Программа кружка "История Амурской области"
рабочая программа (2 класс) на тему

Евсейцева Светлана Геннадьевна


Рабочая программа кружка и тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Талаканская средняя общеобразовательная школа №5

        

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № ___ от _________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/Е.В. Бочкарникова/

«Утверждаю»

Директор МОБУ

Талаканской СОШ №5

_____________/С.С. Канкошева/ 

     Приказ №______от __________

                                       Рабочая программа кружка

                        ИСТОРИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ        

         2 класс

                       

                                    Направленность программы: историко-краеведческая

Автор: Евсейцева Светлана Геннадьевна

                                                         2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Обоснование   необходимости   разработки   и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс                                                                                        

 Актуальность и практическая значимость.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения школа рассматривается как фундамент гражданского общества. «Концепция духовно-нравственного воспитания» задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству).

Поэтому краеведение важно для того, чтобы  обучающиеся понимали свою связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря этому предмету они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Рабочая программа кружка «Краеведение»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания, программы развития,  учебного плана МОБУ Талаканской СОШ № 5 о дополнительном образовании.

 Связь   программы   с   уже   существующими   по данному направлению.

Рабочая программа кружка составлена на основе авторских программ В.А. Кошелева («Историческое краеведение», Благовещенск, 2005) и А.В.Баранова, А.А.Сидоренко, И.Е. Федорова («История Амурской области», Благовещенск, 2005).

 Вид   программы – модифицированная                                                                               Направленность программы: краеведческая                                                        

2.Цель и задачи программы.                                                                                                            

Цель:  Создать условия для пробуждения и формирования у школьников устойчивого познавательного интереса к истории родного края и самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи :

  • расширение и углубление знаний  о родном крае;
  • содействие гармоничному развитию личности;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

3. Отличительные особенности программы:

Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание кружка определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края.

Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.

Программа  на первом этапе предполагает знакомство с понятием «краеведение», «край», «ближняя родина», с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся. Затем учащиеся познакомятся с понятием  «Дальний Восток»,  границы и география Дальнего Востока, получат сведения  из истории освоения Дальнего Востока. На втором этапе речь пойдет о Приамурье  как составной  части региона, где членам кружка будет предоставлена возможность получить первоначальные сведения по физической и экономической географии региона.

На третьем этапе будет изучено древнейшая история Приамурье. Таким образом, программа дает возможность  с учетом возраста детей получить целостное представление о родном крае.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.                          

  • Программа составлена с учетом  возраста детей  (7-8 лет) и их психологических  особенностей, когда ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, ведущим мотивом поведения – стремление найти свое место, стремление выйти  в сферу деятельности, имеющую социальную значимость. Программой также предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо совершенствовать, обогащать.

  • состав - постоянный,
  • особенности набора детей - свободный
  • количество обучающихся до 10 человек.

5. Режим занятий:

- общее количество часов в год – 34 часа;

- количество часов и занятий в неделю – 1 час в неделю:

- периодичность занятий – рассчитана на реализацию  в течение учебного года.

6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

       Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни своего края;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своего края;

Метапредметные результаты:

  •  умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности

Предметные результаты:

  • Знакомство  с различными аспектами истории родного края - политическими,           социальными,  культурологическими, экономическими
  • Устойчивый интерес к истории своей Родины.

Система отслеживания и оценивания результатов: занятия в кружке дают возможность учащимся выполнить проектные и исследовательские работы,  представить полученные результаты на краеведческих конференциях.

7. Учебно – тематический план

 Тема занятий

Кол-во часов всего

Кол-во часов теории

Кол-во часов
практики

1

Тема 1. Понятие «краеведение», основные направления, цели, задачи, особенности.

1

1

2

Тема 2.  Что такое Дальний   Восток.  

2

1

1

3

Тема 3. Приамурье  как составная часть региона (10часов)

10

5

5

4

Тема 4. История изучения прошлого Приамурья.

5

4

1

5

Тема 5. Древнейшая история  

2

2

6

Тема 6. Коренные народы Приамурья. Быт, обычаи, традиции.

3

3

7

Тема 7. Казачество Приамурья.

