Программа внеурочной деятельности "Клуб юных поэтов"
рабочая программа (3 класс) на тему

Комелькова Евгения Александровна

Здесь представлена программа внеурочной деятельности по направлению художественное творчество

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб юных поэтов» осуществляется по направлению художественное творчество и составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми  документами и инструктивно – методическими материалами:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – М.: Просвещение, 2014;
  2. Приказа МО РФ № 373 от 06. 10. 2009г.  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование; под. ред. В.А.Горского.- М.:Просвещение,2014.
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014/15 учебный год (Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067).
  5. Методического письма МО  РФ от 19. 11. 1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;
  6. Областного базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утвержденный приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2012г № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;
  7. Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области от 19.01.2011г. № 103-3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
  8. Методического письма ГОУ  ДПО  ЧИППКРО  «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году »;
  9. Письма Министерства образования и науки Челябинской области  «О преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году»;
  10. Информационное письмо МОиН Челябинской области от 30.06.2014 № 03-02/4959 «О преподавании учебных предметов областного базисного учебного плана в 2014-2015 учебном году».

Актуальность:

Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. К сожалению, молодого читателя сложная поэзия, требующая мысли, напряжения чувств, часто отталкивает.  И чтобы  вышел из школы читатель, который  непременно постарается понять и  разобраться в этом сложном поэтическом мире, нужно создавать поэтические кружки. «Клуб юных поэтов», такое название мы дали нашему школьному кружку, дает возможность потренироваться в таком непростом деле, как творческая работа по литературе.  

Поэтическое творчество является составной частью художественно-творческого направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной и чужой художественной деятельности.

Литературное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и неординарность мышления, что является базовыми ориентирами ФГОС.

Приобретая практические навыки (сочиняя стихи, литературные произведения), дети учатся передавать свои мысли, чувства, переживания, проявляют свои личностные качества.

На занятиях клуба учащиеся должны научиться показывать свою авторскую позицию, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения. Члены клуба могут стать активными участниками общешкольных мероприятий, пропагандировать творческую деятельность, участвовать в школьных и городских конкурсах чтецов. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

В процессе деятельности участникам клуба придется отбирать стихотворения собственного сочинения  для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться  выразительно  читать стихотворения, выступать перед публикой.

Работа клуба отражает деятельность по повышению профессиональной педагогической квалификации, так как это работа по теме «Личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения и уроки русского языка и литературы». Целью современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике индивидуальности, состоит в создании психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Это дает возможность развивать индивидуальные способности ученика, формировать всесторонне развитую личность, приобретать умения и навыки, основанные на сотрудничестве учителя и ученика, взаимопонимании; развитие творческих ЗУН, предполагающих интеграцию предметов (литература, русский язык, история, музыка, живопись).

Цель курса: совершенствование  духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном развитии, в реализации своих творческих способностей.

Цели программы:

  1. Через знакомство с аспектами поэтического мастерства  научиться  создавать собственные произведения  заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы.
  2. Анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.
  3. Учиться принципам общения, становясь коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
  4. Обучить учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.
  5. Развить у детей чувства прекрасного: умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и письменно.
  6. Обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова.
  7. Привить чувство любви к родной природе через осмысление поэтической строки.
  8. Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 4 класса.
  9. Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом.
  10. Выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их.

Задачи:

  • развивать творческие способности детей, их литературного дара;
  • помогать в самовыражении каждому участнику клуба;
  • стимулировать интерес к духовному богатству России, Урала, мировой культуры;
  • приобщать учеников к миру искусства;
  • прививать эстетический вкус;
  • развивать исследовательские умения;
  • формировать навыки общения в разных ситуациях;
  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в поэтическом творчестве.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является отбор содержания учебного курса на основе следующих ведущих идей:

  1. Идея уважения и сохранения литературного наследия.
  2. Идея совершенствования мира.
  3. Идея поиска новых порывов человеческого сознания и души.

Учебно-тематический план рабочей учебной программы «Клуб юных поэтов» составлен в соответствии с количеством отводимого учебного времени (1 часа в неделю) в учебном плане и с учетом  годового календарного учебного графика 4  классов. Программа рассчитана  на 34 часа.

Этапы реализации данной программы:

Первый этап – организационный (сентябрь) - анализ ситуации, планирование, изучение потребностей и запросов учеников.

Второй этап – деятельностный (октябрь – май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией, диагностика.

Третий этап – итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате диагностики и анализа.

Формы организации внеклассных мероприятий по поэтическому искусству:

  • беседы
  • индивидуальные и групповые работы
  • конкурсы
  • лекции
  • игры

Планируемые результаты:

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по развитию литературных способностей направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Личностные:

  • развитие учебно-познавательного интереса к поэтическому творчеству;
  • формирование эстетических чувств на основе знакомства с культурной картиной современного мира;
  • развитие навыка самостоятельной работы и работы в группах при выполнении творческих работ;
  • ориентировка на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • формирование способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестность;
  • формирование познавательного интереса к творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • способность выбирать средства художественной выразительности для создания стихотворений, решать художественные задачи с опорой на знания теории стихосложения;
  • развитие воображения, памяти, фантазии, художественной интуиции;
  • способность сотрудничать в совместном решении проблем, оказывать взаимопомощь.

Предметные результаты:

  • уважать и ценить искусство и художественную деятельность человека;
  • понимать образную сущность искусства;
  • выражать свои чувства, идеи, мысли и мнения средствами художественного языка, словотворчеством.

2. Учебно – тематический план

Название занятий

Основное содержание занятия

Формы работы

Кол-во часов

1.

