Программа духовно - нравственной направленности детского школьного объединения
элективный курс ( класс) на тему

Данная программа призвана помочь младшим школьникам приобщиться к великому наследию традиций русского народа во вполне доступных формах. Это игры, песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, обряды, обычаи, праздники.
Тематика занятий предполагает разъяснение непонятных для детей явлений, декоративных мотивов, связанных с мифологией, фольклорными образами, преданиями.
Программа предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью курса:
- ознакомительный «Ознакомление с традициями
  русского народа», 1 год обучения (7-8 лет);
- развивающий «Великие праздники», 2 год обучения
  (9-10 лет);
- творческий «Праздники в нашей жизни», 3 год
  обучения (10-11 лет).
Каждый курс ставит свои задачи и имеет определенный объем тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«РОДНИЧОК»

НАЗВАНИЕ:

 «ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКОЙ РУСИ»

(для учащихся 7 – 11 лет)

                Год разработки – 2015

Срок реализации – 3 года

                   

Составитель:

                      Учаева Татьяна Александровна

                      учитель начальных классов

             

«Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшейся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он все забудет, и всему разучится, и должен будет все начинать сначала».                                                                                                                

                                      В.О.Ключевский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Духовное воспитание младших школьников это приобщение их к высшим, фундаментальным понятиям бытия. Что за понятия – идеи? Добро и зло; жизнь, смерть и бессмертие; временное и вечное; любовь; красота; смысл жизни… наличие духовного потенциала позволяет человеку за малым усмотреть большое, за конкретным – абстрактное, за несущественным – важное, за бытовым – бытийное…,а значит не разменять свою жизнь на мелкую монету, осуществить свое предназначение.

Непостижимо богата русская духовная жизнь с её христианскими праздниками, обычаями, обрядами, приметами, наблюдениями, поверьями.

С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, будь то движение солнца или вызревание колоса. А одним из способов участия и были народные праздники.

В образах праздника передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна.

Во все времена праздники утверждали в обществе самые высокие идеалы: любовь к Родине, свободе, доброту, верность, трудолюбие и т. д. Праздники всегда сплачивали людей вокруг этих идеалов, делали их лучше, чище, активнее, доброжелательнее друг к другу и общительнее. Как раньше, так и теперь праздники  учат оптимизму и дарят надежду на лучшее для каждого человека и всего народа.

 Что же такое – праздник? Это социокультурное явление, которое уже давно изучается историками, искусствоведами, этнографами, фольклористами, культурологами. Праздник – это явление многогранное, удивительное по своей богатой истории, значимости, влиянию на все сферы жизни человеческого общества.

Вся жизнь русского человека – труженика определялась своеобразным неписаным календарем, включающим в себя как церковные праздники, различные посты и торжественные службы, так и дни начала  и окончания различных сельскохозяйственных работ, семейных церемоний. Эти знания копились веками, упорядочивались  традиции, передаваясь из поколения в поколение.

Наши предки жили в тяжелейших условиях, трудились и радовались дню, когда можно было вести себя «праздно», «праздновать». Цена этого «праздного» дня была для людей так велика, что они ждали его заранее, готовились к нему и проводили такой день не в «ничегонеделании», а активно, с песнями, танцами, зрелищами.

Данная программа призвана помочь младшим школьникам приобщиться к великому наследию традиций русского народа во вполне доступных формах. Это игры, песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, обряды, обычаи, праздники.

Тематика занятий предполагает разъяснение непонятных для детей явлений, декоративных мотивов, связанных с мифологией, фольклорными образами, преданиями.

Программа предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью курса:

- ознакомительный «Ознакомление с традициями

  русского народа», 1 год обучения (7-8 лет);

- развивающий «Великие праздники», 2 год обучения

  (9-10 лет);

- творческий «Праздники в нашей жизни», 3 год

  обучения (10-11 лет).

Каждый курс ставит свои задачи и имеет определенный объем тем.

Цель программы: 

– приобщение младших школьников к  великому наследию

  традиций русского народа;

- воспитание творческого коллектива;

- воспитание свободной, открытой творчеству  

  личности.

