Внеклассное занятие "Наши пернатые друзья"
классный час ( класс) на тему

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов на тему "Наши пернатые друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_nashi_pernatye_druzya.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Старохуторская ООШ»

Валуйского района Белгородской области

Внеклассное занятие

«Наши пернатые друзья»

Подготовила: учитель начальных

                                                классов Папенко О.В.

Цель: познакомить с многообразием пернатых;

  • дать представление о жизни птиц зимой;
  • научить выделять признаки сходства и различия у птиц;
  • прививать любовь  бережное отношение к родной природе.

Оборудование: плакат с изображением  птиц;

                             иллюстрации «Виды кормушек»;

                            карточки с заданиями; загадки, слайды.

                           

Ход занятия

        Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населённый лишь динозаврами, огласило птичье пение. А ещё через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поёт, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орёл парит, свободно, легко!

В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, в садах и парках и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие  - меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов.

_А сейчас зима на улице! Всё белым – бело!  

Вся живая природа готовилась к встрече с ней.

- Давайте на минутку представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.

Инсценировка.

(дети в костюмах зверей)

Белка: Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.

Мышь:  Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.

Учитель: На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла.

Лиса: Заяц – беляк всё лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубу надела. Одна я, бедная, и зимой и летом одним цветом.

Учитель: -Ребята, как же звери готовились к зиме?

- Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор Скворца и Цапли.

(Дети в шапочках птиц)

Цапля: Здравствуй, Скворушка!

Скворец: Что ты такая печальная Цапля?

Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой – то Чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой – то трескучий мороз. Может быть это правда?

Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки. Не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

Учитель: - Почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

                                                   ПТИЦЫ

   ПЕРЕЛЁТНЫЕ                                        ЗИМУЮЩИЕ

                                                       

                                                       ОСЁДЛЫЕ                КОЧУЮЩИЕ

Учитель:  Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

(Стук в дверь) – Кто там? Вам письмо!

SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!

- Кто писал её? (Птицы)

Чтобы им помочь, надо знать, какие птицы у нас зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь?

Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная.

Мороз и солнце

День чудесный!

             В лесу тихо.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Кто так ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липках,

Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужу и морозы

Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда –то

Ярко – красные щуры.

Как, рассвет встречая новый,

Будит лес своих гостей.

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей.

- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать  и хорошо вам известные. Какие?

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из – под коры короеда, сорвёт шишку,  и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные?

(появляются Дятел и Клёст)

Дятел: Чего ты, Клёст, визжишь? Обидели тебя что - ли?

Клёст: Де нет, Дятел. Это я радуюсь!

Дятел: Нашёл время радоваться!

Клёст: Как раз самое время. У меня в гнезде птенчики вывелись. И до чего же милы, до чего же хороши.

Дятел:  В такой мороз – птенцы? Да они замёрзнут.

Клёст:  Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха – мать греет так, как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.

Учитель: Почему у клеста птенцы зимой выводятся?

- Питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клеста клюв. Ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птенцы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.

          И всё же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две.  И чтобы помочь им, мы должны…

- А что мы должны?

3. Практическая работа.

- Чем кормят птиц?

- Давайте составим общую таблицу, чтобы знать какие птицы что любят.

Корм для птиц

СЕМЕНА

ПТИЦЫ

подсолнечника

все птицы

овса

овсянки, синицы

арбуза

синицы, поползни

пшена, проса

овсянки, воробьи, синицы

тыквы, дыни, кабачков

поползни, синицы, воробьи

кедровых орешков

поползни, дятлы

рябины, калины

снегири, свиристели

льна

все птицы

клевера

щеглы, чечётки, воробьи, синицы

сало, мясо

синицы

- Теперь вы знаете, чем кормить птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем небольшую сценку.

(У доски дети в шапочках птиц – Сорока, Снегирь, Воробей, Синица, Клёст, Щегол)

Сорока: Тра – та – та –та –та! Что я видела, что слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые,  а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки  в столовой не давленные, Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоль на языке.

Воробей: Ой – ой – ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера крошки раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.

Синица: Сало салу рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить несолёное, от солёного у нас животы болят.

Клёст: Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо когда кормушка без бортиков!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где арбузные и дынные семечки?

Учитель: Успокойтесь птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм,  надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно делать самые разнообразные.

(Иллюстрации кормушек)

Покормите птиц.

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетелись, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

- А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут.

Учитель.

Сегодня мы говорили о   зимующих птицах.

Давайте проведём конкурс и узнаем, что же вы о них узнали.

  1. Конкурс «Почтовый ящик»

В наш адрес пришли письма. Угадайте, кто их принёс?

«У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка – ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой , в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто  я?»

(Синица)

«Меня называют «строитель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья - то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клёна. осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?

(Поползень)

«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, чёрный, коричневый, жёлтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я и кормлюсь. Кто же я?

(Щегол)

  1. Конкурс «Птичьи разговоры»

- Как разговаривают птицы, доскажите словечко.

Гуси  - (гогочут)

Соловьи – (свистят)

Журавли – (кричат)

 Вороны – (каркают)

Ласточки – (щебечет)

 Синицы – (пищат)

Совы – (ухают)

Голуби – (воркуют)

  1. Конкурс «Птичьи профессии»

Птица  рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до  5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море.

Птица  плотник (дятел). Дятлы долбят дерево целыми часами, достают оттуда насекомых.

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица  строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку.  Гнёзда ласточек – саланган  съедобны. Они построены из слюны. Из их гнёзд варят суп.

Птица акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая.»

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка)

  1. А сейчас отгадайте загадки.

  1. Я по дереву стучу,

Червяков добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой.  

                                                      (дятел)

  1. Чьи малыши в лесной глуши

В холод лютый раздеты, разуты?

                                                       (клёст)

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

                                                       (снегирь)

  1. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает

По полям кочует, коноплю ворует?

                                                        (воробей)

  1. Днём спит, ночью летает

И прохожих пугает.  

                                                          (сова)

 Учитель.

Вот и подошло к концу наше занятие. Много птиц мы узнали, узнали их повадки и вкусы. И теперь знаем как помочь им пережить трудную зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"

Данное внеклассное мероприятие проводится с младшими школьниками в зимнее время года. В игровой занимательной форме дети знакомятся с расширяют свои знания о зимующих и перелетных птицах, проводится б...

внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"

Данное внеклассное мероприятие проводится с младшими школьниками в зимнее время года. В игровой занимательной форме дети знакомятся с расширяют свои знания о зимующих и перелетных птицах, проводится б...

Наши пернатые друзья.-внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие ,посвящённое дню птиц . Мероприятие в форме устного журнала ....

Внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» городского округа город Салават Республики Башкортостан       Внеклас...

Внеклассное мероприятие "Птицы наши -пернатые друзья"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»     Внеклассного мероприятие КВН«Птицы -наши пернатые друзья»...

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Данная презентация поможет детям научиться детям узнавать наших пернатых друзей по описанию и звукам....

Внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"

В ходе мероприятия учащиеся начальных классов расширяют свои знания о птицах....