2

1

1

8

Тема 8. Наш Бурейский район – составная часть Приамурья.

3

2

1

9

Тема 9. История посёлка Талакан.

3

2

1

10

Виртуальное путешествие в музеи Приамурья.

3

2

1

                                                 Содержание

                                                      2 класс

Тема 1. Понятие «краеведение», основные направления, цели, задачи, особенности. (1 час)

Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся. Понятие «край», «ближняя родина».

Тема 2.  Что такое Дальний   Восток.  (2 часа)

Понятие «Дальний Восток». Границы и география Дальнего Востока. Из истории освоения Дальнего Востока.

Тема 3. Приамурье  как составная часть региона (10часов)

Приамурье как составная часть Дальневосточного региона. Приамурье - пограничный регион России. Понятие «граница». Климат и природные условия Приамурья. Растительный и животный мир  Приамурья. Основные виды хозяйственной деятельности. Районы Амурской области. Знакомство с названием районов и расположением их на карте. Города Амурской области. Семь чудес земли амурской.

Тема 4. История изучения прошлого Дальнего Востока и Приамурья (4 часа)

Первые сведения о народах Приамурья в сообщениях русских казаков - землепроходцев XVII века. Описание В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым Приамурья. «Сказание о великой реке Амур» П.Г. Спафария. Исследователи Приамурья XVIII - XIX вв. Л.Ф. Миддендорф. Р.К. Маак. СВ. Максимов. И.Л. Лопатин. Г.И. Невельской. Книга «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» как исторический источник.

Тема 5. Древнейшая история. (2часа) 

Кладбище динозавров в г. Благовещенск

Археология как наука. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Методика археологических работ.

Тема 6. Коренные народы Приамурья. (3 часа)

Этнические поселения. Занятия людей. Орудия труда. Жилища. Культура коренных народов.

Тема 7.  Казачество Приамурья (2 часа). Быт, обычаи, традиции.    Начало формирования Амурского войска. Казачьи округа и  станицы. Амурский казачий фольклор и его значение в изучении истории и духовной культуры казаков. Фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки; бытовая, лирическая песня;, легенды; лечебные и охранительные заговоры.

Тема 8. Наш Бурейский район – составная часть  Приамурья (3часа). Достопримечательности района. Природа. Главное богатство-люди нашего района.

.Тема 9. История посёлка Талакан.(3 часа) Сбор-разговор. «Что такое посёлок? Чем он отличается от города?». Моё окружение: дома, улицы. Экскурсия. История строительства ГЭС и посёлка. Экскурсия в поселковую библиотеку. «Посёлок, в котором я живу» 

Тема 10. Виртуальное путешествие в музеи Приамурья. (3часа). Общее количество, виды и распространение археологических памятников на территории Амурской области. Работа краеведческих музеев и научных центров. Защита проектов. Представление творческих работ.

Примерные темы проектов.

  • природные богатства;
  • что дает наш край стране;
  • историческое прошлое;
  • улицы родного посёлка;
  • культурные и архитектурные памятники;
  • культурное наследие родного края 

Требования к уровню подготовки.

 

Учащийся научится:

  • понимать характер краеведения;  
  • знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, наиболее тесно связанные с историей нашего края;
  • иметь научное представление о специфике основных этапов исторического развития, понимать особенности, закономерности и тенденции исторического процесса применительно к истории села Черняева;
  •  ясно представлять роль и место нашего края в системе российской истории;
  • особенности развития нашей малой родины с древнейших времен по настоящее время;
  •  историю развития культуры и духовной сферы общества на различных этапах его развития;
  • уметь формулировать, излагать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому и настоящему нашего края;
  • научиться прослеживать логическую взаимозависимость событий прошлого и настоящего и на основе полученных знаний ориентироваться в современной действительности, а также применять знания по истории края в повседневной деятельности.

                                                       Методическое обеспечение

                                                    программы

Формы организации занятий: экскурсии, игры и путешествия, исследования,  беседа у памятника истории или архитектурного сооружения; викторины;  практическая работа.

Технологии: личностно ориентированное обучение,  проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.

