классный час по теме "Вежливость помогает или мешает жить"
классный час (2 класс) на тему

Отаханова Валентина Викторовна

классный час 2 класс вежливость помогает или мешает жить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost_pomogaet_ili_meshaet.docx42.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пгт. Нема»

Немского района Кировской области

(Час общения)

пгт. Нема 2013 г.

БЕСЕДА

«Вежливость помогает или мешает жить людям?»

Цели: познакомить учащихся с понятием «вежливость»; развивать у учащихся способность отличать хорошие поступки от плохих; вырабатывать навыки поведения в разных этикетных ситуациях.

Ход занятия:

1.Актуализация
Давным-давно в очень далекой стране был город. Это был очень грустный город, потому что там не светило солнце, не цвели сады, не распускались цветы. Люди там были печальные и унылые, а дети плакали, потому что их мамы не говорили им нежных, добрых, ласковых слов. И жизнь всем была не в радость. Но вот однажды в город на воздушном шаре прилетел мудрый волшебник. Он был очень вежлив. Проходя по улицам города, он говорил всем «волшебные» слова: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры». И от его слов люди стали улыбаться. И они тоже стали говорить друг другу: «простите», «будьте любезны», «добрый день». Как только люди стали вежливыми, они сразу заметили, как засветило солнце, расцвели сады и распустились цветы.
- Ребята, как вы поняли, почему преобразился город? (ответы детей)

2.Объявление темы занятия
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу.
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу
.

- Здравствуйте – это не просто приветствие, но и пожелание здоровья. Давайте поздороваемся друг с другом. Встаньте, повернитесь друг к другу, объединитесь в пары. Хором повторяйте за мной слова и выполняйте движения.
Добрый день, мой милый друг
(рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг
(поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (
кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (
кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (
обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (
хлопаем в ладоши),
Друзья (
соединяем руки ладонями).

-  Как хорошо вы поздоровались, я увидела на ваших лицах улыбки, дружелюбие и хорошее настроение. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

 А сейчас поговорим?

О разном и о прочем.

 О том, что хорошо.

 И хорошо не очень.

 чего – то знаешь ты.

 А что – то мне известно.

Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Постановка проблемы:  сегодня мы собрались здесь, чтобыпоговорить

вежливость помогает или мешает жить людям?

- Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

- Как вы понимаете, что такоевежливость?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

-  Как вы думаете, хорошо или плохо быть вежливым?

-  Почему хорошо?Когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться.

- А какого человека мы называем вежливым, начнем со слов

вежливый человек - это тот, кто...(продолжают дети из класса по желанию).

-   умеет уступать место женщине и старикам;

-   приветствует друга при встрече;

-  умеет прийти на помощь в нужный момент;

-   не перебивает собеседника при разговоре;

-   не употребляет бранных и грубых слов;

-   не отмахивается от просьб друзей и старших;

-   не мешает в работе другим людям;

-   не опаздывает на встречи, уроки, в гости;

-   поздравляет с днем рождения окружающих;

       -  не забывает возвращать взятые книги, вещи;

-   умеет встречать гостей и т.д.

        -   говорит вежливые слова;

        -  делает хорошие поступки.

- Как относятся окружающие люди к вежливым людям? Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться,играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается.

- А к невежливым? С невежливым человеком и общаться не хочется.

- Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.  Такой человек ведет себя грубо и невоспитанно, его никто не любит и не уважает.

4. Решение нравственных проблемных ситуаций.

1.Представьте, что вы идете по улице, очень спешите и нечаянно задели прохожего. Тот оглянулся, вопросительно посмотрел на вас.

Что вы должны сказать?

2.Наташа подошла к двери класса, неся в руках стопку книг из библиотеки. В это время дверь резко открылась, несколько книг упало, анапороге показался Миша. Что он должен сделать?

3.Девочка возмущенно жаловалась маме: «В нашем классе один мальчик такой невежа – все время зовет меня Валькой!». – «А ты как его зовешь?» - спросила мама. – «Я его вообще никак не зову, я ему просто кричу: «Эй, ты!» Как нужно правильно обращаться к одноклассникам?

- Скажите, ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?

- Верно, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а значит, и весел, правда?

_ Об этом очень убедительно говорится в маленькой сказке Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

- Ребята, права белка? Почему? (Ответы детей)

- Какие слова мы называем «волшебными»?

- А почему их называют «волшебными»? Без них просто жить на свете нельзя.

- Как они помогают людям в различных ситуациях?  От них теплее и светлее становится людям,  могут подбодрить, вызвать улыбку.

- Каким голосом их нужно говорить вежливые слова? Нужно говорить вежливо, спокойно,  приветливо, глядя на того, к кому обращаемся.Нельзя говорить резким тоном, отвернувшись в сторону.Грубое, невежливое обращение оскорбляет и обижает человека.

- Трудно отказать человеку в просьбе, если он говорит "пожалуйста", "прошу" и т.д.

- А вы знаете вежливые слова? Сейчас вы по очереди их называйте, но не перебивая друг друга и, не повторяясь. Итак, начали.

5. Релаксация.

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте,
пожалуйста.
Руки вперед.

Я сказала, руки вперед!

Садитесь, пожалуйста!

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Если вы считаете, что так поступать вежливо - хлопаете два раза, если невежливо - один.

1. Поздороваться при встрече -
2. Толкнуть и не извиниться -
3. Помочь подняться -
4. Не встать, обращаясь к учителю -
5. Поднять упавшие вещи -
6. Не уступить место пожилому человеку -
7. Не заметить недовольство мамы –

8. Кричать на уроке-

9. Грубить старшим-

10. Помочь бабушке пройти на другую сторону улицы-

6. Работа над рассказом:
- А вы знаете, что вежливость даже может спасти жизнь.

