Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы И. С. Хомяковой и В. И. Петровой.      Актуальность программы в необходимости нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель  — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprvneur4klass_etika.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_____________/О.В.Тетерина/

«___» ______________ 2016 г.

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

кружка «Этика: азбука добра»

(духовно-нравственное направление)

4 класс

Составитель:   Кардашова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,

                                                                           без категории

2016 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Программа разработана для курса 34 часа (1час в неделю), реализуемая в МБОУ «Мухановская СОШ» в 2016-2017 учебном году.

      Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы И. С. Хомяковой и В. И. Петровой.

      Актуальность программы в необходимости нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель  — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

 Задачи направлены прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

—развивающие нравственное сознание;

—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу. Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

     

                                     Содержание программы

  1. Школьный этикет.           -9ч 

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

  1. Правила общения.            -5ч

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление

ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

  1. О трудолюбии.                   -5ч

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

  1. Культура внешнего вида.-7ч

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

  1. Внешкольный этикет       -8ч 

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Требования к планируемым результатам изучения программы

Личностные результаты освоения программы. В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

уро-ка

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата кален.

Дата факт.

Тема 1. Школьный этикет (9 ч.)

1

1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. 

 1

воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си-

туации;

2

2

Забота о младших.  

1

совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил). 

3

3

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. 

1

оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

перемене).

4

4

Поступки человека и его характер. 

1

воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си-

туации;

воспитывать ответственность человека за свои поступки;

5

5

Поступки человека и его характер. 

1

воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си-

туации;

воспитывать ответственность человека за свои поступки; 

6

6

Культура общения. 

1

совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил);

7

7

Культура общения. 

1

совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике.

8

8

Отзывчивость и доброта 

1

оценивать своё поведение и поведение окружающих;

воспитывать ответственность за свои поступки;

9

9

Отзывчивость и доброта 

1

формировать доброже-

лательное и заботливое отношение к людям;

Тема 2. Правила общения (5 ч.)

10

1

Культура общения. Игра «Город вежливости». 

1

использовать в речи слова вежливости;

11

2

Вежливый ли я дома? 

1

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказы-

вания;

12

3

Приветствия и знакомства 

1

высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

(в реальной жизни, героев произведений);

13

4

Приветствия и знакомства 

1

создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положитель-

ный, отрицательный);

описывать сюжетную картинку (серию);

14

5

Верность слову 

1

оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

самостоятельно формулировать правила коллективной игры, ра-

боты.

Тема 3. О трудолюбии (5 ч.)

15

1

Культура физического и умственного труда. 

1

проводить хронометраж дня; анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

16

2

Золотые руки. 

1

оценивать значение труда в жизни людей;

17

3

Золотые руки. 

1

стимулировать оценку учащимися собственного отношения к труду;

18

4

Герои труда. 

1

оценивать героический труд.

19

5

Герои труда. 

1

оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

Тема 4. Культура внешнего вида (7 ч.)

20

1

Что такое культура внешнего вида? 

1

воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

в практических и жизненных ситуациях;

21

2

Что такое культура внешнего вида? 

1

оценивать внешний вид человека;

приобщать к чистоте, опрятности, аккуратности.

22

3

Одежда и осанка. 

1

оценивать внешний вид человека;

приобщать к чистоте, опрятности, аккуратности.

23

4

Вежливость и внешний вид. 

1

оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окру-

жающих, собственного хорошего самочувствия

24

5

Вежливость и внешний вид. 

1

воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

в практических и жизненных ситуациях;

25

6

Чувство, настроение, характер человека 

1

оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окру-

жающих, собственного хорошего самочувствия

26

7

Чувство, настроение, характер человека 

1

оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окру-

жающих, собственного хорошего самочувствия

Тема 5. Внешкольный этикет (7 ч.)

27

1

 «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. 

1

использовать доброжелательный тон в общении;

28

2

 «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. 

1

формировать вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека

29

3

Осваиваем правило «так нельзя».

1

оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведе-

ния в общественных местах.

30

4

Цветы в жизни человека. 

1

воспитывать любовь к прекрасному;

знать правила дарения цветов.

31

5

Праздничный этикет 

1

совершенствовать знания правил этикета на празднике 

32

6

Готовимся к празднику. 

1

совершенствовать знания правил этикета на празднике

33

7

Готовимся к празднику. 

1

совершенствовать знания правил этикета на празднике

34

8

Праздник «Азбука добра»

1

формировать уважение к учителям и родителям

Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:  

Для учителя:

1.  Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

2. Т.Н.Максимова «Классные часы 3 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011

3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010

4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010

5.  Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009..

6.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 2014.

7. -http pedsovet. su/load/142-1-0-14714 - Педсовет

8. -http: www.proshkolu.ru/user/statsencko42/folder/668213 сайт про школу ру

9. http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

10. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

11. Ноутбук

Для учащихся:

1. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий http://www.megabook.ru;

2. Образовательный ресурсный центр «Этика» ethicscenter.ru

3. Образовательный портал nauki-online.ru

Согласовано                                          Согласовано

на ШМО учителей нач. классов          зам. директора по УВР

«___» _____________ 2016 г.               «___» _____________ 2016 г.

_____________(Кардашова Н. Н.)             ______________(Попутникова Н. С.)

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»

Цель программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» НА СТУПЕНИ НОО ДЛЯ 1-4 КЛАССА

Изучение «Семьеведения» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «История моей страны» 2 класс

Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта началь...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...