Программа курса внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир".
рабочая программа (3 класс) на тему

Палирус Янина Николаевна

Программа курса внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир". Спортивно- оздоровительное направление. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pdd_3_klass.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Лицей №1»

город Волжский Волгоградская область

«Принято»        «Утверждено»

МО учителей                                                                         Директор МБОУ лицея №1

начальных классов                                                                        ________ С.Н.Омельченко

Протокол №____                                                                        Приказ №______  

« ___»__________ 2014г.                                                     «___» _________2014г.

Программа курса

внеурочной деятельности

«Я пешеход и пассажир»

(спортивно-оздоровительное направление)

3 класс

Составитель: Палирус Я.Н., учитель  I категории

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с учащимися 3 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы факультатива «Я - пешеход и пассажир» автора Н.Ф. Виноградовой.

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта на дорогах создаёт объективные предпосылки для возникновения дорожно- транспортных происшествий, несчастных случаев  с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Основным причинами дорожно-транспортных происшествий являются недисциплинированность обучающихся, незнание ими Правил дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно - транспортный травматизм среди детей и подростков.

Актуальность: переход на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Программа «Я пешеход и пассажир» сориентирована на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа  «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с обучающимися 3 класса.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я – пешеход и пассажир» краткосрочная,  рассчитана  на 17 учебных недель- 17 учебных часов.Занятия проводятся 1 раз в неделю.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Форма занятий – групповая.  Продолжительность  25 минут.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  • повысить у обучающихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
  • формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • развивать  умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • воспитывать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Формы и методы работы обучения Правилам дорожного движения  разнообразны: тематические занятия, практические занятия, беседы, конкурсы, соревнования, викторины,  настольные, дидактические, ролевые  и подвижные игры на транспортной площадке, экскурсии, демонстрация фильмов и видеороликов, беседы с   инспекторомдорожного движения.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Конкурс эрудитов,  праздник на тему: «Безопасное колесо».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЛИ СТРУКТУРА КУРСА

Ориентировка в окружающем мире( 3 часа)

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транс-

порта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой

скоростью,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и

местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть

«закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении на-

правления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода

в соответствии с ними.

Ты — пешеход( 10 часов)

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир (4часа)

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко,

рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передви-

жения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно,

тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож-

ного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко

характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного сред-

ства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую

модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении до-

рожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками до-

рожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в

игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от

дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практическая часть

Раздел 1. Ориентировка в окружающем мире

1

Вводное занятие. Диагностика. Тест по определению уровня знаний ПДД.

1

1

0

2

Близко – далеко, быстро – медленно.

1

1

0

3

Виды транспорта. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства.

Разгадывание кроссворда.

1

0.5

0.5

Раздел 2. «Ты – пешеход»

4

Элементы улиц и дорог. КТД

1

0.5

0.5

5

Дорожная разметка (транспортная площадка).

1

0.5

0.5

6

Порядок на дороге.

1

1

0

7

Дорожные знаки. Конкурс рисунков

1

0.5

0.5

8

Наш друг – светофор. Светофоры с дополнительными секциями.

Показ фильма

1

1

0

9

Правила движения пешеходов. КТД

1

0.5

0.5

10

Где и как переходить улицу.

1

1

0

11

Что такое «перекрёсток»? Инспектор ГИБДД (регулировщик) – наш помощник (транспортная площадка).

1

0.5

0.5

12

Нерегулируемый перекрёсток. Дорожные опасности. Фотоконкурс

1

1

0

13

Ситуации  - «ловушки». Показ фильма

1

1

0

Раздел 3. «Ты – пассажир»

14

Правила пользования транспортом.

1

1

0

15

Конкурс эрудитов.

1

1

0

16

Проект «Знай правила движения, как таблицу умножения.

1

0

1

17

Праздник «Безопасное колесо»(транспортная площадка).

 Конкурс рисунков по профилактике дорожно – транспортного травматизма.

1

0

1

ОПИСАНИЕ ПРИМЕРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ

Раздел1.Ориентировка в окружающем мире.

  1. Вводное занятие. Тест. Диагностика на выявление уровня знаний ПДД.

История возникновения города, его территориальное расположение, дорожно- транспортная система. Маршрут движения ученика из дома в школу и т.д. История возникновения ГИБДД. Создание «портрета» своей улицы.