Послушайте шутливую мексиканскую сказку «Вежливый кролик».

«Жил-был кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался, было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У кролика дрогнуло сердце. Бежать – то куда? 
Недалеко он заметил пещеру и со всех ног бросился туда. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере поселилась змея. 
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой

дом входить не полагается. « Нужно поздороваться, - подумал он. – Но с кем? С пещерой, конечно!»
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: «Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!»
До чего же обрадовалась змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. 
-
Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу понял, с кем имеет дело.
-
 Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала: «Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!».
-
 Понравилась вам сказка? Чему она учит нас? А вас когда-нибудь выручала вежливость?

- Вежливые люди ведут себя культурно, не вредничают, заботятся о других.
С такими людьми приятно общаться, дружить. С ними легко. Они говорят хорошие слова.
7.Вежливость. А нужна ли она нам? Может она нам мешает?

- Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими - трудно?

-  Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся?

Не держат слово, обещание;

Фамильярничают в обращении;

Допускают грубость, сквернословие в речи;

Постоянно хихикают;

Секретничают с кем-то в присутствии друзей;

Забывают вернуть, если что-то взял;

Болтливые люди, которые не умеют хранить секреты.

- Каждый знает из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток или, еще хуже, ответит  грубостью, нахамить.

8. Вредные советы.

- Я приготовила вредные советы Григория Остера. Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как нужно поступать в данных ситуациях.

 Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,-

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?

  1. Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?

  1. Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из – за угла.

Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?

Итог: Можно повлиять, если мысленно  поставить их на место других.

- Если человек делает только то, что ему хочется, не считаясь с другими, то о нем говорят, что он невоспитан. Таких людей не уважают.  Грубость, бестактность, в какой бы форме они ни проявлялись, разъединяют даже родных и друзей, вызывают чувство неприязни и вражды.

- Волшебником может стать каждый человек, у которого есть доброе сердце и желание делать людям только доброе и приятное, приносить пользу, быть вежливым. Вежливость  сплачивает нас, вызывает чувство взаимной радости и симпатии.

9. Вывод:значит, вежливость больше помогает людям жить или мешает?

- Если она вам помогает, прикрепите к солнышку свои лучики. Посмотрите какое яркое у нас получилось солнышко, чтобы оно нас всегда согревало своим теплом вы должны выполнять и соблюдать следующие правила вежливости

Правила вежливости:

Вежливый человек не причиняет  другому  неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к людям

Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек


Не спорь по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. 

 Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми. 

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорить, друг другу хорошие слова,быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

- Ребята, наш разговор подошел к концу. Мне было приятно с вами общаться.

Вы многое поняли, но главное из сказанного я хочу повторить известные слова писателяСервантеса:«Ничего не стоит так дёшево и не ценится такдорого, как вежливость». Постарайтесь это запомнить.


Разбор ситуаций

  1. Представьте, что вы идете по улице, очень спешите и нечаянно задели прохожего. Тот оглянулся, вопросительно посмотрел на вас.Что вы должны сказать?

  1. Наташа подошла к двери класса, неся в руках стопку книг из библиотеки. В это время дверь резко открылась, несколько книг упало,анапороге показался Миша. Что он должен сделать?

  1. Девочка возмущенно жаловалась маме: «В нашем классе один мальчик такой невежа – все время зовет меня Валькой!». – «А ты как его зовешь?» - спросила мама. – «Я его вообще никак не зову, я ему просто кричу: «Эй, ты!»Как нужно правильно обращаться к одноклассникам?

1.Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

2.Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножку подставлять,

Пугать из-за угла.

3.Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

         Пусть он видит, лежа в луже,-

          Ты ничуть не огорчен.

         Настоящий друг не любит

         Огорчать своих друзей.

Правила вежливости:

Вежливый человек не причиняет  другому  неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к людям.

Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.


Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. 

 Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми. 

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорить, друг другу хорошие слова, быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

Оборудование:

  1. Картинки: волшебник, дети, солнышко, лучики, шарик воздушный (напечатанные на нем вежливые слова).
  2. Напечатаны слова: Сервантеса, вежливость, помогает, мешает; ситуации; правила вежливости.
  3. Магнитики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Если мёд на столе - будешь жить до ста лет!"

Цели:  Сформировать знания детей о традиционной народной медицине, связанной с использованием меда, и его полезными свойствами.Дать представление о многообразии видов меда.Закре...

Классный час о вреде курения "КУРИТЬ ИЛИ ЖИТЬ?"

Классный час рассчитан на учащихся 3, 4 классов . Данное мероприятие показывает с разных сторон вред, который курение наносит здоровью; знакомит с мерами борьбы с курением в разных странах....

Классный час о добре и зле : "Давайте жить дружно!"

Цель данного классного часа – формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта дете...

Классный час "Вежливость помогает или мешает жить человеку?"

Классный час в начальной школе во 2 классе "Вежливость помогает или мешает жить людям?"...

Классный час "Вежливость помогает или мешает жить людям?"

Цели: Углубить знания обучающихся о вежливости, привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими  людьми....

Конспект занятия в ГПД. Тема: Вежливость помогает или мешает людям жить?

Цель: Воспитывать у детей вежливость  и такт по отношению к окружающим.« Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» - эти слова вы должны помнить всег...

Занятие в группе продленного дня "Дружба помогает учиться и жить"

Занятие в группе продленного дня "Дружба помогает учиться и жить" - способствует формированию дружеских отношений, пониманию ложного представления о дружбе, а также тренирует навыки межлично...