Виртуальное путешествие "Хлеб - всей жизни голова"
методическая разработка (3 класс) на тему

Виртуальное путешествие "Хлеб - всей жизни голова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virtualnoe_puteshestvie_hleb_-_vsey_zhizni_golova.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальное         путешествие

в страну «Хлеба»

«Хлеб -  всей

 жизни голова!»

                              Подготовила и провела:

        учитель начальных классов

           МБОУ СОШ № 12 г. Ельца                     Прокофьева Г.В.

учитель первой категории.

                               

                                  Г.ЕЛЕЦ

                                    2015г.

Цели: создание условий для формирования духовно-нравственного воспитания личности, развитие бережного отношения к хлебу, уважения к человеку труда, любви к родине; воспитание гордости за достижения тружеников сельского хозяйства, расширение кругозора учащихся.

Задачи:

- формировать коммуникативные качества, толерантность, умение работать в группе;

- создать условия для сплочения классного коллектива, развивать коммуникативные навыки и социально-психологические свойства личности (готовность к сотрудничеству, взаимопониманию);

- расширить знания о хлебе и труде хлебороба.

- развивать умение делать выводы во время мероприятия.

- научиться использовать полученные знания.

- обогатить опыт общения детей, родителей, педагогов.

Ожидаемые результаты:

Образовательный:  Получение  детьми представлений о ценности хлеба, знаний об этапах выращивания хлеба, труде хлебороба в старину, и как это происходит сейчас, понимания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Воспитательный: Возникновение  интереса и уважения  к труду людей, участвующих в  выращивании и изготовлении хлеба.  Воспитание бережного отношения к хлебу.

Социальный: Формирование доброго отношения друг к другу, уважения к старшим,  умения не перебивать ответы товарищей; развивать умение работать самостоятельно.

Оборудование:

1. Презентация на тему: «Хлеб – всей жизни голова!».

2. Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

3. Выставка детских сочинений.

4. Плакаты с надписями, пословицами, поговорками, загадками.

5. Проекты.

                                                          Ход праздника.

                                                             Вступление.

                                        (  Звучит спокойная музыка. Слайд.)

Учитель: (голос за кадром). У меня на ладони дышит тёплый влажный комок земли. Земля….  Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества.

Ведущий 1: За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение.

Ведущий 2:  А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Спросите вы. Потому что поле даёт нам хлеб.

Ведущий 3: Поле – живое. Оно дышит – вот прикрою рукой, не пущу воздух, оно задохнется. Отсюда и уважение к земле: не топтать ее, не катать без надобности  колесом.

Ведущий 4:  Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие зимние лапти: «Чтобы не давить землю – живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях-то мягче ей, легче».

Ведущий 2: Даже конь при работе на пашне ступает задним копытом в след переднего, т.е. зря не топчет землю. «От коня, мол, не четыре пятна – раны земле, а только два – щадит конь землю-то».

Ведущий 1: И поле платило за это своему пахарю-труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

                                               

                                                     Инициация.

                                                         Звучит музыка. 

Учитель: - Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости, родители, ребята.

- Вначале нашей встречи я предлагаю всем друг другу улыбнуться, ведь наступил новый день, который несёт нам много радости. Мысленно пожелаем всем  добра, здоровья и хорошего настроения

- А сейчас закройте глаза, представьте, что в руках вы держите свежий, с хрустящей корочкой, хлеб! Сделайте глубокий вдох! Почувствовали, какой запах, какой аромат?

Вы, уже, наверное, догадались, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей).

- Да речь пойдёт о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. 

 

                                               

                                                     Основная часть.

(4 чел. в русских костюмах под звуки песни «Русское поле» муз. Френкеля, слова И. Борф на вышитом полотенце несут каравай хлеба. Останавливаются посреди зала).

Первый:

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль - это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

(А. Коршун)

Второй:

              Если мы хотим кого-то

              Встретить с честью и почётом

              Встретить щедро, от души

              С уважением большим,

Третий:

              То гостей таких встречаем

              Круглым, пышным караваем,

              Он на блюде расписном,

              С белоснежным рушником.