«Окунаясь в мир поэзии»

Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей. Игра «Закончи стихотворение».

Индивидуальная

Фронтальная

1

2.

«Как научиться писать стихи?»

Беседа по содержанию стихотворения С. Михалкова «Как научиться писать стихи?». Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами.

Беседа

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

1

3.

«Зачем нужен поэт?»

Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой. Викторины по творчеству русских поэтов.

Групповая

Беседа

Фронтальная 

1

4.

«Читаем стихи!»

Детская литература, стихотворения С.Я. Маршака.

Фронтальная

Групповая

1

5.

«О чем писать?

Тематика лирических произведений поэтов. Особенности произведений поэтов разных литературных течений. Постановка сценки «Поссорились поэты»

Фронтальная

Групповая

2

6.

«Метры, стопы и размеры – литературные термины?»

Метры, стопы и размеры стиха  (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Определение размеров стихотворений различных авторов, выявление закономерностей

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

2

7.

«Рифмую все, что попадется»

Рифма и её разновидности (мужская, женская, точная и неточная). Системы рифмовки. Упражнения в подстановке рифмы. Мини – соревнование по подбору рифм к словам «Кто больше зарифмует»

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

2

8.

«Учимся описывать природу осени»

Пейзажная  осенняя лирика, ее художественные особенности (на примере текстов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева,

С. А. Есенина, А. Блока, А. Ахматовой, И. А. Бунина). Написание стихотворных зарисовок на тему осени

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

1

9.

«Ах, эти строфы…»

Строфа (четверостишия, октавы, терцены, онегинские, балладные, одические, сонеты, лимерики). Написание четверостиший по заданным опорам

Фронтальная

Индивидуальная

2

10.

«Какие могут быть стихи»

Разновидности стихотворений (акростих, вольный  стих, смешанный стих, верлибр, белый стих, стихи в прозе). Игра «Закончи белый стих»

Фронтальная

2

11.

«Наступила Матушка-Зима»

Зима в стихотворениях  С. Есенина, А. С. Пушкина, К. Бальмонта. Написание синквейнов о зиме

Фронтальная

Индивидуальная

1

12.

«Зимние фантазии»

Творческая лаборатория, посвященная зимнему пейзажу.

Индивидуальная

1

13.

«Я – изысканность русской медлительной речи…»

Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи).

Сравнение особенностей речи разных писателей

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

1

14.

«Весне – дорогу!»

Весна в стихотворениях О. Мандельштама «Мне холодно. Прозрачная весна…», С. Есенина «Сыплет черемуха снегом», Н. Клюева «Оттепель – баба – хозяйка».

Фронтальная

Беседа

1

15.

«О весне слагаю песни»

Творческая лаборатория, посвященная весеннему пейзажу.

Индивидуальная

1

16.

«Фигуры речи»

Изобразительность речи. Эпитеты. Сравнения. 

Тропы (метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония). Фигуры (обращение, повторение, градация, антитеза, умолчание, восклицание). Определение изобразительных средств в стихотворениях различных авторов. Создание собственных фигур речи.

Фронтальная

Беседа

3

17.

«Лето – это маленькая жизнь»

Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов «Вечер после дождя»,  А.Кольцов «Цветок», М.Цветаева «Бузина», С.Есенин «Задымился вечер, дремлет кот на брусьях», Н.Клюев «Дремны плески вечернего звона…»).  Словесное рисование.

Беседа

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

1

18.

«Гордиться Родиною рад!»

Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о Родине.

Индивидуальная

Фронтальная

1

19.

«Все потому, что я - поэт»

Проба пера: написание собственных стихотворений.

Индивидуальная

2

20.

«Топ лучших стихотворений»

Подготовка  к изданию сборника стихотворений.

Выпуск газеты. Отбор самых лучших стихотворений.

Групповая

3

21.

«Подготовка к изданию сборника»

Набор текста стихотворений, дизайн обложки сборника. Подготовка к презентации  сборника стихотворений «Проба пера».

Групповая

3

22.

«Проба пера»

Презентация сборника стихотворений «Проба пера».

Групповая

1

 

«Массовая работа»

1. Массовые мероприятия учебного характера (выпуск газет, участие в конкурсах, концертах).

2. Мероприятия воспитательного характера (чтение стихов клубные дни, участие в предметной неделе).

3. Работа с родителями учащихся (дни открытых дверей).

В результате работы в кружке учащиеся обогащают словарный запас, развивают творческие способности, овладевают нормами грамотной устной речи. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в школьных и городских конкурсах чтецов, в поэтических фестивалях, через публикации стихов собственного сочинения в сборниках детского творчества, школьных газетах.

Перечень используемого учебного  оборудования:

Технические средства обучения:

  • DVD-плеер, телевизор;
  • Компьютер;
  • Медиапроектор;
  • Аудиосистема;
  • Учебная литература.

Список литературы для учителя:

1. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985г.

2. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе М. «Просвещение» 1985г.

3. М.М. Гиршмон «Анализ поэтических произведений АСП, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, М. «Высшая школа 1981 г.»

4. Н. Гордеев, В. Пешков «Тамбовская тропинка к Пушкину».

          5. А.И. Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1981г.

6. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Программа внеурочной деятельности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

Авторская программа внеурочной деятельности "Юные таланты"

"Яшь талантлар” программасы – комплекслы , интеграль программа; “Риторика”, “Театр” курсларын үз эченә ала. Программаның максатлары гомуми белем бирү максатларына туры килә.Башлангыч мәктәпнең персп...

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"  по напрвлению проектной деятельности 2 класс ФГОС НОО...