Задачи: 

- привить интерес к народным традициям, обрядам,

  праздникам;

- пробудить желание к познанию родной культуры, к

  возрождению прекрасных народных обычаев;

- возвратить уважение к национальным духовно –

  культурным ценностям;

- способствовать вхождению в традиционную культуру        

  своего народа;

- создавать условия для эстетического восприятия

  красоты народного праздника;

- развитие непрерывной связи прошлого – настоящего;

- развивать наблюдательность и цветовосприятие;

- формировать у детей умение заниматься

  самовоспитанием и развитием в себе ценных

  человеческих качеств;

- воспитывать любовь к Отечеству, свободе, доброте,

  коммуникабельность и дружеские отношения.

Данная программа рассчитана на три года обучения (136 часов).

Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю (34 часа). Дети получают элементарные знания о жизни русского человека – труженика. Знакомятся с правилами, обычаями, традициями, календарными праздниками православного народа. В группу первого года обучения принимаются все желающие.

Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших первый курс обучения. Занятия проводятся один раз в неделю (34 часа). Дети пополняют и расширяют знания, полученные в первый год обучения. Участвуют в подготовке праздников школьного объединения, постановке театральных сценок, изготовлении поделок, игрушек к православным праздникам.

 

Третий год предполагает работу с наиболее увлеченными детьми. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа (68 часов). В данном случае внимание уделяется индивидуальной работе, личным и коллективным творческим способностям ребят.

В проведении занятий используются коллективные и творческие работы. Особое внимание уделяется умению использовать полученные знания на личном опыте, в современной жизни.

 Программа составлена на основе знаний возрастных особенностей. Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

В процессе обучения предусматривается и первоначальное ознакомление со своеобразным календарем, включающим в себя как церковные праздники, различные посты, так и дни начала и окончания различных сельскохозяйственных работ, семейных церемоний.

Содержание программы направлено на возрождение русской духовности в современных условиях – совершенствовании духовного мира младших школьников, отношений между людьми; на приобщение учащихся начальной школы к великому наследию традиций русского народа.

Изучение по программе реализуется через подачу теоретического материала, беседы, экскурсии, игры, прогулки.

Теоретическая часть программы дается в форме беседы с использованием наглядного материала, мультимедийного оборудования, компьютерных технологий, художественной литературы.

Практическая работа включает использование игр, разучивание закличек, пословиц, поговорок, загадок,  стихотворений и песен к православным праздникам.  

Основная форма работы – учебное занятие (вводное, практическое, ознакомление, усвоение, применение на практике, обобщение). Стимулируют интерес нетрадиционные занятия в виде конкурсов, викторин, игр, праздников. Уделяется внимание экскурсиям в природу.

Отчет о работе проходит в виде тематических выставок поделок, конкурсов, праздников для школьного объединения младших школьников.

Учебный план на три года.

п/п

тема

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

1.

Введение в программу

1

1

1

2.

Месяцеслов

3

2

6

3.

Фольклорные традиции

8

5

10

4.

Народные праздники на Руси

15

20

40

5.

Экскурсии

3

2

3

6.

Итоговые занятия

4

4

8

Итого:

34 часа

34 часа

68 часов

Первый год программы

Пояснительная записка

Цель:

– адаптация детей к новым условиям, создание

  эмоционально–психологической атмосферы в группе,

  ознакомление с элементарными знаниями о жизни  

  русского человека – труженика.

Задачи:

- познакомить с правилами, обычаями, традициями,

  великими календарными праздниками православного

  народа;

– привить интерес к народным традициям, обрядам,

  праздникам;

- создавать условия для эстетического восприятия

  красоты народного праздника.

К концу года дети должны свободно, дружелюбно общаться в группе; знать историю происхождения названий месяцев; народные приметы, соответствующие временам года; названия и происхождение великих православных праздников.

Учебно – тематический план первого года обучения

п/п

Название темы

Количество

часов

1.

Введение в образовательную программу

1

2.

Месяцеслов

3

2.1

Времена года

2

2.2

Православный календарь

1

3.

