернат № 9»Доклад«Трансформация воспитатель...