Учитель: Наш народ строго соблюдает добрый старый обычай, который установили ещё наши далёкие предки: хлебом-солью мы славим воинов- победителей, встречаем дорогих гостей. Вот и сегодня по старинному русскому обычаю мы встречаем наших дорогих гостей хлебом-солью.  

Четвёртый: Доброго здоровья всем!  Хлеб да соль вам, гости дорогие!    

 (Звучит музыка. Вручают хлеб-соль гостям праздника. А затем ставят на стол, накрытый скатертью).

Учитель:  Сегодня я приглашаю вас принять участие в путешествии по стране «Хлеба». Но путешествие наше будет не обычным, а виртуальным. И отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы узнать о хлебе как можно больше и показать всем, что к хлебу надо относиться бережно. Путешествие пройдёт под девизом: «Хлеб – всей жизни голова!»  А где мы будем останавливаться, вы узнаете по ходу нашего не совсем обычного путешествия.  Итак, отправляемся в путь.  

Ведущий:  Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой.  А как появился хлеб на земле? Какова его родословная? Мы знаем, что хлеб имеет очень давнюю историю.  Об этом мы узнаем на  станции  «Как хлеб к нам пришёл?» (Слайд)    

Выходят дети в костюмах Колосков.

Колосок 1-й.

Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человеческими руками.

Колосок 2-й.

Он их теплом, как их добром, пропах.
И песней той, что жаворонком спета.
Под синим небом, в золотых хлебах,
В июльский полдень солнечного лета.

Колосок 3-й.

Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: "Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле”.

Колосок 4-й.

Ты вырастешь, и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете
И скажешь: "Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете”.

Колосок 5-й.

 Пышный, мягкий, пропечённый,

 Подрумяненный слегка,

 Хлеб с горбушкой золоченой,

 Шел к тебе издалека.

Ведущий: Человечество знает хлеб очень давно. Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. Его изобрели земледельцы Древнего Египта. В древнеегипетских иероглифах одним и тем же значком кружок с точкой посередине обозначались хлеб и солнце.

Ведущий: Это не случайно, так как, солнце и хлеб-это жизнь.

Ведущий:  Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос».

Отсюда произошло готское слово «хлайфе», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наше слово -  «хлеб». 

Ведущий: Мы привыкли к хлебу, который едим каждый день, и нам кажется, что он всегда был таким. Но так ли это?

Ведущий: (Слайд)

- Да. Было это давным - давно. Так давно, что не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек ваших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно. Они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду, и, чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав и кореньев. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды…

Ведущий: Пусть эту историю нам расскажут колоски.  Давайте мысленно заглянем вглубь веков и познакомимся с историей возникновения хлеба.
Колосок: Мы - капельки хлебного поля. Солнечные колоски. Мы расскажем вам сказку «Путь зерна».

1 колосок: Жил человек пещерный в дебрях седых времён.

                  Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он,

                  Но вот однажды зверя к ужину не добыл,

                  И по причине этой голоден очень был.

                  Стал он жевать коренья, листья, траву жевать.

                  Ведь неприятно как-то лечь, не поевши, спать.

                  Тут ему в рот попало дикого злака зерно,

                  И человек подумал!

                  Сытно и вкусно оно!

                  Дай-ка насобираю зёрен в сумку свою,

                  И угощу я ими неандертальцев семью!

                  Так человек отведал первого хлеба вкус.

                  И заключил со злаком  он нерушимый союз.

2 колосок: Много прошло столетий, древность угасла в веках,

                  Но человек собирает злаков зерно на лугах.

                  Как – то славянский воин зёрна в котел уронил.

                  Экий я неуклюжий. Сам он себе говорил.

                  Вода уж в котле кипела – не вынуть зерна назад.

                  Тут уловил вдруг воин божественный аромат.

                   Не уж то моя похлёбка пахнет от зёрен так?

                   Надо её отведать.

3 колосок: Еда получилась – смак!

                   Так первая русская каша на свет появиться могла

                   Что было на самом деле – веков утаила мгла

                   С тех пор стали злаки сеять: пшеницу, ячмень овёс.

                   Ведь у племен славянских на хлеб повышался спрос.

4 колосок: Однажды решил крестьянин в муку истолочь зерно.

                    Что будет с отборным хлебом, когда истолку зерно?