Фольклорные традиции

8

3.1

Пословицы, поговорки, загадки, заклички

2

3.2

Игры

2

3.3

Праздничные игры

4

4.

Народные праздники на Руси

15

4.1

Какие бывают праздники?

1

4.2

Великие церковные праздники

6

4.3

Праздники начала и окончания сельскохозяйственных работ

6

4.4

Семейные церемонии

1

5.

Итоговое занятие

4

6.

Экскурсии

3

Содержание программы первого года обучения.(34 часа)

Курс: «Ознакомление с традициями русского народа».

Раздел 1. Введение в образовательную программу.

1. Вводное занятие. Знакомство с планом и задачами объединения, программы, правила поведения.

Раздел 2. Месяцеслов.

2.1. Времена года. Отношение русского человека к каждому времени года. Приметы, поверья, обычаи. Самостоятельные наблюдения.

2.2. Православный календарь. Из истории календарей. История происхождения названий месяцев.

Раздел 3. Фольклорные традиции.

  1. Значение традиций в жизни человека, семьи, общества. Жизненная сила традиций в современном мире. Знакомство с русскими народными загадками, пословицами, поговорками. Обратить внимание на национальную палитру. Поговорки разных народов: русских, белорусов и т.д.

3.2. История происхождения игры. Значение игры в жизни русского человека - труженика.

3.3. Разучивание русских народных игр. Смысл праздничных игр.

Раздел 4. Народные праздники на Руси.

4.1. Откуда пошли праздники? Что такое праздник? Смысл праздника. Радостный труд души.

4.2. Происхождение церковных праздников. Праздничные торжества. Даты празднования церковных праздников.

Масленица – праздник проводов зимы. Обычаи, традиции праздника. Подготовка и проведение праздника для детского объединения младших школьников.

4.3. Сельскохозяйственное производство – основа жизни русского народа. Годовые природные циклы. Народные обычаи. Древняя русская мифология.

4.4. Семейные церемонии. Честь семьи. Почитание родителей.

Раздел 5. Итоговое занятие.

Проводится один раз в четверть. Игры, викторины, конкурсы рисунков.

Раздел 6. Экскурсии. Массовые мероприятия.

Экскурсии проводятся для развития кругозора ребят. Участие в календарных праздниках, подготовка к ним.

Второй год программы

Пояснительная записка.

Цель программы второго года обучения: 

– закрепление, пополнение, расширение знаний первого

  года программы.

В соответствии с целью программы меняются и задачи:

- способствовать вхождению в традиционную культуру        

  своего народа и православного народа других

  национальностей;

- создавать условия для эстетического восприятия

  красоты народного праздника;

- развитие непрерывной связи прошлого – настоящего.

К концу года дети должны знать не только названия, даты церковных и народных праздников, но и понимать смысл этих торжеств. Знать народные игры, уметь играть в них с помощью учителя и самостоятельно.

Учебно – тематический план второго года обучения

п/п

Название темы

Количество часов

1.

Введение в образовательную программу

1

2.

Месяцеслов

2

2.1

Православный календарь

2

3.

Фольклорные традиции

5

3.1

Песни, загадки, предсказания

1

3.2

Игры

3

3.3

Предметы жизни и быта наших предков

1

4.

Народные праздники на Руси

20

4.1

Великие праздники

17

4.2

Праздничные костюмы

3

5.

Экскурсии

2

6.

Итоговое занятие

4

Содержание программы второго года обучения (34 часа)

Курс: «Великие праздники»

Раздел 1. Введение в общеобразовательную программу.

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на год. Создание эмоционально – психологической атмосферы.

Раздел 2. Месяцеслов.

2.1 Повторение о временах года, их значении в жизни русского человека, об истории происхождения названий месяцев, православном календаре. Расширение знаний о приметах, поверьях, обычаях православных людей.

Раздел 3. Фольклорные традиции.

Изучение русских народных игр, потех. Историко – бытовые сведения о жизни русских людей. Ознакомление с предметами жизни и быта наших предков: прялки, салфетки с вышивкой, самовары, платки, самотканые дорожки и т.д.

