Рабочая программа кружка "Экология родного края"
рабочая программа (3 класс) по теме

Рожкова Ирина Владимировна

Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_ekologiya_rodnogo_kraya.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Марксовского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________ /___________ /

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МОУ – СОШ № 4

____________/____________/

«___»____________20__г.

«Утверждено»

Директор  МОУ - СОШ № 4

___________ /_____________/

Приказ № _____ от

«___»___________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружок «Экология родного края»

3 - 4 класс

                                                  Составила:

руководитель кружка

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Грибова Ольга Леонидовна

           

20__ - 20__  учебный год

I. Пояснительная  записка

   Рабочая программа кружка «Экология родного края» разработана для обучающихся 3-4 классов на основе Закона «Об образовании в РФ», требований федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции непрерывного экологического образования  населения Саратовской области на 2009 – 2019 годы.

  Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века, появление большого количества проблем экологического характера: изменение климата, глобальное загрязнение природы, множественные демографические проблемы, причиной которых является, зачастую, нерациональное воздействие человека на окружающую среду. Экологическая ситуация в Саратовской области, как и во многих регионах нашей страны, вызывает большую тревогу. В связи с этим экологическое образование в нашем регионе приобретает всё более актуальный характер и призвано сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности, служить гарантом развития общества.  В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. 

        Актуальность программы основывается на интересе, потребностях обучающихся,  способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа обладает широкими возможностями экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, бережно относиться к флоре и фауне Саратовского края. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности для получения основного и среднего образования.

Цель и задачи  программы

Цель программы — формирование экологической культуры и экологического сознания жителей Саратовской области (в частности, младших школьников) в целях повышения уровня экологической безопасности, улучшения состояния окружающей среды и здоровья населения жителей области.

 Задачи программы:

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств к своему родному краю;

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, развитие умений и навыков исследовательского поиска.

       Основные принципы реализации программы:

  • научность,
  • доступность,
  • природосообразности,
  • гуманизации,
  • добровольность и свободы,
  • деятельностный, культурологический и личностно - ориентированный подходы.

Основные методы и технологии

         Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, экскурсии, защита исследовательских работ, мини-конференция.

          Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, социальных акциях.

         Технологии:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии.

Программа предусматривает достижение   3    уровней    воспитательных результатов

Первый уровень результатов 

Второй уровень результатов 

Третий уровень результатов 

Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации экологической направленности.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в социальных акциях, выставках, проектно-исследовательских конференциях экологической направленности.

II. Общая характеристика программы

       Общепризнано, что экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в дошкольном возрасте и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности на протяжении всей жизни.  В формировании экологической культуры принимают участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, средства массовой информации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта. Создание единой эколого-ориентированной образовательной деятельности в Саратовской области позволяет эффективно решать поставленные цели и задачи.

   Программа «Экология родного края» состоит из пяти разделов, органически связанных друг с другом, рассчитана на два года обучения (68 часов). Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й раздел - «Саратовский край» (6  часов):

2-й раздел – «Водные ресурсы Саратовского края» (7 часов)

3-й раздел  – «Растения Саратовской области» ( 21 час)

4-й  раздел – «Животный мир Саратовской области» ( 20 часов)

5-й раздел - «Экологические проблемы Саратовской области» ( 14 часов).  

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

          Программа «Экология родного края» имеет ценностный подход и ориентиры.

Ценностные ориентиры содержания программы

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

   Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

III. Планируемые результаты изучения программы

(личностные, метапредметные и предметные)

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы умения:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
  • Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии, охрана почв) и природной среде;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам: флоре и фауне Саратовской области, бережного отношения к памятникам природы.
  • готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами Саратовского края.

IV. Содержание изучаемой программы

1 – й раздел  Саратовский край (6 часов).

Темы занятий: Наш край родной! История Саратовской области. Саратов – культурный центр. Малые города Саратовского края. Экскурсия по родному городу. Проект «Моя малая родина».

2-й раздел Водные ресурсы Саратовского края (7 часов).

