Программа духовно-нравственного воспитания "Твори добро"
рабочая программа на тему

Скворцова Ирина Петровна

Способствует воспитанию духовного и нравственного отношения к действительности, возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных с общечеловеческими ценностями (Земля,  Отечество, семья, человек, труд, знания, культура)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_duh_-_nravstv_vospit.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Средняя школа № 10»

Программа

«Твори добро»

Автор: Скворцова Ирина Петровна

г. Нижневартовск

2015 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА.

№/п 

Полное название проекта.

Программа деятельности при

 МБОУ «СШ № 10». 

1. 

Авторы проекта.

Скворцова И. П. - учитель начальных классов.

2. 

Руководитель проекта.

Ряхов Д.Г. - директор

МБОУ «СШ № 10». 

3.

Территория представившая проект.

г. Нижневартовск. 

4. 

Название проводящей организации.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа № 10». 

5. 

Адрес организации.

628609 Тюменская область, ХМАО г. Нижневартовск, проспект Победы, 20в. 

6. 

Телефон, Факс:

(3466) 24-41-01

(3466) 24-41-01 

7. 

Форма проведения.

урок, экскурсия, беседа, классный час,  чтение произведений народной словесности, литературных произведений с религиозно-нравственными мотивами, творческие мастерские, игры этической направленности

8. 

Цель проекта.

создание условий для первичной  социализации растущей личности, для вхождения ребенка в  общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

9. 

Специализация проекта.

Духовно-нравственное направление

10. 

Сроки проведения.

2015 – 2018 учебные года

12. 

Место проведения.

МБОУ «СШ № 10». 

13. 

География участников.

Учащиеся начальных классов (1-4 классы)

18. 

Краткое содержание программы.

 Способствует воспитанию духовного и нравственного отношения  к действительности, возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных с общечеловеческими ценностями (Земля, Отечество, семья, человек, труд, знания, культура и др.).

19.

История осуществления программы.

Планируется апробировать в 2015-2018 учебном году

Обоснование актуальности.

Современные учителя и педагоги не замечают огромной опасности, ибо не неся духовности в воспитательном процессе, мы теряем не только личность, но  и человека.

Духовное возрождение народов России не будет достигнуто без восстановления исторической преемственности традиций русской народной жизни и святынь православной веры. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что нельзя построить личной жизни и благополучия без любви. В наше время природа, а вместе с ней и человек, как никогда ранее, нуждаются в особой, высшей любви. Это восходит к истокам славянской   и многих других культур и религий.

Об этом говорит не только людской опыт, но и православное вероучение. Вселенский смысл любви  был определен в Евангелии, он же лежит в основании православия и выражен десятью заповедями Закона Божия и заповедями блаженства.

Возрождая традиции и принципы русского воспитания и образования, полезно вспомнить педагогическое наследие Владимира Мономаха, направленное на воспитание таких качеств, как соборность, правдивость, честность, доброжелательность, жертвенность, доверие к людям. Издревле известна тяга русского человека к художественному восприятию жизни, к ее образной интерпретации и оформлению. Достаточно вспомнить песни, былины, сказки, хорошо развитое иконописание, народные промыслы и ремесла (избы, терема, соборы, вышивки, золотое шитье, вязание кружев и т.д.).

Одной из основных задач учителя является духовно-нравственное воспитание, оказание помощи в обретении истинной веры, в ощущении и понимании православной культуры как важной особенности национальной истории и культуры. В начальной школе даются самые главные, основополагающие понятия: добро, зло, грех, совесть, поступки, Новый Завет, Нагорная проповедь, жития святых.

Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения нравственному поведению, искусству духовного общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, способов разрешения различных нравственных ситуаций. Нравственность — это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в эти годы формируется нравственный стержень человека, закладывается основа нравственной культуры личности. В младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки.

Цели, задачи, предполагаемые результаты.

             

     Цель духовно-нравственного воспитания - создание условий для первичной  социализации растущей личности, для вхождения ребенка в  общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

Программа направлена на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы, нравственной  и правовой культуры. Она создает условия для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей,  для  приобретения   ребенком опыта самопознания, для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.

     Задачи:    

  • помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем;
  • формирование духовных интересов школьников;
  •  формирование этических норм поведения, заботливого отношения к одноклассникам, близким, родным, старшим;
  • воспитание школьников как благочестивых граждан, осознающих духовно-нравственное развитие личности;
  • передача школьникам знаний в области православно-культурной традиции как средство духовно-нравственного развития личности

 В основе работы по воспитанию духовности учащихся лежат следующие принципы:

  • комплексность (совершенствование школьного образования) система мер, адресованных семье, внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования);

•        гуманизация (признание личности ученика высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил его, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости, насыщение содержания воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности);

•        включение учащихся в реальные социально значимые отношения (обеспечение связей убеждения и норм поведения детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности, обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения и пр.);

•        индивидуализация воспитания (требует учета индивидуальных особенностей каждого ученика при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, а также предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия);

  • разделение светского и религиозного образования (введение учебного курса (внедрение социокультурных инициатив, реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия,    благотворительности и т.д.).     