Раздел 4. Народные праздники на Руси.

4.1 Великие праздники.

Рождество Пресвятой Богородицы. Покров Пресвятой Богородицы. Раскрыть смысл этих праздников, познакомить с историей праздника.

Рождество Христово. Познакомиться со стихами и рассказами, которые составляют эстетическую основу проведения праздника в семье и школе. Постигать великий смысл Рождества Христова, его значимость в истории человечества и судьбе каждого человека. Подготовка и проведение праздника с участием всех ребят начальной школы.

День Святой Троицы. Познакомить с датой празднования праздника, объяснить историю происхождения. Рассказать об обычаях праздника, которые соблюдаются православными людьми с давних времен.

4.2 Праздничные костюмы.

Узнать историю русского костюма, познакомиться с праздничной одеждой других народов (белорусов, украинцев, узбеков и т.д.).

Раздел 5. Экскурсии.

Экскурсии  в лес, в парк, на луг, наблюдение за изменением природы по временам года.

Раздел 6. Итоговое занятие.

Проводиться один раз в четверть.

Третий год обучения

Пояснительная записка

Цель программы:

- повторение и закрепление знаний первого и второго

  года обучения;

- развитие творческой личности, ее самостоятельности

  и инициативности.

Задачи:

- воспитывать человека, гармонически сочетающего в

  себе духовное богатство и  моральную чистоту;

- Формировать у детей умение заниматься

  самовоспитанием и развитием в себе ценных

  человеческих качеств;

- продолжить ознакомление с народными  и церковными

  праздниками;

- подготовить и провести праздники, в которых будут

  участвовать не только дети, но и родители.

К концу третьего года программы ребята должны знать историю происхождения праздников на Руси, понимать значимость этих событий для русского православного народа. Знать приметы времен года, пословицы, поговорки, песни, народные игры.

Желательно оформить альбом с фотографиями, иллюстрациями по всем темам с описанием праздников, экскурсий, игр.

Учебно – тематический план третьего года обучения

п/п

Название темы

Количество

часов

1.

Введение в образовательную программу

1

2.

Месяцеслов

6

2.1

Времена года

3

2.2

Православный календарь

3

3.

Фольклорные традиции

10

3.1

Гулянье. Хоровод.

2

3.2

Народная песня. Духовные песнопения.

2

3.3

Ярмарка.

6

4.

Народные праздники на Руси

40

4.1

Семейные  праздники

10

4.2

Средние праздники

10

4.3

Великие  праздники

20

5.

Экскурсии

3

6.

Итоговые занятия

8

Содержание программы третьего года обучения

Курс: «Праздники в нашей жизни».

Раздел 1. Введение в общеобразовательную программу.

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на год. Заслушивание предложений детей.

Раздел 2. Месяцеслов.

«Месяцеслов» - сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы и поговорки, присказки, поверья, наставления, советы сплетаются в прочную канву, помогающую растить детей в тесной связи с природы, с миром близких и далеких людей.

Раздел 3. Фольклорные традиции.

3.1 Почему праздники сближали людей? Как готовились к праздникам?

3.2 Песня – способ выражения нахлынувших чувств. Сила и радость песенного слова. Старинные народные песни. Хоровое пение. Духовные песнопения.

3.3 Из истории проведения ярмарки. Самые знаменитые ярмарки. Правила ярмарки. Ярмарка – праздник.

Раздел 4. Народные праздники на Руси.

4.1 Торжество семьи – семейный праздник. Верность семейным традициям. Любимые семейные праздники.

4.2 Храмовые праздники. Праздники в честь святых.

4.3 Великие праздники. Троица. История происхождения праздника. Семиковая неделя. Обычаи, традиции. Годовой цикл христианских праздников – Рождество, Крещение, Благовещение, Воскресение, Троица, их значение в нравственном становлении человека. Почитание святых – дань признания подвижникам, самоотверженным защитникам добра и миролюбия.

Раздел 5. Экскурсии

Экскурсия в музей русской избы.

Экскурсии в природу.

Раздел 6. Итоговые занятия

Итоговые занятия проводятся один раз в четверть.

