Статья "Развитие самоуправления в детском коллективе".
статья ( класс) на тему

Палатова Юлия Станиславовна

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, одним из которых является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  Следовательно, строить педагогический процесс, важно так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у детей складывается впечатление, что инициаторами  деятельности являются они сами. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самоуправления в детском коллективе

начальной школы.

 

Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

      ЦЕЛИ: 

  • Формирование активной гражданской позиции учащихся;
  • Реализация права школьников на участие в жизни школы через ученическое самоуправление;
  • Содействие всестороннему развитию личности.


 
ЗАДАЧИ:  

Воспитательные:

  • Развивать организаторские способности;
  • Воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни;
  • Воспитывать самостоятельность
  • Развивать умение делать выбор

Прагматические:

  • Использовать интеллектуальный и физический потенциал

учащихся в решении задач в жизни класса

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:  

  • Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  • Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
  • Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
  • Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе  и её результатах перед общим собранием

    В этом учебном году во 2 классе по моему предложению внутри моего класса все дети распределились по желанию на творческие группы. Распределение происходило по интересам на 4 группы. Каждая команда придумала название своей команде, выбрали капитана. Впоследствии в роли капитана попробовали себя все желающие ребята. Командиры групп меняются по прошествии времени с той целью, чтобы в роли руководителя побывал каждый из ребят и почувствовал ответственность не только за себя, но и за других.

 На первом классном часе обсудили, с какими поручениями нам легко будет справляться и решили меняться поручениями 1 раз в неделю.

  Ребятам очень понравилась такая работа. Они  уже сейчас, к концу второго класса  без помощи учителя справлялись со своими обязанностями. ЧТП дисциплинирует ребят, организуют их навыки самообслуживания и в домашних условиях.

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, одним из которых является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  Следовательно, строить педагогический процесс, важно так, чтобы педагог выступал, как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у детей складывается впечатление, что инициаторами  деятельности являются они сами. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

   Метод создания малых групп в рамках классного коллектива, которым поручается выполнение кратковременных дел, позволяет наилучшим образом реализовать поставленные задачи. Ребенок в этой малочисленной группе постоянно находится под воздействием мнения товарищей, ему сложнее уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим количеством сверстников. Лишь в этом случае каждый ребенок может определить  для себя такое положение, при котором реализуются все его дарования,  и он сможет достичь определенных личностных результатов.

   Каждую неделю творческое поручение в группе меняется: 1 неделя  - "дежурные”, 2 неделя – "санитары”,3 неделя – "затейники” , 4 неделя –«санитары».  

Обязанности командира команды

   Является первым помощником классного руководителя в  организации воспитательной работы в классе. Является представителем своего экипажа. Следит за информационным стендом класса.

Творческие поручения  и обязанности их исполняющих

Дежурные. Проверяет готовность кабинета: расставляет ровно парты и стулья, готовит доску (набирает чистую воду в ведёрко, полощет тряпочки, складывает в коробочку мел, протирает полочку под  доской). В конце учебного дня проверяет порядок в классе, моет чисто доску, полощет тряпочки, убирает мел, протирает полочку под доской. В конце учебного дня приводит в порядок доску, ровняет парты, при необходимости подметают пол. При необходимости поливает растения, набирает воду, ухаживает за цветами: обирает засохшие листья, рыхлит землю, протирает листья влажной тряпочкой, опрыскивает цветы.

Санитары:

     Проверяют школьную форму и спортивную. Проверяют аккуратность причёсок. Помогают мыть руки перед столовой. Поддерживают порядок на столах в столовой. Проверяют ногти, чистоту рук, обуви. После уроков труда или ИЗО проверяет наличие грязи или бумажек на полу, наводит порядок в классе. Следят за чистотой парт.

Затейники. Ежедневно проводит зарядку перед началом уроков. Разучивают с ребятами новый комплекс  упражнений для физкультминутки. Организуют игры на перемене. 

    Следят за страничкой «Наши именинники», организует поздравления ребят.

    Книголюбы: Проверяют у всех учеников наличие учебных принадлежностей перед уроком. Организуют раздачу тетрадей к уроку, необходимых принадлежностей. Проверяют  дневники:(заполнение 1-3 страниц), запись расписания на неделю.

Поддерживают порядок в шкафчике с книгами. Обеспечивают наличие дополнительных книг у учащихся перед уроком литер. чтения.

    Таким образом,  каждый ребенок под контролем капитана команды  в течение недели ухаживает за цветами, организовывает игру на перемене, убирает класс, дежурит в столовой, раздаёт тетради, проверяет форму, проводит зарядку, проверяет выучил ли товарищ урок и др.

