ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
статья (4 класс) на тему

Шишлянникова Светлана Александровна

В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_poznavatelnoy_aktivnosti_uch.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ,

ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Шишлянникова С.А.

Учитель начальных классов

МАНОУ «Гимназия№2»

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.

        Традиционный урок – это не единственная форма обучения для достижения качественного образования. Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных.

 Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д.

Например:  «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении. Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
Идеи для домашних заданий учитель может найти в методических рекомендациях к УМК по ОРКСЭ (например, издательств «Просвещение» и «Дрофа», даже если на уроках используются другие учебники). Бывает, что сами ученики подсказывают темы и формы домашних заданий, проявляя на уроке интерес к какому-то вопросу или виду деятельности.
 Особая роль принадлежит творческим домашним заданиям.

  1. Составить коллаж, аппликацию на определенную тему.
  2. Нарисовать герб своей семьи.
  3. Написать мини-сочинение после изучения темы курса. Например, «На кого я хочу быть похож в реальной жизни?», «Если бы я был чудодей, что бы я сделал для людей?», «Мой лучший друг».
  4. Подготовить презентацию по теме ( в конце I и II полугодия), понравившейся в процессе изучения курса. Например, «Россия – Родина моя», «Символы российского государства», «Совесть», «Этикет», «Семейные  праздники».

Применение  творческих  работ на уроках ОРКСЭ и при  выполнении домашнего задания позволяет младшим школьникам  не только продуктивно работать на уроках, развивать их творческий потенциал, но и учит детей проявлять более высокую степень самостоятельности, задавать вопросы и находить на них ответы, формирует волевые качества, а также учит сопереживать, понимать чужие мысли, чувствовать настроение других

Педагогу следует пересмотреть не только структуру урока, т.к. традиционный урок – это не единственная форма обучения для достижения качественного образования, но и пересмотреть домашние задания, которые должны быть разнообразными, и интересными, четкими, доступными, творческими.

Требования к домашним заданиям

Домашнее задание должно быть:

  1. Четко структурированным. Учитель должен тщательно продумать, что именно

из изучаемого материала следует предложить детям для заучивания, что  - для пересказа, что – для ознакомления, о чем надо научиться рассуждать, на какие вопросы отвечать, какие умения детей при этом будут задействованы.

  1. Дифференцированным по уровню трудности. Домашнее задания нужно дифференцировать по уровню трудности с делением на группы, где одна группа  выполняет задание повышенной сложности (по желанию), другая – задание средней сложности (этих детей учитель может назвать), а остальные (ими окажутся самые слабые ученики, но они об этом не услышат) получат третий вид задания (о том, что оно самое простое, говорить не нужно).

  1. Разумным по объему и реальным для запоминания.  Лучше, если задание будет иметь обязательную и необязательную часть; обязательная должна быть посильной для самого слабого ученика, необязательная – яркая, интересная, познавательная –должна быть привлекательной для всех, ее выполнение должно поощряться (призами, участие в интересном разговоре, в игре)

Большинство количество мелких заданий к уроку нежелательно, так как дает повод для конфликтов, связанных с еще недостаточной произвольностью действий детей, выражающейся в излишней исполнительности. Учителю следует четко формулировать основное задание, а мелкие дополнительные считать  необязательными или же найти способ тактично напоминать о них детям.

  1. Увлекательным. Домашнее задание должно содержать элемент новизны, творчества, быть неожиданным, удивительным, даже веселым: подготовка к празднику, путешествию на машине времени, рисование, создание презентации, портрета, подготовка к конкурсу кроссвордов, к диспуту.

Виды домашних заданий

  1. Работа со статьей
  1. Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение).
  2. Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).
  3. Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
  4. Составление опорных конспектов к пересказам, планов, конспектов статьи, учебника.
  5. Выписка из текста определений и понятий.
  1. Работа с иллюстрациями учебника
  1. Рассматривание и соотнесение к теме урока.
  2. Составление рассказа по иллюстрации.
  3. Поиск информации о людях, представленных на странице учебника.
  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий после статьи учебника.
  1. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье
  2. Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? 
  3. Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представление людей о добре и зле в разные исторические эпохи .
  4. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье .
  5. Возьмите интервью у родителей по изученной теме.
  1. Работа с пословицами
  1. Объяснить смысл пословиц (например, «не делай другим того, что себе не желаешь», «доброе дело без награды не остается», «теплое слово в мороз согревает»).
  2. Продолжить пословицы по началу:

Родина – мать, … (умей за нее постоять)

Иди в родной край - … (там и под елкою рай)

Та земля мила, … (где мать родила)

  1. Найти в литературе и интернет- источниках пословицы по изученной теме.
  2. Нарисовать пословицу.

• Где сосна взросла, там она и красна.

• На чужой сторонушке рад своей воронушке.

• Родина мать – умей за нее постоять.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

            Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение  рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще : придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

В качестве заключения: на мой взгляд, данные виды домашних заданий позволяют реализовывать основные методические принципы, лежащие в основе оптимизации и повышение качества обучения, а именно:

  • Диалогическое взаимодействие;
  • Приоритет личностного развития учащихся;
  • Опоры на самостоятельность мышлений учащихся;
  • Вариативность;
  • Деятельностное обучение;
  • Соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  • Органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности

Думаем, творческие задания на занятиях курса «Основы религиозных культур и светской этики»  не           являются развлечением, а позволяют преподавать курс более эффективно. И данная проблема актуальна для современного образования и нуждается в дальнейшей разработке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Применение информационных технологий, как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей на уроках

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;Овладевать практическими способами раб...

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...

«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...