                    Он первый помол зернистый с водой перемешал,

                    И в русскую печь поставил, и ждать результатов стал.

                    Через какое-то время (Крестьянин ждать больше не мог),

                    Он вынул из печки румяный пресный пирог.

                    Отведал новое блюдо мужик, молоком запил.

                   «Ох, знатен кусок к обеду». Он очень доволен был

                   Хозяйку свою рецепту он новому обучил,

                   Чтоб ежедневно к обеду хлеб пресный  в семье их был.

                   А чтоб запастись мукой он мельницу изобрел.

                   Которая выдавала тончайший мучной помол.

5 колосок: Вперёд уходило время, зерно продвигалось в пути.

                    Пожалуй, пора к закваске, ребята, нам перейти.

                    Хозяйка месила тесто, а рядом ребёнок был,

                    И совершенно случайно он с квасом ковш уронил.

                    Квас плюхнулся прямо в тесто – хозяйка мальчишку ругала.

                    «Ну что же теперь поделать? Куда мне тесто девать?

                    А, будь что будет!» Решила хозяйка, и тесто в печь:

                    «Коль скиснут хлеба, мальчишку я буду нещадно сечь».

                    Но хлеб вдруг в печи поднялся, раздулся, запах поиному,

                     И женщина превращению очень дивилась такому.

                     Внутри хлеб ноздрист и пышен, а вкусен – не передать.

                     С тех пор люди стали кислый хлеб выпекать.  

3 колосок: Минули уж столетия с тех давних забытых пор.

                      Но с нами хлеб повсеместно соседствует до сих пор.

                      Чтоб делали мы без хлеба? Погибли уже бы давно.

                      От голода нас спасает уж много веков зерно.

                      Ячмень, рожь, овёс, пшеница стали навек нам друзьями.

                      Такая история хлеба для всех вас поведана нами.

Учитель: Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Ведущий: Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ её богатства, благополучия.

Ведущий: Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным.

Ведущий:  Что может быть вкуснее хлеба? Порой ломоть его слаще мёда.

Ученик:

Прожить нетрудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

На завтрак, и в обед, и в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд обычных хлеб стоит

В почёте посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдёшь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей –

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар  земли своей

Должны беречь мы очень!

Ведущий: В словаре Ожегова про хлеб написано:

Хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки. Пищевой продукт из муки в виде изделия какой-нибудь формы.

Ведущий: В словаре Даля:

Хлеб – колосовые изделия с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства.

Ведущий:  Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово, в самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. А кто  создаёт хлеб?           (Слайд)

Ведущий: Мы прибываем на следующую станцию « Кто для нас хлеб создаёт».

Ведущий: Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем хлебороб.

Ведущий:  О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка – величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр.

Ведущий: Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека.

Учитель: - Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий!

Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители, шахтёры, металлурги. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей.

Ведущий: - Ребята, а где мы сейчас берём хлеб? Правильно, в магазине. Но чтобы попасть в магазин, хлеб проходит длинный, трудный путь. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае.    

1.Посеяли хлеб хлеборобы весною

   Созрел он,  

   И встал золотою стеною.

   И слышит страна –

   За уборку пора!

   Для хлеба комбайны нужны!

   Пора!

2.Хлеб созрел,

   Но к нам на стол

   Прямо с поля не пошёл.

 

3.   С поля

      Даже в магазины

      Хлебу ехать рановато.

      Он уселся на машину

      И спешит на элеватор.

 

4   В элеваторе для нас,

      Хлеб хранится про запас.

      Здесь ему тепло, удобно.

      Сможет он, как будто дома,

      Сколько нужно, отдохнуть

      И опять собраться в путь.

 

5. Едет хлеб на мельницу,

     Мельницу – чудесницу.

     Здесь пышней, чем облака,

     Получается мука.

6. Поздно ночью спят ребята,

   А завод готовит хлеб.

      Этот сказочный завод

      Всё, что хочешь испечёт.

      Целый город угостит,

      Был бы только аппетит!

 

7. Так и скачут из печи

     Плюшки, сушки да ватрушки,

     Куличи да калачи,

     Сладкие коврижки,

     Маковые пышки,

     Двадцать пять фасонов

     Булок и батонов.

Ведущий: Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.

