Тема «Игры наших бабушек и дедушек»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Игнатова Нина Петровна

 Данное мероприятие направлено на расширение знаний об играх в старину, их видах, особенностях.

Целью мероприятия является изучение народных традиций и культуры.

Задачи:

- расширить знания об играх в старину, их видах, особенностях;

- познакомить с некоторыми видами устного народного творчества;

- овладеть умениями применять полученные знания  (организовывать игры и самому участвовать в них, выполнять правила игры, применять считалки, зазывалки).

Рекомендуется для учителей начальной школы, воспитателей, руководителей кружков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного занятия

Воспитатель ГПД Игнатова Н.П.

Дата проведения:

Тема «Игры наших бабушек и дедушек»

Цель: изучение народных традиций и культуры

Задачи: 

  • Обучающий аспект:

- расширить знания об играх в старину, их видах, особенностях;

- познакомить с некоторыми видами устного народного творчества;

- овладеть умениями применять полученные знания  (организовывать игры и самому участвовать в них, выполнять правила игры, применять считалки, зазывалки).

  • Воспитывающий аспект:

- воспитывать убежденность в возможности познания окружающего мира методом исследований, бесед и анкетирования;

- воспитывать правильное отношение к использованию игр для проведения досуга;

- формировать этические нормы поведения  учащихся в ходе совместной работы на занятия и в игровой деятельности;

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, способствовать преемственности в семейном воспитании.

  • Развивающий аспект:

познавательные действия:

- формировать умение собирать информацию;

- формировать умение анализировать/ синтезировать  целое из составных частей;

- формировать умение классифицировать объекты;

- формировать умение применять знания на практике;

коммуникативные действия:

- формировать умения выражать свои мысли;

- формировать владение диалогической речью;

- формировать развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;

личностные действия:

- формировать лидерские качества организатора работы в группе;

- формировать умение сотрудничества с товарищами;

регулятивные действия:

- прогнозировать возможности использования полученных знаний в последующем.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности игровой и познавательной деятельности;

-формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народным фольклором;

-формировать  адекватное понимание причин успешности/неуспешности игровой и познавательной деятельности;

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

-учить основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, устанавливать причинно-следственные связи;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Оборудование:

- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;

- информационные ресурсы: электронная презентация по теме занятия, музыкальное сопровождение, сообщения учащихся по теме «Игры моих бабушек и дедушек», рисунки по теме «Моя любимая игра», выставка книг по теме: «Устное народное творчество»

- дидактические средства: карточки для работы в группе, сигнальные карточки для рефлексии, предметы для проведения игр

Методы обучения:

  • словесные
  • проблемные  
  • частично-поисковые
  • аудиовизуальные методы (сочетание словесных, практических и наглядных методов и приемов)
  • анализ и синтез
  • практические
  • наглядно-образные методы и приемы
  • информационно-поисковые методы и приемы
  • словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа)
  • метод рефлексии (осознание деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • парная
  • индивидуальная

Тип занятия: практическое занятие – исследовательский проект

Межпредметные связи:

- окружающий мир (старинные народные игры, региональный компонент);

- литературное чтение (устное народное творчество; рифма);

- технология (изготовление атрибутов для игр);

- русский язык (оформление сообщений);

- математика (счет по порядку, считалки).

Ход занятия:

Этап урока, цель

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Органи-зацион-ный  момент.

Мотива-ция к учебной деятель-ности

-создание положительного настроя на урок,

-установление доверительных отношений между учителем и учащимися;

- опыт самостоятельного решения учебно-познавательной задачи: высказывание собственного мнения.

1. Приветствие учителя, проверка подготовленности к занятию (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);

организация внимания учащихся.

2.  Проблемно – игровой момент.

Ученик сидит за компьютером, играет, устает и возмущается

 – О! Вот тебе! Сейчас догоню! Сейчас достану! Ну вот сначала, снова проиграл! Ой! Глаза уже болят, голова кружится, опять кошмары сниться будут! Чем заняться?

3. Учитель: А, вы тоже так проводите свободное время? Вам нравиться играть в компьютерные игры? Полезно ли проводить всё свободное время за компьютером?  А как же быть? Какую исследовательскую работу вы проводили в течении двух недель? Сегодня мы подведём итог нашей исследовательской работе и выясним: - Отличаются ли игры наших бабушек и дедушек от современных игр? Какова роль игры в вашем развитии?

По ходу нашего итогового занятия мы заполним сравнительную таблицу и увидим отличаются ли современные игры от игр наших бабушек и дедушек

Учитель: - И так тема нашего занятия-проекта «Игры наших бабушек и дедушек».

МО: словесные проблемные и частично-поисковые методы.

1. Оценка подготовлено-сти рабочего места, мобилизация внимания.

2. Обсуждение проблемной ситуации в диалоге с учителем.

3. Озвучивание темы, цели и гипотезы проекта  

ФОПД:  фронтальная.

1. Обеспечены условия для  продуктивной работы учащихся на уроке.

2. Учащиеся заинтересованы темой занятия.

3.Озвучена ТДЦ, обозначены задачи занятия-проекта с  привлечением учащихся.

2. Актуали-зация знаний и постановка учебной задачи.

Подготов-ка учащихся к выполне-нию  исследования.

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- осознание значимости чтения для личного развития

1. Направляет деятельность учащихся на усвоение знаний по устному народному творчеству, направляет на рассуждение, как же люди в старину проводили свободное время. Выдвижение гипотезы  и пути исследования.

 Выяснение, что игры тоже народное творчество. Деление класса на группы

1. Работают в соответствии с деятельностью учителя - слушают.