  1. Близко – далеко, быстро – медленно.

Дорога и её особенности на местности: повороты, подъёмы, спуски. Отличие дорожного движения от других видов движения. В чём опасность движущихся средств. Интенсивное движение. Скорость движения и  тормозной путь машины.

  1. Виды транспорта. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства.

Виды транспорта: специальные и транспортные(грузовые и пассажирские).  Назначение каждого типа автомобилей. Понятие о водителе транспортного средства. Сигналы, подаваемые водителем. Почему автомобиль нельзя мгновенно остановить. Неоправданный риск перед близко идущим транспортом.

Разгадывание кроссворда.

Раздел 2. «Ты – пешеход».

  1. Элементы улиц и дорог.

Элементы улиц и дорог, их назначение. Одностороннее, двустороннее движение.

КТД: составление плана прилегающей к школе территории, обозначение тротуаров, обочин, проездов.

  1. Дорожная разметка (транспортная площадка).

Вертикальная и горизонтальная разметка.Её виды, значение для регулирования движения транспорта. Практическое занятие на транспортной площадке.

  1. Порядок на дороге.

История создания международной системы дорожных знаков; группы дорожных знаков.

  1. Дорожные знаки.

Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности, предназначение.

Конкурс рисунков.

  1. Наш друг – светофор.  Светофоры с дополнительными секциями.

Транспортные и пешеходные светофоры, их внешний вид, назначение. Трёхсекционные транспортные светофоры. Двухсекционные пешеходные светофоры. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями.

Фильм «Что такое светофор? Регулируемый перекрёсток».

  1. Правила движения пешеходов.

             Правила движения пешеходов: индивидуальное движение, движение группами

             и в  колоннах. КТД «Правила пешехода и я».

  1. Где и как переходить дорогу.

Разметкадороги, улица с односторонним  и двустороннимдвижением.  Оценивание дорожных ситуаций.

  1. Что такое «перекрёсток»?

Инспектор ГИБДД (регулировщик) – наш помощник (транспортная площадка).

    Перекрёсток, его виды.  Правила перехода перекрёстка. Практическое

    занятие на транспортной площадке.

  1. Нерегулируемый перекрёсток. Дорожные опасности.

            Особенности нерегулируемого перекрёстка.  Правила  перехода на

нерегулируемом   участке дороги. Правила движения в тёмное время суток.

Фотоконкурс «Дорога и мы».

  1. Ситуации – «ловушки».

             Правила безопасного перехода проезжей части.  Ситуации-«ловушки».

             Как ихизбежать?

Фильм «Уроки Тётушки Совы» - азбука безопасности на дороге.

Раздел 3. «Ты – пассажир».

  1. Правила пользования транспортом.

Посадка и  высадка из транспорта, безопасное поведение

на посадочных площадках.Понятия «транспортное средство»,

«механическое транспортное средство», «общественный транспорт», «пассажир».

  1. Конкурс эрудитов.

Форма проведения – групповая. Цель: проверка  знаний  правил дорожного движения.

  1. Проект «Знай правила движения, как таблицу умножения».

Подведение итогов. Составление сборника загадок, пословиц и поговорок о правилах

дорожного движения.

  1.  Праздник «Безопасное колесо» (транспортная площадка).

 Конкурс рисунков по профилактике дорожно – транспортного травматизма.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы кружка «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Печатные пособия:

1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999.

3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения/авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. (Классное руководство)

4. Безопасность дорожного движения/ Под ред. П.В.Ижевского – М: «Просвещение», 2009.

Видео-, аудиоматериалы:

  1. Электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении (Фильм «Уроки Тётушки Совы» - азбука безопасности на дороге.», «Что такое светофор? Регулируемый перекрёсток»;
  2. Детские песни.

Оборудование:

  1. ТСО (музыкальный центр, компьютер, проектор)
  2. Раздаточный материал
  3. Транспортная площадка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Я - пешеход и пассажир»

  Программа составлена  на основе сборника программ внеурочной  деятельности, автор  Н.Ф. Виноградова, -  Издательский центр:  « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" . 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, календ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по социальному направлению «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

      Программа курса внеурочной деятельности «Юный пешеход» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на социальное развитие обучающихся....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» для начальных классов общеобразовательных школ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "КЛУБ ПЕШЕХОДОВ" 3 КЛАСС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основа...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...