Для проведения занятий кружка используются:

  • Кабинет начальных классов, в котором имеется краеведческая   библиотечка, учебно-методический комплект «История Амурской области (составитель С.В. Бердник, Благовещенск, 2008).  Кабинет оборудован компьютером, мультимедийным проектором, есть выход в Интернет.
  • Школьная библиотека, в которой представлены экспозиции по истории Приамурья и посёлка Талакан.

Краеведение Учебники и учебные пособия 

  • Бердник СВ.. История Амурской области. Учебное пособие. - Благовещенск, 2005.
  • А.В. Баранов, И.Е. Федорова. История Амурской области. - Благовещенск, 2005.
  • А.П. Деревянко, А.П. Забияко. История Амурской области. - Благовещенск, 2008

Альманахи

  • Фоторассказ об Амурской области. Земля амурская. - Благовещенск, 1981.
  • Православие на Амуре. - 2006
  • Амур - река подвигов. - Хабаровск, 1983
  • Приамурье-2008.- Благовещенск, 2008

Словари, хрестоматии

  • Хрестоматия по географии Амурской области. - Благовещенск, 1986.
  • Хрестоматия по истории Амурской области. - Благовещенск, 1980
  • Амурская область. Опыт энциклопедического словаря. - Благовещенск, 1989.
  • Географический словарь Амурской области. - Благовещенск, 1978.
  • Е.В. Сутурин. Топонимический словарь Амурской области. - Благовещенск, 2000.

        

                              Календарно-теметическое планирование

                               Тема занятия

Дата

1.

Что такое краеведение? Родной край, ближняя родина.

2.

Что такое Дальний Восток? Границы и география Дальнего Востока

3.

История освоения Дальнего Востока.

4.

Приамурье – часть Дальнего Востока.

5.

Приамурье – пограничный регион. Понятие «граница»

6.

Климат и природные условия Приамурья.

7-8

Растения и животные Приамурья.

9.

Основные виды хозяйственной деятельности Приамурья.

10.

Районы Амурской области. Их расположение на карте.

11.

Города Приамурья.

12.

Семь чудес света Приамурья.

13.

Люди, которыми гордится Приамурье.

14.

Первые сведения о народах Приамурья. Даурская земля. Тунгусские охотники.

15-16.

Исторический подвиг русских землепроходцев. Экспедиции В.П. Пояркова, Е.Д. Хабарова.

17-18.

Исследователи Приамурья XVIII - XIX вв. Л.Ф. Миддендорф. Р.К. Маак. СВ. Максимов. И.Л. Лопатин. Г.И. Невельской.

19.

Археология как наука. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана.

20.

В мире древних гигантов. Кладбище динозавров в  Благовещенске.

21-22

Коренные народы Приамурья сегодня. Быт, культура, традиции.

23.

Казачество Приамуря. Казачьи станицы.

24.

Казачий фольклор.

25.

Бурейский район на карте Амурской области.

26.

История возникновения Бурейского района.

Наш район вчера, сегодня, завтра.

27.

Достопримечательности Бурейского района.

28.

Что значит посёлок? Мой посёлок.

29-30

История строительства Бурейской ГЭС и посёлка Талакан.

31.

Экскурсия в поселковую библиотеку.

32

Археологические памятники Приамурья.

33-34.

Виртуальное путешествие в музеи Приамурья.  Защита проектов,творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие о природе Амурской области "Мое Приамурье"

Внеклассное мероприятие посвященное растительному и животному миру Амурской области. Сообщение о лотосе Комарова, о ежике....

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ КРАСНОЙ КНИГИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством, является охрана природной среды. В ходе длительного исторического развития человеческое общество постоянно влияло на природную среду. Но в дал...

Заповедники Амурской области

Тема: Заповедники Амурской области.Цель: знакомство с заповедниками, находящимися на территории Амурской области как территориями, обеспечивающими сохранность и охрану природы (как флоры, так и фауны)...

История Амурской области

Презентация "Амурская область" .История,достопримечательности,интересные места....

Реки Амурской области

При изучении темы "Наши реки" на уроке окружающий мир 4 класс. Дети знакомятся с реками своего края....