1. Мотивация учащихся на изучение нового материала.

3. Основная часть. Исследование проекта.

Практическая деятельность.

Учащиеся должны познакомиться и сравнить  игр современного мира с играми прошлого

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-формулировать собственное мнение и позицию.

СЧИТАЛКИ

1. Организация дискуссии о составлении считалок, работа в группах, озвучивание полученных считалок. Соотнесение применения считалок современных детей с детством бабушек и дедушек.

2. Итог, для чего нужны считалки? Пользовались ли ими в детстве бабушки и дедушки?

3. Даёт информационный материал о книгах, где можно найти, подобрать и выучить считалки.

МО: аудиовизуальные методы (сочетание словесных, практических и наглядных методов и приемов)

ПОТЕШКИ

1.Знакомит с новым видом игры – потешки. Песенка или весёлый стишок для самых маленьких. Информационный материал от учителя с добавлением информации из личного опыта детей

2. Практическая работа в группах:

составление потешки путём её продолжения

1. Дискуссия о правильной рифме в считалках в группах

2. Анализируют и

делают выводы, заполняют сравнительную таблицу.

3.Слушают, наблюдают, расширяют свой кругозор о применении книг

ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная.

1. Слушают и делятся опытом

2. Развивают чувство рифмы

1.Составят и разучат считалки

2. Будут использовать в практике считалки

3.  уметь пользоваться книгой, как источником информации

1.Знать и применять в играх потешки

2. Будут применять для снятия напряжения, на физминутках

4. Физминутка

Снятие эмоцио-нального и физичес-кого напряже-ния.

Развитие творческого воображе-ния с использо-ванием литературных средств.

-формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народным фольклором;

-формулировать собственное мнение и позицию.

1. Организует игровую ситуацию с использованием одной из потешек

2. Делаем выводы: Использовали ли потешки бабушки  и дедушки в своё время для своих детей, а вы с ними знакомы?

МО: анализа и синтеза, практический

1. Называют слова потешки и выполняют упражнения для рук, ног, головы

2.Заполняют сравнительную таблицу.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Оценивают значение потешек для человека, как ещё один вид игры

5. Практическая

деятельность

Учащиеся должны знать несколько игр, овладеть умениями соблюдать правила игры

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности игровой и познавательной деятельности;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

1. ИНТЕРВЬЮ

2. ТИХИЕ ИГРЫ

Организует работу учащихся, в ходе которой выстраивается способ решения проблемы. Дети рассказывают об играх о которых узнали в ходе исследовательской деятельности.

МО: словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа);

3. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (аналогичная работа)

 Объяснение хода игры и разыгрывание в группах.

4. ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ.

 Чувашская народная игра « Четыре стихии» - игра с мячом, подбирают правильные высказывания, что развивает игра

5. ИГРЫ – ХОРОВОДЫ. Учитель рассказывает о играх – хороводах

МО: аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов);

частично-поисковый метод (эвристическая беседа);

наглядно-образные методы и приемы;

информационно-поисковые методы и приемы

1. Учатся брать интервью у взрослых

2. Слушают выступления товарищей, делают выводы, заполняют таблицу

Слушают условия игры, участвуют в ней, делают выводы, заполняют таблицу

Работа в группах

Дети анализируют и заполняют сравнительную таблицу

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

1. Используют исследовательские навыки, применяют на практике.

2. Развитие диалогической и монологической речи, умение делиться опытом.

3. Применяют игры в досуговой деятельности

4. Знают разные способы проведения свободного времени

 5. Формирование лидерских качеств организатора работы в группе у отдельных учащихся и на их примере.

6. Подведение итогов занятия (рефлек-сия).

Выявить качественный уровень достиже-ния ТДЦ урока.

-формировать  адекватное понимание причин успешности/неуспешности игровой и познавательной деятельности;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности игровой и познавательной деятельности;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

1. Организует рефлексивную деятельность учащихся.

«Итак, мы провели исследовательскую работу и сравнили в какие игры любим играть мы и в какие игры играли наши бабушки дедушки. Давайте сделаем вывод: -Совпали ли наши игры с играми бабушек и дедушек, значит…( итог по таблице)

2. Как лучше проводить свободное время?

3. Поднимите зелёные фонарики, если вы считаете, что сегодняшние знания вам пригодятся в будущем и красные если нет.

МО: метод рефлексии (осознание деятельности).

1.Дают самооценку своей деятельности и её результатов.

ФОПД: индивидуальная.

1. Объективная самооценка учащимися результатов своей деятельности (объем усвоенного учебного материала).

Зам. директора МБОУ Школа № 6                                              ________________________ /___________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры наших бабушек и дедушек"

Презентация. Проект "Игры наших бабушек и дедушек" .Выполнил ученик 1 класса Крупнов Алексей....

Кл.час "Игры наших бабушек и дедушек"

Целью проведения классного часа является  изучение и пропаганда национальной культуры....

Игры наших бабушек и дедушек

игры, в которые играли наши бабушки...

Забытые игры наших бабушек и дедушек

Это материал для учителей начальных классов и воспитателей гпд. Игры и упражнения на тимбилдинг можно проводить в классе и на свежем воздухе....

Проект профильной смены Дворовые игры наших бабушек и дедушек"

Проект профильной смены Дворовые игры наших бабушек и дедушек"...

Проект на тему: "Игры наших бабушек и дедушек"

Я решила провести расследование и расспросить своих взрослых родственников: родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, а затем  рассказать о них Вам.Весёлые...