    Конечно, не у каждого ребенка все получается, и не все получается хорошо, но поддержка товарищей, одобрение или неодобрение их и учителя  стимулирует его деятельность. Необходимо использовать поощрения и небольшие призы детям той группы, которые успешно трудились всю неделю. Внутри группы задания для себя  придумывают  дети. Они составляют для себя список дел на неделю: позаниматься с ребенком, которому плохо дается учеба, проверить выполнение домашнего задания до урока у тех детей, которые часто забывают его приготовить, проконтролировать выучена ли таблица умножения и др.

  Раз в неделю на классном часе отводится время для  самоанализа деятельности ребят. Во время классного часа команды отчитываются о проделанной работе. Они обсуждают, что из запланированного получилось, что не удалось, каковы причины неудачи, намечают новый план работы на неделю.

 Чередование поручений отслеживается в сводной таблице. В конце учебного года лучший дежурный (группа) награждаются грамотами и памятными сувенирами.

          Ожидаемый результат.  

  • Обретение чувства уверенности в себе.
  • Умение поддерживать других.
  • Осознание ответственности за свои поступки.
  • Расширение представлений о себе, своих возможностях.
  • Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
  • Стремление использовать свои умения на радость близким.
  • Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей,  взрослых.
  • Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

    Такая форма работы, хоть и требует  от педагога больших затрат сил, времени и фантазии, дает положительную динамику в формировании личностных умений обучающихся,  Дети в таком классе доброжелательные, активные, творческие и дружные. Такие дети быстрее решают проблемные ситуации без привлечения взрослых, они самостоятельны, мобильны, коммуникативны. Формируется коллектив единомышленников, где каждый ребенок находит свою социальную нишу.



Предварительный просмотр:

Обязанности                                                        командира экипажа

   Является первым помощником классного руководителя в  организации воспитательной работы в классе. Является представителем своего экипажа. Следит за информационным стендом класса.

Творческие поручения                                      

       и обязанности    их исполняющих

Дежурные. Проверяет готовность кабинета: расставляет ровно парты и стулья, готовит доску (набирает чистую воду в ведёрко, полощет тряпочки, складывает в коробочку мел, протирает полочку под  доской). В конце учебного дня проверяет порядок в классе, моет чисто доску, полощет тряпочки, убирает мел, протирает полочку под доской. В конце учебного дня приводит в порядок доску, ровняет парты, при необходимости подметают пол. При необходимости поливает растения, набирает воду, ухаживает за цветами: обирает засохшие листья, рыхлит землю, протирает листья влажной тряпочкой, опрыскивает цветы.

Санитары:

    Проверяют школьную форму и спортивную. Помогают мыть руки перед столовой. Порядок на столах в столовой. Проверяют ногти, чистоту рук, обуви. После уроков труда или ИЗО проверяет наличие грязи или бумажек на полу, наводит порядок в классе. Следят за чистотой парт.

Затейники. Ежедневно проводит зарядку перед началом уроков. Разучивают с ребятами новый комплекс  упражнений для физкультминутки. Организуют игры на перемене. 

    Следят за страничкой «Наши именинники», организует поздравления ребят.

    Книголюбы: Проверяют у всех учеников наличие учебных принадлежностей перед уроком. Организуют раздачу тетрадей к уроку, необходимых принадлежностей. Проверяют  дневники:(заполнение 1-3 страниц), запись расписания на неделю.

Поддерживают порядок в шкафчике с книгами. Обеспечивают наличие дополнительных книг у учащихся перед уроком литер. чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение уровня развития самоуправления в коллективе

(методика М. И. Рожкова) Цель: определить уровень развития ученического самоуправления....

Описание опыта и системы работы по теме «Развитие ученического самоуправления в детском коллективе»

Задача учителя – это не только научить знаниям, но и помочь каждому ребенку стать полноценным членом общества, обрести навыки общения, активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки, дей...

Планирование работы по развитию самоуправления в детском коллективе: работа с поручениями.

Организаторская деятельность младших школьников. Планирование работы по развитию самоуправления в детском коллективе: работа с поручениями...

Создание условий для развития молодежных и детских общественных объединений, ученического самоуправления

Программа ученического самоуправления на 2016-2020 уч.годРеализация программы ученического самоуправления за 2016-2017 уч.год...

План развития и организации самоуправления в детском коллективе

Данная статья содержит теоретический материал и практические рекомендации по организации самоуправления в детском коллективе....

Статья "Игры на сплочение детского коллектива"

laquo;Игры на сплочение детского коллектива» Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Это сотворение собственного мира, в котором можно установ...