Выходит ученик в костюме ученого (очки, галстук, папка).

                      Хлеб? Вот невидаль, какая! Я по вкусу покупаю

                      Белый, серый и ржаной!

                      По дороге, между прочим, хлеб горячий вкусен очень.

                      Я пока пройду свой путь, не могу не отщипнуть

                      А потом его не ем – не люблю его совсем!

                      Мне о хлебе все известно!

                      Больше знать неинтересно.

Выходит группа из 6 человек и читает стихи.

  1. Нет, товарищ наш ученый, ты послушай хоть бы раз,
  2. Про обычный хлеб печеный немудреный наш рассказ.
  3. Ведь обед нам не обед, если к супу хлеба нет.
  4. И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше!

  1. Гусь без хлеба ерунда!
  2. Хлеб – кормилец -  пища наша,

      Хлеб насущный – сила наша,

  1. Молодецкая еда, -

Говорит народ всегда.

Чтецы: На работе и в походе

    У народа хлеб в почете.

     С хлебом  русский человек-

      Богатырь из века в век!

               И недаром хлеб солдатский

               Наши воины по – братски

               Честно делят меж собой,

                Уходя на смертный бой.

                                 Хлеб душистый, пропеченный

                                 С хрупкой стенкой золоченой

                                 Нам привычен и знаком,

                                 К нам заходит в каждый дом.

                 Не везде дружок на свете

                 Хлеб едят досыта дети.

                                    Под чужим заморским небом

                                    У простых людей нужда

                                     И с друзьями нашим хлебом

                                     Мы поделимся всегда.

                  И везут в открытом море

                  С нашим флагом корабли

                  В те края, где с хлебом горе

                  Дар твоей большой земли.

                                     Мой товарищ, мой дружище

                                     Человек немногих лет.

                                      Видишь хлеб не только пища,

                                      Без которой жизни нет.

                   Он мерило дружбы верной

                   Службы воинской примерной

                                       У народа есть слова:

                              Все: « Хлеб – всей жизни голова!»

Учитель: Мой юный друг! Я от тебя хочу лишь одного,

                Чтоб к хлебу относился ты с любовью.

                 Ведь люди, чтобы ты имел его,

                 За хлеб платили собственною кровью

Ведущий: Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь, а помимо хлеба и всевозможные сладости. Но были и другие дни, лихие годы.

Об этом нам расскажут на  станции «Хлеб войны».     (Слайд)

Ученик:   

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб - всей жизни голова».

Ведущий:  У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.

Ведущий: Послушайте внимательно о том, как говорят пожилые люди о хлебе, когда во время Великой Отечественной войны они были такими же маленькими детьми, как вы сейчас.   (Слайд)

Военный хлеб…  

Я помню хлеб,

Военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешен  круто

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Ведущий:  В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.

Был хлеб всегда в почете на Руси-

Ее просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать?-

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.    

(Под звук метронома)

Ведущий:  900 дней жили в условиях блокады ленинградцы.

В это время пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители – 125 граммов. Этот хлеб состоял их небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей.

Ведущий: А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой - значит  победа!

Учитель:  Я сейчас прочту слова девочки, которая пережила блокаду Ленинграда.

«Помню темный, вязкий, маленький кусочек черного хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет хлеб на одинаковые кубики. Помню, как  я на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне. И эта память все годы жжет моё сердце ненавистью к войне».

Ведущий 2:  641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»

Ведущий 1: И даже в наше время встречаются могилы, на которых лежит кусочек хлеба.

(Динамическая пауза. Звучит тихая музыка)

Учитель: - Я предлагаю вам отдохнуть, встать в круг. Мы будем передавать из рук в руки хлеб, и говорить о нём самые тёплые слова. Но хлеб не простой, а именно тот хлеб, которого так не хватало людям на войне, 125 граммов. Сейчас каждый из вас подумает,  и скажет что чувствует, что представляет, глядя на этот символ жизни, богатства, труда – на хлеб.

Ведущий:

И всё-таки этот хлеб помог ленинградцам выстоять. Они получали помощь с «большой земли» по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал её  «Дорогой жизни».

Ученик:          И было так: на всем ходу

                         Машина задняя осела.

                         Шофёр вскочил, шофёр на льду:

                         Ну, так и есть - мотор заело.

                         Ремонт на 5 минут, пустяк.

                         Поломка эта - не угроза.

                         Да рук не разогнуть никак:

                         Их на руле свело морозом.

                         Чуть разогнёшь, опять сведёт

                         Стоять? А хлеб? Других дождаться?

                         А хлеб 2 тонны? Он спасёт

                         16 тысяч ленинградцев.

Ученик:            

    Там на 2 дня осталось хлеба,

    Там матери под тёмным небом

    Толпой у булочных стоят.

    И дрогнут, и молчат, и ждут

    Прислушиваются тревожно:

    К заре сказали, привезут…

    Гражданочки держаться можно…

  Ученик:        И вот в бензине руки он

                         Смочил, поджег их от мороза

                         И быстро двинулся ремонт

                         В пылающих руках шофёра

                         Вперёд! Как ноют волдыри,

                         Примёрзли к варежкам ладони.

                         Но он доставит хлеб, пригонит

                         К хлебопекарне до зари.

                         16 тысяч матерей

                         Пайки получат на заре

                         125 блокадных грамм

                         С огнём и кровью пополам.

Ведущий: Российского поэта Григория Люшнина после освобождения из немецкого концлагеря вынесли на руках. Он весил всего лишь 26 кг. Вот какие стихи Григорий Люшнин сочинил в концлагере:

Ученик:      Крошка хлеба на землю упала

                     Меньше хлеба на крошку стало.

                     Где-то в поле неубранном нашем

                     Сколько зерен лежит вдоль пашен!

                     Вот собрать бы их вместе да в кучу,

                     Хлеб бы выпекли белый, пахучий.

                     Мы б окрепли и сильными стали,

                     Мы б фашистские тюрьмы сломали.

                     Снова вышли в бои, под бомбежку!

                     Да, жалеть надо хлебную крошку.

Ведущий: Хлеб сравнивали с золотом, солнцем, с самой жизнью.

Ведущий: Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое только можно нанести человеку.

Ученик:

Знаете, однажды я увидел

Как старик прощение просил..

Он буханку хлебушка обидел

Тем, что вдруг на землю уронил.

Перед нею стал он на колено,

Пополам согнувшись, кое-как

Сор стряхнул с горбушки… Неумело

На себя навесил крестный знак.

«Ты прости меня, краюха хлеба,

Я неловким стал на склоне лет.

Станет пусть свидетелем синь неба,

Ничего важней тебя здесь нет.

Ты была наградой хлеборобу,

Утешеньем путнику была.

За тебя молитвы слали Богу,

И вершили ратные дела.

А ещё я вспоминаю детство,

Трудные военные года.

Горе, что досталось нам в наследство

И плохая, скудная еда.

И мальцам как пряники, как сладость

Выдавался маленький кусок

Хлеба чёрного – такая радость…

Разве кто на землю бросить мог»?

Постоял старик ещё немного,

И куда – то вдаль побрёл один.

Помните о хлебе ради, бога,

С ним народ вовек непобедим.

Ведущий: Сейчас мирное время. Однако, и в наши дни выращивание хлеба — героическое дело. Хлеб — богатство нашего народа. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голодного лиха, не ценят хлеба. И разве не заслуживают осуждения те люди, которые не дорожат хлебом, бросают куски хлеба.

Ведущий: А мы прибываем на станцию «Хлеб не швыряйте, он святой!»  (Слайд)

Учитель:    Мы – народ с богатой культурой, традициями. В русском фольклоре много загадок, пословиц и поговорок о хлебе, в которых нам народ заключал всю свою мудрость и передавал ее из поколения в поколение.

- Ребята, я попросила вас провести исследовательскую работу и постараться найти как можно больше пословиц и поговорок, загадок, песен.  (Слайд). Все они представлены на стенде. Вы провели большую работу и сейчас давайте поразмышляем над тем, какой смысл вложил народ в пословицы?  (Зачитать одну пословицу).

-          Что народ хотел сказать этой пословицей?

-          К чему призывает?

-          Чему учит?

-          В чём мудрость?

Учитель: Много стихов и песен сложено о хлебе. Уразова Юлиана подготовила проект.