План реализации программы

Изучение по программе реализуется через подачу теоретического материала, беседы, экскурсии, игры, прогулки, участие в подготовке и проведении праздников для объединения младших школьников.

Так, в первый год обучения дети знакомятся с историей происхождения народных праздников, с традициями, обрядами русского народа. Происходит приобщение школьников к великому наследию традиций русского православного народа.

Второй и третий год обучения позволяет расширить воспитательное воздействие за счет освоения культурного наследия. Учащиеся постигают человеческую мудрость, накапливаемую веками, учатся уважать историю, культуру своего народа. Взгляд из другого времени на сегодняшний мир позволяет детям увидеть актуальность в событиях давно минувших дней и вечную значимость вопросов, волнующих сегодня.

Внеурочная деятельность включает в себя проведение традиционных и календарных праздников, участие в школьных и муниципальных конкурсах.

Проведение праздников и массовых мероприятий

Рождество Христово

Цель:

- возрождение традиций праздника, постижение великого смысла Рождества Христова.

Вечер святочных гаданий

Цель:

- узнать в чем смысл святочной недели, почему святки называли днями веселья и священного торжества.

Крещение

Цель:

- познакомить с великим таинством крещения, помочь осознать важность и ответственность звания крестных родителей.

Масленица

Цель:

- способствовать вхождению в традиционную культуру своего народа; расширять представления об особенностях проводов зимы.

Праздник весны – Радоница

Цель:

- выяснить откуда пришло название праздника; способствовать приобщению младших школьников к обычаям, традициям нашего народа.

Праздник Ивана Купала

Цель:

- совместно с работниками дома культуры принять участие в подготовке и проведении народного гуляния для жителей района.

Покров Пресвятой Богородицы

Цель:

- помочь осмыслить торжественность и величие праздника, рассказать детям о событии, которое послужило основой для установления праздника.

 

Методическое обеспечение программы

Для проведения занятий по данной программе используются следующие материалы:

  • Художественная, православная литература
  • Методические журналы
  • Вырезки из газет и журналов
  • Наглядные материалы (картины, предметы быта…)

Критерии оценки результативности

Критериями оценки результативности программы являются всевозможные тренинги, конкурсы, зачеты, активные формы работы, театрализованные постановки праздников.

Ожидаемые результаты

Данная программа разработана с целью приобщения младших школьников к великому наследию русского народа. Результатом трехгодичного труда является участие детей не только в школьных конкурсах и праздниках, но и участие в мероприятиях на муниципальном и региональном уровне.

Список литературы

1. А.Миловский «Песнь жар–птицы» - М.:Детская

   литература, 1987 г.

2. Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси»-

   Калининградское книжное издательство, 1993 г.

3. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского

   быта»-М.: «Дрофа», 2003 г.

4. Журнал «Начальная школа», 1993 г.,1997 г.,2007 г.

5. Журнал «Воспитание школьников»,1993 г.,1995

   г.,2001 г.

6. Журнал «Народное образование», 2001 г.

7. Журнал «Наука и религия», 2002 г.

8. Детский сборник «Праздников праздник»-

   издательство «Жизнь с Богом», Брюссель, 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры».

Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры»....

ПРОГРАММА «Росинки духовности» смены детского оздоровительного лагеря «Солнышко» (духовно-нравственного направления через кружковую деятельность и социальный проект «Лето. Творчество. Мы»)

Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии духовно-нравственной культуры. Вопросы его реализации находятся в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Е...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Эти забавные животные» 7-9 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного направления «Дорога добра»

Основной целью дополнительной общеразвивающей программы "Дорога добра" является создание условий для формирования  у младших школьников духовно-нравственных основ личности через пр...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Культура родного края»

Программа направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на ос...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧИТАЙ-КА»

Дополнительная     общеразвивающая     программа     для     младших     школьников«Почитай-ка...

Дополнительная общеразвивающая программа Духовно-нравственной направленности «Дорога Жизни»

С самого раннего возраста мы должны готовить детей к восприятию и принятию духовного значения основных нравственных понятий....