Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»
рабочая программа (4 класс) на тему

Пуршева Светлана Александровна

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности

  Факультативный курс «Литературный Петербург»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vod_pursheva.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности

  Факультативный курс «Литературный Петербург»,

4 класс

Автор – составитель:

Пуршева Светлана Александровна,

преподаватель внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Цель: Содействовать гармоничному развитию личности младшего школьника в рамках культурной среды региона. Повысить интерес к литературному творчеству. Формировать чувство патриотизма и любви к своему городу через литературные произведения о Санкт-Петербурге.

Программа способствует:

  1. Развитию эстетического чувство, художественного вкуса.
  2. Прививанию умений и навыков творческой деятельности.
  3. Развитию способности к поисково-исследовательской творческой деятельности.
  4. Расширению и углублению знаний учащихся, дополняет школьную программу по литературному чтению.
  5. Организации условий благоприятных для реализации литературного творчества, самовыражения личности через написание текстов.

Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач гармоничного развития личности учащихся. Развитие литературного творчества стимулирует интерес к родной литературе и культурным особенностям региона.

Специфика данной программы заключается в реализации общекультурного направления внеурочной деятельности. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, т.е. активное приобретение информации через поиск её самими учащимися.

Связь с урочной деятельностью заключается в углублении полученных на уроках знаний в процессе создания текстов, разработке экскурсий.

Основополагающие принципы программы:

принцип воспитания гражданина России;

• принцип ценностных ориентиров;

• принцип экоадекватного характера образования;

• принцип обучения в деятельности;

• принцип работы на результат;

• принцип синтеза традиций и инноваций;

• принцип глобальной ориентации образования;

• принцип вариативности.

Нормативно-правовая база

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного процесса:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы:

Знания

Способ деятельности

Опыт творческой деятельности

Опыт эмоционально-целостного отношения к миру

Раздел 1. Вблизи Невского проспекта

Экскурсия

Экскурсовод

Названия произведений, действие которых происходит на Невском проспекте и окрестностях

Личностные: 

  • Взаимодействовать в группе
  • Уметь высказывать свои мысли
  • Строить высказывания
  • Предполагать результаты своей работы
  • Интерес к новому материалу

Метапредметные:

  • Формировать коммуникативные компетенции
  • Ставить цели и задачи
  • Развивать исследовательскую учебную деятельность

Предметные:

  • Рассказывать о литературных местах, находящихся на Невском проспекте
  • Слушание
  • Участие в беседе
  • Составлять экскурсионный маршрут

Викторина

Составление кроссвордов

Игра «Из какой книжки?»

Рисунок – иллюстрация путешествия

Составление заочной экскурсии

Создание маршрута пешеходной экскурсии

Написание итогового текста

Коллективное создание книги

Осмысление культурологических особенностей Санкт-Петербурга,

особенностей профессии экскурсовода.

Эмоциональный отклик при работе с литературным текстом.

Рефлексия.

Календарно-тематическое планирование:

Время

Тема. Форма проведения

Знания

Основные виды деятельности

Связь с урочной деятельностью

Вблизи Невского проспекта

1 неделя

«Давно стихами говорит Нева…»

Беседа, викторина

Стихи о Неве, Санкт-Петербурге

Слушание, чтение, участие в беседе, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения.

Викторина

Окружающий мир, 4 класс

Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь

2 неделя

Гоголь «Ночь перед рождеством», читательский практикум

Образ Петербурга в произведении, Зимний дворец – дворец «славы российской».

Слушание, обсуждение,

поиск и отбор информации,

иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения.

Окружающий мир, 4 класс, «Россия, век 18»

3 неделя

А.С Пушкин, стихи

Стихотворный размер

Образ Петербурга в произведениях

Слушание, чтение, участие в беседе, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения.

Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь» 1-4 кл

4 неделя

Крылов и Петербург

Басня

Отношение автора

Биография Крылова

Слушание, обсуждение,

поиск и отбор информации,

иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения.

Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь» 2-3 кл

5 неделя

С.Я. Маршак «Мистер Твистер»

История создания произведения

Слушание, обсуждение,

поиск и отбор информации,

иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. Составление кроссвордов

Игра «Из какой книжки?»

Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь» 1-3 кл

6 неделя

К.И. Чуковский, стихи

Образ Петербурга в произведениях

Слушание, обсуждение,

поиск и отбор информации,

иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения.

Литературное чтение, «Поэтическая тетрадь» 3 кл,

7 неделя

Создание маршрута пешеходной экскурсии

Карта, пешеходная экскурсия, особенности профессии экскурсовода, правила поведения в общественных местах, образ настоящего петербуржца

Слушание, обсуждение,

поиск и отбор информации,

иллюстрирование, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения, создание маршрута пешеходной экскурсии.

Окружающий мир, 4 класс, работа с картой

Русский язык, работа с текстом

8 неделя

Заочная экскурсия

Карта, пешеходная экскурсия, особенности профессии экскурсовода, правила поведения в общественных местах, образ настоящего петербуржца, риторика

Участие в беседе, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. Составление заочной экскурсии

Окружающий мир, 4 класс, работа с картой

Русский язык, работа с текстом

9 неделя

«Мой Невский проспект» Творческий проект

Образ Невского проспекта,

Участие в беседе, взаимодействие со сверстниками, выражение своего мнения. Коллективное создание книги

Русский язык, работа с текстом

Технология, переплёт книги

ИЗО, техники, композиции

 Материально- техническая база:

Мультимедийное обеспечение:

компьютер, проектор, множительная техника, интернет

телевизор, DVD- плеер

музыкальный центр

ЭОР:

http://nsportal.ru/

Мини-сайты учителей, конспекты мероприятий, уроков, сценарии праздников.

http://easyen.ru/

Обмен знаниями, опытом, разработки мероприятий, игр. Сценарии праздников.

http://uchkopilka.ru/nachal-obraz/vneurochnaya-deyatelnost

Обмен знаниями, опытом, разработки мероприятий, игр. Сценарии праздников.

http://ppt4web.ru/literatura/istorija-sozdanija-knigi.html

Хостинг презентаций.

http://www.heritage-books.ru/istoria_knigi.php

Старинные книги

http://www.murzilka.org/

Детский журнал «Мурзилка»

http://tululu.org/

Он-лайн библиотека

http://school-collection.edu.ru/collection/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной краеведческой деятельности «Моя маленькая РОДИНА» для учащихся 3 класса

Знакомство учащихся с достопримечательностями своего города, района, края. Прививать любовь к своей маленькой родине....

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе

Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....

рабочая программа по образовательной области "Общеобразовательные курсы. Чтение и развитие речи в 3 классе"

Дана пояснительная записка, календарно-тематическое планирование на год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности

   В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета по...

Рабочая программа по урочной деятельности учебного курса «Изобразительного искусства» 1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе авторской программы  «Изо...

Рабочая программа по урочной деятельности учебного курса «Технология» 1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Рабочая программа обеспечена УМК Роговцева Н.И. Техно...