Темы занятий: Уникальное вещество вода. Проект «Капелька» Волга – матушка река. Малые реки Саратовской области. Охрана водоёмов. Акция  «Чистые берега». Красная книга Саратовской области. Редкие и исчезающие животные водоёмов.

3-й раздел Растения Саратовской области (21 час).         

Темы занятий: Экскурсия в зимний парк. Игра «Знакомые незнакомцы». Люблю берёзу русскую. Липа – золотое дерево. Памятники природы. Дуб – великан. Акция «Сохрани дерево». Памятники природы «Ботанический сад СГУ им. Н.Чернышевского» (экскурсия). Памятники природы. Тюльпанная степь. Заказник «Моховое болото». Красная книга Саратовской области. Редкие и исчезающие растения. Проект «Красная книга нашего района. Растения». Экскурсия в весенний парк. Проект «Первоцветы». Памятники природы. «Хвалынский национальный парк». Памятник природы. «Кумысная поляна». Лекарственные растения Саратовской области. Проект «Лесная аптека». Экологический субботник «Зелёная весна». Акция «Посади дерево». Обобщающее занятие «Письмо зелёному другу».

4-й раздел « Животные мир Саратовской области» (20 часов). 

Темы занятий: Обитатели лесов Правобережья. Алексеевский заказник. Обитатели степей Левобережья. Семёновский заказник. Обитатели полупустынь. Красная книга Саратовской области. Животные. Редкие животные Саратовской области. Насекомые. Дрофа – природный символ Саратовской области. Редкие животные Саратовской области. Краснозобая казарка. Редкие животные Саратовской области. Журавль – красавка. Зимующие птицы Саратовской области. Проект «Птичья столовая». Редкие животные Саратовской области. Выхухоль. Редкие животные Саратовской области. Степной сурок. Редкие животные Саратовской области. Степной орёл. Скопа. Проект «Домики для птиц». Редкие животные Саратовской области. Земноводные. Проект «Красная книга нашего района. Животные».

5-й раздел «Экологические проблемы Саратовской области» (14 часов).

Темы занятий: Свойства воздуха. Загрязнение атмосферы. Свойства воды. Загрязнение водных ресурсов. Проект «Не проходите мимо!». Свойства почвы. Загрязнение почвы. Утилизация отходов. Проект «Вторая жизнь бытовых отходов». Охрана лесных богатств. Акция «Посади дерево». Охрана животных. Экологический субботник «Зелёная весна».

Обобщающее занятие «Саратовский край – живи и процветай!».

  1. Календарно – тематический план

1-й год обучения

Название раздела,

темы занятия

Общее количество часов

Теория

(ч)

Практика

(ч)

Сроки проведения

Примечание

  1. Саратовский край

6 часов

1

Наш край родной! История Саратовской области.

1

2

Саратов – культурный центр.

1

3 - 4

Малые города Саратовского края.

1

1

5 - 6

Экскурсия по родному городу. Проект «Моя малая родина».

2

  1. Водные ресурсы Саратовского края

7 часов

7

Уникальное вещество вода.

1

8

Проект «Капелька»

1

9

Волга – матушка река.

1

10-11

Малые реки Саратовской области.

1

1

12

Охрана водоёмов. Акция  «Чистые берега».

1

13

Красная книга Саратовской области. Редкие и исчезающие животные водоёмов.

1

  1. Растения Саратовской области

21 час

14

Экскурсия в зимний парк. Игра «Знакомые незнакомцы».

1

15

Люблю берёзу русскую.

1

16

Липа – золотое дерево.

1

17

Памятники природы. Дуб – великан.

1

18

Акция «Сохрани дерево»

1

19

Памятники природы «Ботанический сад СГУ им. Н.Чернышевского» (экскурсия)

1

20

Памятники природы. Тюльпанная степь.

1

21

Заказник «Моховое болото»

1

22-23

Красная книга Саратовской области. Редкие и исчезающие растения.

2

24-25

Проект «Красная книга нашего района. растения»

2

25

Экскурсия в весенний парк.

1

26-27

Проект «Первоцветы»

2

28

Памятники природы. «Хвалынский национальный парк».

1

29

Памятник природы. «Кумысная поляна».