Приемы воздействия на учащихся

 по воспитанию духовно-нравственных ценностей.

Направление деятель ности классного руко водителя по воспита нию нравственных ценностей

Формы и методы деятельности но воспитанию нравственных ценностей

Нравственно-познавательная       деятельность

«Разложи картинки», «Пиктограмма», Математика и вежливость», уроки нравственности в предметной деятельности: этике, философии, истории, литературе, биологии. Устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум «Учись учиться», серия классных часов «Замечательные люди науки», «За страницами учебника» и др.

Ценностная     ориентированная деятельность

Встречи в литературной (театральной, музыкальной...) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч. Классные часы под различными рубриками: «Что такое счастье?», «Что мы ценим в людях», «Выбор»

Ценностно-трудовая       деятельность

Работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремесел и др. Школа актива, сбор лекарственных трав, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, Вахта памяти, «живая» газета...

Знания   норм   и   принципов морали

Вечер «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как поступить?», «Справедливость», «Давайте обсудим», «Самооценка скромности»

Ценностно-творческая    деятельность

Новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка «Малая Третьяковская галерея» и др

Нетрадиционные формы, направленные на воспитание нравственных ценностей

Пять минут с одним стихотворением (музыкальным произведением, с одной картиной...), публичная лекция, «Сократовская беседа», «Философский стол», «Дискуссионные качели», интеллектуальный аукцион, конкурс «смехаизмов», «Разговор при свечах», «День
гения», «Круглый стол с острыми углами», «Сюрпризы дружбы», «Арбузник», «Фотокамера смотрит в мир», «Корзина грецких орехов»...

П. Содержание программы:

Данная программа направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.

Назначение программы – помочь ребёнку прочувствовать и осознать всем своим существом красоту добра и безобразие зла.

Программа строится на основе условно-концентрического принципа. В ней выделены четыре тематических блока, в которых отражены общечеловеческие ценности:

  1. Отечество. Родина. Россия.

Наше государство - Россия. Пропедевтика понятия «государство» и знакомство с особенностями  государства Российская Федерация. Символы государства: флаг, герб. Дети узнают о Конституции РФ и других законах нашего государства, о правах и обязанностях его граждан, о федеративном устройстве России; знакомятся с обычаями и традициями народов России, их праздниками, проводят путешествия по республикам и городам страны.

Москва - столица России. Мы - граждане России. Россияне - люди разных национальностей. Высокое чувство любви к Родине. Они защищали Родину. Сила Родины - в труде ее граждан. Как государство защищает права своих граждан? Дети получают представление об общем доме всего человечества — планете Земля. Затем они осмысливают понятие «дом» в другом значении — Отечество, Родина, Россия. Ознакомление учащихся с различными городами России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), а также со своей малой родиной (городом, районом, селом).

  1. Познание мира. Культура разных народов.

Путешествия в поисках благодатных, неизведанных земель; открытие Америки X. Колумбом; хождение за три моря А. Никитина; кругосветное путешествие Ф. Магеллана. Путешествия помогают учащимся познакомиться с другими странами, культурой разных народов. Дети знакомятся с культурой стран дальнего зарубежья на основе сказок, загадок, песен, пословиц, помогающих осмыслить общечеловеческие ценности, нравственные качества.

  1. Семья и человек. Познание самого себя.

Дети знакомятся с различными социальными ролями человека, включаются в процесс самопознания, выявляют особенности своего характера, интересов, чувств. Изучается тема «Я и мое имя». Особое внимание уделяется миру семьи. Школьники осознают ценности семьи, особенности    взаимоотношений    между родственниками, учатся  понимать  важность  семейных  традиций,  праздников.

  1. Человек и общество. Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие.

Мы живем среди людей. Радость добрых отношений   между  людьми.   Необходимость взаимопонимания, терпимости, миролюбия в отношениях между людьми. Как смирить свой гнев и обиду? Если человек вам неприятен - как поступить? Осторожно - жестокость! Радость добрых дел. Что такое "милосердие"? Семья, любовь между близкими и родными людьми.  Как ребенок может проявить свою любовь к родителям и другим членам семьи? Взаимопомощь в семье. Радость дружбы. Умеете ли вы дружить? Как сохранить дружбу?

Основная идея — человек и время, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Прошлое представлено с помощью понятий старина, предки, потомки, поколение; мировое древо как символ взаимосвязи времен; родословная и реликвия — память человека о своем роде. Обращение к категории «настоящее» предполагает разговор о школе, учителе, классе как школьной семье. Идея будущего реализуется в размышлениях о предназначении человека, о будущей профессии и будущей семье. Дается представление о здоровом образе жизни как основе самореализации личности.

Каждый учебный год и каждая четверть имеют свою сквозную тему. Это помогает выстроить цепь постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой.

Первый год обучения — это своеобразное путешествие в пространстве. Ребёнок выявляет смысл своего нахождения в этом мире; узнает много интересного о своей стране, о других странах и народах; осмысливает понятия «дом», «семья», «я сам».

На втором и последующих годах обучения совершается воображаемое путешествие во времени. Дети начинают ощущать себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Школьники осознают, что они тесно связаны не только с людьми, живущими с ними в одно время, но и с теми, кто был до них и кто будет после. Дети учатся ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа; замечать сходство и различие между людьми разных стран; принимать других людей такими, какие они есть; уважать культуру народов своей страны и других стран; осознают связь человека и общества.

Отличительная особенность данных занятий — продуктивная работа всех учащихся, всемерная активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркую интересную наглядность с игровыми моментами, учителя добиваются того, что все дети работают увлеченно. Учащиеся чувствуют себя свободно, активно выступают, высказывая свое мнение. Нередко к участию на уроках привлекаются родители: проблемы, поднятые на уроке, продолжают обсуждаться и в семье. 

Важной формой  являются экскурсии. На них учащиеся знакомятся с подлинными экспонатами народной культуры.  С этой целью в музеях разрабатываются тематические лекции, которые осуществляются непосредственно на «живом» материале.

  1. Формы работы:
  • Урок
  • Экскурсия
  • Беседа
  • классный час
  • чтение произведений народной словесности, литературных произведений с религиозно-нравственными мотивами
  • творческие мастерские
  • игры этической направленности 

Разнообразные формы коммуникативных технологий:

- включение детей в качестве субъектов в продуктивные виды деятельности и общения, специфичные для данного возраста и наполненные духовно-нравственным содержанием;

—        развитие у детей самосознания, адекватного представления о себе; отношение к себе в прошлом, настоящем и будущем как компонент психологического времени личности;

—        создание развивающей предметной среды с учетом духовно-нравственных приоритетов для данного возрастного этапа;    

- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с учетом данных диагностики когнитивно-личностной, потребностно-мотивационной,    духовно-нравственной и коммуникативно-речевой сфер.

2.2. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий,  предусмотренных программой, позволит:

- включить в работу значительное число учащихся школы, педагогов, родителей;

-  создать условия для формирования у школьников устойчивых нравственных ценностей;

- будет наблюдаться положительная динамика воспитанности личности по критериям программы.

Ш. Условия реализации программы.

3.1. Научно-методическое обеспечение.

   Разработка программы деятельности.

   Отбор педагогически целесообразных форм работы с детьми.

   Создание методических копилок, библиотечек по различным направлениям воспитательной деятельности.

   Отслеживание развития программы.

   Формирование уклада, включающего определенные культурные традиции, собственную стратегию развития.

3.2. Мотивационное обеспечение.

    Добровольное участие детей в различных видах деятельности, право выбора.

   Использование разнообразных форм для организации воспитательного процесса.

3.3. Кадровое обеспечение.

Творческие группы учителей по разработке и апробации форм и способов организации взаимодействия школьников и педагогов.

Работа постоянно действующего семинара классных руководителей.

Обобщение опыта работы отдельных классных руководителей.

Проведение постоянного обзора методической литературы по духовно-нравственному воспитанию.

Широкое использование воспитательных возможностей центра дополнительного образования, культурных учреждений города.

Литература

Ануфриев А.Ф., Костромич С.И. Как пpeодолеть трудности в обучении детей. М: Ось-89», 2000.

Богданова О.С, Калинина О.Д. Содержание и. методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1982.

Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность воспитания. Педагогика, 2007, № 3.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: Характер, коммуникабельность: Ярославль: Академия развития, 1996.

Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, № 6.

Лиферов А.П., Воронова О.Е. Новая рссийская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования. Педагогика, 2007, № 2.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985.

Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Педагогика, 1978.

Сиземская И.Н., Новикова Л.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте. Педагогика, 1998.

Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное. Сост. С.Ф.Егорова. М.: Изд.дом «Карапуз», 2000.

Шилова М.И., Малиновская Н.М. Черты национального характера: российский вариант. Педагогика, 2002, № 8.

Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников: Диагностические методики. Н. Новгород: Вектор Т и С, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания "У истоков добра"

Программа " У истоков добра" является программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД ДЮЦ....

Программа духовно-нравственного воспитания "Дорога Добра"

Программа разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Система воспитательной работы по данной програме апробирована и реализуется на учащихся н...

Программа духовно-нравственного воспитания "Мир добра"

Программа по духовно-нравственному материалу составлена на 4 года обучения.  Цель программы - создание условий для осознания ребенком того, что он является частью человечества, имея свои индивиду...

Программа духовно – нравственного воспитания «Дорога добра»

Приоритетным направлением программы внеурочной деятельности «Дорога добра»  является обучение школьников духовным ценностям, культуре поведения и дисциплине, отношению к себе и другим людям, отно...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного направления «Дорога добра»

Основной целью дополнительной общеразвивающей программы "Дорога добра" является создание условий для формирования  у младших школьников духовно-нравственных основ личности через пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

КТП по программе духовно - нравственного воспитания " Азбука добра".

Календарно тематическое планирование  по программе духовно - нравственного воспитания " Азбука добра"в 4 классе общеобразовательной школы....