Учитель: А как в ваших семьях относятся к хлебу? (Рассказы детей)

Учитель: Нелёгкой ценой достается хлеб. Но я думаю, что ваши родители учат вас ценить труд хлебороба и бережно относиться к хлебу.

Ведущий 1: Ребята 3 «Б» класса провели подсчёт: если каждый человек в нашей школе за день не доест и выбросит 50 граммов хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 граммов), это составит более 300 килограммов, т.е. около 300 буханок хлеба  окажутся выброшенными.

Ведущий 3: Также был проведён опрос. Посмотрим на слайды.  (Слайды)

- Ещё провели конкур мини-сочинений и конкурс рисунков. Некоторые из них представлены на стенде.

- Послушайте, что написали в своих сочинениях третьеклассники.

 (Учитель зачитывает отрывки из сочинений).

  1. Хлеб – это основа жизни, дар матушки-земли с одной стороны и огромный труд человека с другой. (Клокова Екатерина).
  2. Если на земле останутся только хлеб и вода, человечество не погибнет. (Шелякина Алина).
  3. Я очень люблю зажаристую горбушку чёрного хлеба. А сладкую булочку мне часто покупает бабушка. (Толстых Дмитрий)

Ученик:

«Хлеб не швыряйте, он святой!»

Бывало, скажет дед седой

Нам, детворе проворной.

Затем, что труд и крепкий пот,

И жита дух медовый

Всему живому жизнь дают.

                        М. Рыльский.

Ведущий: Мы хотим дать всем несколько советов:  (Слайд)

  • Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
  • Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
  • Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
  • Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.

(Закрепление нравственных понятий.)

Ведущий: Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила.

Правила с пятью «не». (Слайд)

  1. Не браниться, когда во рту хлеб.
  2. Не брать грязными руками.
  3. Не лепить из мякиша фигурки.
  4. Не бросать хлеб.
  5. Не выносить  вместе с мусором.

Учитель:  -Эти правила нужно запомнить и всегда им следовать.

Ведущий: Каждый учащийся должен твердо усвоить: взял кусок хлеба в столовой - съешь его! Не хочешь есть - не бери!

Ведущий: - Некоторые люди утверждают, что могут обойтись без хлеба. Если провести такой опыт: кормить человека целый день только одними сладостями, то через 3-4 дня его аппетит поубавится, а через 5-6 дней не сможет и смотреть на эти лакомства.

Ученик:  

 Хлеб! Наскучит ли он?

 Никогда!

 Без него обойтись попробуй!

 Без него человеку – беда!

(Постановка вопроса в необычной форме должна разбудить интерес).

Учитель: - Ребята, вы хлеб едите каждый день?

- Он вам не надоел?

- Оказывается, у хлеба есть удивительное свойство: он никогда не приедается и не надоедает.

На экране появляется слайд: Свойства хлеба.

  • Не приедается

В самом начале нашего путешествия мы старались представить хлеб и почувствовать…. Продолжите мою фразу, что вы почувствовали? (Хлеб пахнет).

- Какое еще свойство имеет хлеб? (Удивительный запах).

- Можно сказать, что хлеб имеет удивительный вкус?

На экране добавляется:

  • Удивительный запах.
  • Удивительный вкус.

Ведущий 2: Наше виртуальное путешествие продолжается,  мы прибываем на станцию

«Есть хлеб - будет и песня!».   (Слайд)

-Дубровская Мария поделится тем, что она выяснила в процессе своей работы над проектом «Хлеб в песнях». (Говорит, а затем исполняет песню).

Ведущий: Испокон веков было принято на Руси потчевать гостей пирогами. Пирог – праздничный хлеб, само название происходит от слова “пир” – праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог: к приезду дорогих гостей – “Хлеб да соль”, к свадьбе – обрядовый “ каравай”, к появлению в доме новорожденного – “Бабкины пироги”.

Ведущий: Каравай – истинно русский хлеб. Все знают, какой он должен быть на именины и “ширины”, и “вышины”. Но прежде всего – это особый, богато украшенный хлеб – каравай. Ну а мы проведем с вами игру-хоровод “Каравай-каравай…”       (Слайд)

Ведущий:  В осенний день у каравая
                   Хороводы, звон и смех,
                   Сам друзей он выбирает,
                   Выбирает, да не всех,

Ведущий: “Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!”