30

Лекарственные растения Саратовской области

1

31-32

Проект «Лесная аптека»

2

33

Экологический субботник «Зелёная весна». Акция «Посади дерево»

1

34

Обобщающее занятие «Письмо зелёному другу»

1

Итого

34ч

12ч

22ч

        2-й год обучения

Название раздела,

темы занятия

Общее количество часов

Теория

(ч)

Практика

(ч)

Сроки проведения

Примечание

  1. Животные мир Саратовской области

20 часов

1-2

Обитатели лесов Правобережья. Алексеевский заказник.

1

1

3-4

Обитатели степей Левобережья. Семёновский заказник.

1

1

5

Обитатели полупустынь.

1

6

Красная книга Саратовской области. Животные.

1

7-8

Редкие животные Саратовской области. Насекомые.

1

1

9

Дрофа – природный символ Саратовской области.

1

10

Редкие животные Саратовской области. Краснозобая казарка.

1

11

Редкие животные Саратовской области. Журавль – красавка.

1

12

Зимующие птицы Саратовской области.

1

13

Проект «Птичья столовая»

1

14

Редкие животные Саратовской области. Выхухоль.

1

15

Редкие животные Саратовской области. Степной сурок.

1

16

Редкие животные Саратовской области. Степной орёл. Скопа.

1

17-18

Проект «Домики для птиц»

2

19

Редкие животные Саратовской области. Земноводные.

1

20

Проект «Красная книга нашего района. Животные»

1

  1. Экологические проблемы Саратовской области

14 часов

21-22

Свойства воздуха. Загрязнение атмосферы.

1

1

23-24

Свойства воды. Загрязнение водных ресурсов.

1

1

25

Проект «Не проходите мимо!»

1

26-27

Свойства почвы. Загрязнение почвы.

1

1

28-29

Утилизация отходов. Проект «Вторая жизнь бытовых отходов»

2

30-31

Охрана лесных богатств. Акция «Посади дерево»

2

32

Охрана животных.

1

33

Экологический субботник «Зелёная весна»

1

34

Обобщающее занятие.

«Саратовский край – живи и процветай!»

1

Итого

34ч

12ч

22ч


VI. Материально - техническое  обеспечение

Библиотечный фонд

Нормативные источники:

  • Федеральный закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями).
  • Концепция непрерывного экологического образования  населения Саратовской области на 2009 – 2019 годы

Методическая литература:

  • Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. –  М.:  Просвещение, 2011.
  • Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2013.
  • Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
  • Красная книга Саратовской области.- Издательство: Саратов, «Детская книга»,  1996.
  • Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011.
  • Цветкова И.В. «Экология для начальной школы. Игры и проекты». Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: «Академия развития», 2014.
  • Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2013.
  • Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2014.

Модели и натурный фонд:

  • Гербарий
  • Глобус
  • Модели насекомых
  • Модели животных
  • Модели цветковых растений
  • Физическая карта России
  • Карта полушарий
  • Набор «Полезные ископаемые»
  • Набор для проведения опытов
  • Цифровые микроскопы
  • Датчики измерения температуры, расстояния.

Технические средства:

  • Мультимедийный проектор
  • Ноутбук
  • MP-3 проигрыватель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа культура родного края

Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь нико...

Дополнительная образовательная программа "Мой родной край"

Данная программа направлена на   развитие у обучающихся мотивации к познанию родного края и расширение  культурного опыта.     Програм...

Рабочая программа кружка "Родной край"

Рабочая программа кружка "Родной край" для 3 класса (проектная деятельность)...

Рабочая программа. История родного края. 3 класс

Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....

Рабочая программа "Азбука родного края".

.Содержание курса Азбука - к мудрости ступенька. - 4 часа. Учимся разгадывать ребусы и загадки. - 2 часа. Сказки Брянского леса. - 2 часа.  Животный мир Брянской области. - 2 часа. Природа р...

Рабочая программа по курсу "Край родной, как ты чудесен!"

Рабочая программа по курсу "Краеведение"...

Рабочая программа “Изучаем родной край”

Система изучения своей малой Родины - погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверст...