«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Косенкова Екатерина Леонидовна

 Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД.

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в режиме ГПД – задача особой важности для воспитателя. Состоит она в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_obrazovatelnye_tehnologii.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД»

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:

- правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;

- отыскания соответственных  средств, ведущих к конечной цели.

Аристотель

Актуальность здоровьесберегающих образовательных технологий.

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»

Наше будущее – это наши дети. Состояние здоровья детей – надежный индикатор качества здоровья населения в целом, очень чутко реагирующий на любые процессы, происходящие в жизни страны. В здоровье подрастающего поколения, как в зеркале, отражаются все ошибки «мира взрослых», сделанные в течение исторического периода развития человеческой цивилизации.

По данным медицинских обследований школьников, состояние их здоровья в последнее десятилетие заметно ухудшилось. Прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (нарушения зрения, осанки, болезни крови, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патологии и т.д.).

Ухудшение здоровья школьников обусловлено также снижением социально-экономического уровня жизни населения, что отрицательно сказывается на качестве питания детей, их отдыхе и физическом развитии, на психологическом климате в семье и школе. Рост заболеваемости детей напрямую связан и с неправильным образом жизни взрослых, который они повседневно наблюдают (дома, на улице, в телепередачах и т.д.).

Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Поэтому и обсуждаться эти проблемы стали достаточно часто. Например, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года, 1202-р была одобрена Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, разработанная Минздравом России и Российской академией медицинских наук с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения здоровья населения руководствоваться положением Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации.

Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. Сейчас  целенаправленно решаются стратегические задачи по обеспечению сохранности и укрепления здоровья населения. Сегодня известно, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 5-10лет.

Вследствие этого образовательное учреждение, работающее с детьми младшего школьного возраста, должно формировать уровень здоровья будущего гражданина нашего государства. Но, к сожалению, анализ педагогической практики позволяет сделать вывод о том, что ГПД в начальной школе из формы организации развивающей работы с детьми после завершения занятий, достаточно часто трансформируется в форму учебно-воспитательной деятельности, оказывающей негативное воздействие на здоровье младших школьников, посещающих группу.

Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей: интенсификацию учебного процесса; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактика вредных привычек, полового воспитания, недостаточнее использование средств физического воспитания и спорта и т. п.

В настоящее время все эти факторы могут встречаться в работе ГПД. Нетрудно понять, что причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда детей, в неумении отдельных учителей-воспитателей создавать условия для восстановления физических и духовных сил ребенка, как в процессе учебных занятий, так и при их завершении, в их восприятии ГПД как формы организации деятельности, направленной на надзор за детьми и выполнение ими домашних заданий, а детей, посещающих группу, в основном, как объектов надзора, присмотра и выполнения заданий на дом.

Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здравоохранительного образования. С этой целью дети обеспечиваются знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или же ослабляющих. Большое внимание уделяется воспитанию произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни. С учётом важности проблемы оздоровления общества и каждого его человека  в начальном звене школы вводится отдельный предмет – «Здоровый образ жизни», который параллельно с курсом «Физическое воспитание» должен способствовать формированию здорового образа жизни с младшего школьного возраста.

Поэтому в рекомендуемой программе представлены и развиты три концептуальных тезиса:

1) здоровье имеет большое значение в жизни человека;

2) дети имеют возможность и обязаны повседневно положительно влиять на собственное здоровье посредством выполнения ряда мероприятий, обеспечивающих становление произвольных и непроизвольных привычек и навыков в своей жизнедеятельности;

3) учитель-воспитатель обязан при планировании и организации работы в ГПД эффективно использовать здоровьесберегающие технологии.

Позитивные и негативные стороны.

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание здорового подрастающего поколения. Эта многоплановая проблема. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с учащимися начальной школы, а особенно с первоклассниками, и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Таким образом, владея современными педагогическими знаниями, воспитатель планирует свою работу в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Здоровьесберегающие технологии предусматривают систему оперативного, текущего и поэтапного контроля за состоянием здоровья учащихся, в связи с учебно-воспитательным процессом. Обучение и воспитание строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований, индивидуальности каждого ребенка.

Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития.

Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.

Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка.

Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

Важно продумывать отдых  ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников.

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая:

- решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

- создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности;

- основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса;

- содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем;

- носит стимулирующий характер;

- направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

Самое главное в работе воспитателя – это использование принципа «Не навреди». Необходимо осуществлять сотрудничество с детьми, дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи. 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Перспективная цель (стратегическая)

  • совершенствовать систему знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения;
  • развивать интеллект, память, мышление, воображение, речь, внимание, физические качества;
  • воспитывать морально-нравственные качества личности учащихся;
  •  стимулировать интерес к собственному здоровью как фактору повышения активности учащихся;
  • создавать положительный эмоциональный фон на занятиях.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий 

  1. Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность).
  2. Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности)
  3.  Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса).
  4. Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения жизнедеятельности во время самодеятельный игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).

Предполагаемые результаты

Здоровьесберегающая педагогика не выражается какой-то конкретной образовательной технологией. Понятие «Здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности гимназии по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов свидетельствуют о необходимости педагогических технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. С учетом всего вышесказанного, программа здоровьесбережения школьника включает следующие компоненты:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальная двигательная активность.

3. Соблюдение режима дня.

4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Результативность

Выполнение данной программы позволит:

- реализовать творческий, интеллектуальный и лидерский потенциал ребенка;

- сформировать у детей навыки безопасной жизнедеятельности;

- оздоровить детский организм, укрепить здоровье, приобщить к культуре здорового образа жизни.

Заключение

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в режиме ГПД – задача особой важности для воспитателя. Состоит она в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Список литературы

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Аркти, 2003 г.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: Academia АПК и ПРО, 2002 г.

3. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2003 г.

4. Яковенко Г.В. Группа продленного дня как феномен педагогической практики современной начальной школы // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как сово...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня

Статья посвящена  применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня...

Здоровьесберегающие образовательные технологии. Оздоровительная работа в начальной школе

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это не только застав...