Учитель: - Я предлагаю вам отдохнуть. Дружно встанем в хоровод и повеселимся.

(Выступление учащихся.  Дети идут по кругу)

 1. Как на праздник, на осенний

 Испекли мы каравай.                                (дети останавливаются)

 Вот такой вышины                                    (приподнимают руки)

 Вот такой низины.                                     (приседают)

 Вот такой ужины                                        (взявшись за руки, бегут в круг)

 Вот такой ширины.                                    (идут от центра, образуя большой круг)

 Каравай, каравай,

 Поскорее поспевай!                                   (прихлопывают в ладоши)

Учитель:  Нет,  не поспел каравай. Давайте ещё раз споём. (Дети повторяют песню «Каравай»).

               

Учитель: Помните, ребята: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас. Смолоду научись ценить труд других.

Чтец:      

Хлеб! Это будни и праздник!

Хлеб – это сказка и явь.

Хлеб – это жизни основа.

Хлеб – это песня и сила.

Хлеб – это совесть моя!

Ведущий: Когда ты берешь в руки кусочек хлеба, помни, что совершается что-то великое: ты прикасаешься не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Все они создали это чудо своими руками.

Ведущий: Их труд нелёгок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно, хлеб — бесценное богатство. И у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

                                             Заключение.

Учитель: Ребята, подумайте и скажите: многое ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой - нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Говорят, непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.  (Слайд)

Раз – тепло (Пришла весна – есть тепло).

Два – свет (Солнце на небе – есть свет).

Три – влага (Растаял снег, прошёл дождь – есть влага).

Четыре – воздух (Воздухом окутано всё растение от вершков до корешков).

Пять – пища (Удобрение – есть пища).

Учитель: Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.

И тогда каждый год будет приходить к нам на стол это чудо земли - хлеб! Пока земля будет родить хлеб, будет жить и человек.

- Хлеб вчера, сегодня, завтра.

- Хлеб – это достаток.

- И здоровье.

- И хорошее настроение.

- И уверенность в завтрашнем дне.

- Хлеб – это мир.

- Это сама жизнь.

- Это гениальное изобретение человечества.

V. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: - Ребята, наше виртуальное путешествие подошло к концу. Теперь вы знаете, откуда берется хлеб. Как его сеют, убирают и пекут. Знаете, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнёры, ученые, пекари – чтобы утром, когда вы проснетесь, на столе всегда лежала свежая булка или каравай.

Но о хлебе можно говорить бесконечно долго. Есть ещё много интересного материала, который мы не успели изучить, да и всё узнать за одно, даже виртуальное путешествие невозможно. Каким оно запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз. Но сначала, посмотрите на этот сноп добра.  На столе лежат колоски добра.  И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом, давайте и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.

А начну я. Я уношу с собой ваше тепло, ваши улыбки. Я долго буду помнить ваши глаза, которые я видела  во время нашего разговора. ( Слайд)

Я РАССКАЖУ ДОМА…

Я УНЕСУ С СОБОЙ…

(Дети поочередно высказывают своё мнение и вставляют колоски в сноп).

Учитель: - Спасибо всем. Вам, ребята, гости, родители!  (Слайд)

Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом. И до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«хлеб – всей жизни голова»

«хлеб – всей жизни голова» для воспитательно...

Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.

Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова"  составлен  для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век  новых достижений, он ...

Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"

Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц  по теме...

«Хлеб – всей жизни голова»

Цель данного урока воспитывать бережное отношение к хлебу, к русским традициям, уважения к людям труда; Обогащать словарный запас пословицами, поговорками о хлебе....

Классный час "Хлеб- всей жизни голова"

К внеклассному мероприятию" Хлеб- всей жизни голова" ещё прилагается презентация....

"Хлеб - всей жизни голова" Сценарий праздника в начальной школе

Сценарий "Хлеб - всей жизни голова" содержит материал для проведения  костюмированного праздника на эту тему. Разработка адресована учителям, заинтересованным в  патриотическом, нравственном...

Хлеб - всей жизни голова!

Данный классный час  способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся, учит ценить труд людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба....