Классный час по теме "Душевность и бездушие"
классный час на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

Воспитательный классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Душевность и бездушие26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: душевность и бездушие.

Цель: формировать представления учащихся об общечеловеческой ценности « доброта».

Задачи:

Достижение личностных результатов: 

  • познакомиться с понятиями « душевность» и « бездушие»;
  • личностное самоопределение;
  • формировать осознанное стремление быть добрым.

Достижение метапредметных  результатов: 

  1. Формирование регулятивных УУД:  
  • выделение и сохранение цели ,заданной в виде продукта действия;
  • развивать способности осмысливать и оценивать различные ситуации;

2. Формирование коммуникативных УУД:

  • воспитывать внимательное отношение к окружающим.
  • умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Форма: беседа

Методы и приемы: беседа, игра, метод рефлексии.

Оборудование: флипчарты, презентация, иллюстрации, карточки с высказываниями.

План проведения

Название этапов и подэтапов

Предполагаемое время

1.Вступительная часть

1.1. Актуализация знаний

1.2. Определение темы занятия

5 мин.

2. Основная часть

2.1. Работа с понятиями

10 мин.

3. Заключительная часть

3.1. Итоги игры

3.2. Рефлексия

5 мин.

Этапы и подэтапы занятия

Задача каждого этапа, подэтапа занятия

Методы и приёмы, используемые на каждом этапе и подэтапе занятия

Содержание этапа

1. Вступительная часть

Актуализация знаний

Подведение к теме занятия

Чтение стихотворения

В жизни по – разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженное солнце достать 

И подарить его людям.

Определение темы,  целей занятия

Постановка цели занятия

Беседа

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о душевности и бездушии. Это очень важная тема, которая необходима всем нам.

- Как вы понимаете значение этих слов?

2. Основная часть

Работа с понятиями

Определение значения слов «душевность», «бездушие

Беседа, работа со словарем

- А теперь послушайте, как трактуется значение этих слов в словаре Ожегова.

Душевность – полный искреннего дружелюбия, доброты. Дружелюбно расположен к кому-то.

Бездушие – без сочувственного , живого отношения к кому – либо, равнодушный к людям, бессердечный. Лишенный живого чувства.

-Какого человека можно назвать душевным и бездушным?

- Давайте подберем синонимы к этим словам.

Ребята называют с доски слова, а учитель соединяет их с понятиями.

- Какой основной признак душевности человека?

Он всегда пребывает в состоянии любви и гармонии к окружающему миру, природе, всегда доброжелательно относится ко всем людям. Его поведение соответствует золотому правилу: « Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы  относились к тебе».

Работа с понятиями

Формировать осознанное стремление быть добрым.

Беседа, чтение притчи

- Сейчас я прочитаю вам рассказ В.Осеевой « Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — отвечал мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — отвечал мальчик. — Это просто старушка.

Ответьте на вопрос:

*Что можно сказать о поступке мальчика?

*А о поступке девочки?

*Может ли с нами произойти такая же ситуация?

- А сейчас будьте очень внимательны, вам предстоит закончить рассказ. 

Чтение притчи « Осколки доброты».

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка.

Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывала их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. 

*Обсуждение концовки притчи.

Вывод: нельзя судить о человеке и его делах поверхностно. На доброе дело надо всегда отзываться добром.

Работа с понятиями

Формировать осознанное стремление быть добрым.

Игра

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Если речь идет о душевности, вы хлопаете, а если о бездушии – топаете.

*Покормить птиц зимой.

*Сломать ветку на дереве

*Поймать  бабочку

*Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки

*Изрисовать в подъезде стены

*Подклеить старые книжки в библиотеке

*Побить младшего брата или сестру за непослушание

*уступить место пожилому человеку в транспорте

- А как вы думаете, чего больше на земле, зла или добра? А можно ли победить зло? Как?

Дети выбегают к доске и снимают перевернутые таблички и зачитывают их

*не ссориться

*улыбаться тем, с кем общаешься

*помогать там, где нужна помощь

*понимать другого

*сочувствовать

- Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра сливаясь , превращаются в ручеек, ручеек – в речку, река – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

3. Заключительная часть

Итог

- Как вы думаете, для чего я прикрепила на доске солнышко?

- В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Добрый человек любит природу и сохраняет ее, любит людей и помогает им. А доброта и помощь – согревают нас как солнышко. Доброта нужна для того, чтобы всем нам легче было жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило людям радость.

Часто ваши ссоры начинаются из-за пустяка. Толкнули , задели друг друга и начинаете драться, а ведь можно все обсудить мирным путем. Что лучше, мириться или драться?

Показ слайдов и обсуждение высказываний:

* «Мое тело – моя территория, чужое тело – чужая территория. Я не имею права вторгаться на чужую территорию.»

* «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа».

- Распределите иллюстрации на две группы « душевность и бездушие» и объясните свой выбор.

Рефлексия

Обобщение, подведение итогов.

Беседа

- Народная мудрость гласит « Человек прожил жизнь не зря,  если построил дом, посадил дерево и вырастил ребенка». Совершать добрые поступки – это  значит приносить пользу окружающим, делать людей и себя счастливыми. Душевность – это одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее.

- Я надеюсь, что наш классный час оставил в ваших сердцах добрый след, научил вас быть терпимее друг к другу, бережнее относиться к своим близким и товарищам. Я верю, что вы станете настоящими, добрыми, отзывчивыми людьми, которыми можно будет гордиться. Спасибо вам за активное участие в нашей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

"Душевность и бездушие" час общения

Занятие направлено на формирование у воспитанников школьного возраста представлений об общечеловеческой ценности "доброта"....

Конспект внеурочной деятельности" Душевность и бездушие" 4 класс

Класс: 4 «Б»Тема: « Душевность и бездушие»Цели:-формировать представления учащихся об общечеловеческой ценности ««доброта»...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...