Образовательный проект "Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили..."
проект (2 класс) на тему

Семёнова Татьяна Владимировна

В основу проекта вошли идеи "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации", согласно которой, патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера.

Принципы работы над проектом: принцип системно-организованного подхода, адресного подхода, универсальности основных направлений, учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей. Только такой целостный комплексный подход позволяет восстановить историческую преемственность поколений. Работа над проектом предполагает использование всего многообразия педагогических форм и методов воспитания: беседы интервью, встречи с людьми, участие в конкурсах, викторинах, классные часы, творческие проекты, инсценирование, массовые мероприятия.

Продуктами проекта стали: выпуск стенгазеты ко Дню Победы, изготовление поздравительных открыток, рисунки к 70-летию Победы, мини-проекты "Люди, которые нас защищают" и т.д.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ярополецкая средняя общеобразовательная школа

с. Ярополец, улица Пушкинская, д.23

Номинация: Образовательный проект

Проект: «Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили…»

Автор: Семёнова Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная  категория

2015 год

                                                с. Ярополец

Содержание

  1. Паспорт проекта.
  2. Аналитическое обоснование проекта
  3. Концептуально-прогностическая часть
  4. Стратеги и тактика реализации проекта.
  5. Ресурсное обеспечение.
  6. Перспективы развития проекта.
  7. Заключение.
  8. Список литературы.
  9. Приложение.

Паспорт

Проект: «Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили…»

ФИО автора, место работы, должность

Семёнова Татьяна Владимировна, МОУ Ярополецкая СОШ, учитель начальных классов

Состав проектной группы: учащиеся 2 класса МОУ Ярополецкая СОШ

Возраст участников проекта – 8 лет

Консультанты: экскурсовод краеведческого музея с.Ярополец Козлова Татьяна Викторовна, школьный библиотекарь Болотова Анна Александровна, председатель Совета ветеранов с/п Ярополецкое Золотухина Любовь Ильинична.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение

Связь с предметами: технология, внеурочная деятельность «Детская риторика».

Необходимое оборудование: фотоаппарат, компьютер, канцтовары, ватман, цветы ветеранам

Тип проекта: социальный

Цель проекта: изучить пути формирования нравственных качеств у учащихся в условиях подготовки и проведения мероприятий к 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Практическая: выпустить стенгазету к 9 мая «Победа. 70 лет», используя материалы экскурсий по памятным местам, встреч с ветеранами, проживающими в с.Ярополец (учащиеся и учитель),

 написать заметку в газету «Волоколамский край» (учитель).

Педагогическая: способствовать формированию положительных нравственных качеств у младших школьников в процессе комплексной работы патриотической направленности

Задачи:

- разработка плана проведения комплекса мероприятий по изучению истории нашего села;

- создание условий для нравственного развития личности;

- придание социальной значимости понятиям национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг;

- способствование повышению мотивации и активации познавательного интереса;

- формирование коммуникативных универсальные учебные действия;

- привлечение родительской общественности к совместной работе над проектом.

Объект исследования: процесс формирования нравственных качеству учащихся в условиях подготовки и проведения мероприятий к 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Предмет исследования: педагогические условия для формирования нравственных качеств.

Гипотеза: предполагается, что в процессе комплексной работы по сбору материала для газеты, прикоснувшись к истории страны, учащиеся проявят положительный эмоциональный отклик доброты, милосердия, уважения к истории страны; приобретут навыки сбора материала, ведения диалога, оформления газеты.

Предполагаемые результаты:

  • учащиеся сохранят память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;
  • проявят интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне, односельчан;
  • возникнет чувство уважения к ветеранам войны и труда;
  • приобретут навыки поисково-исследовательской работы;
  • получат навыки проведения интервью;
  • научатся оформлять стенгазету;
  • получат удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Апробация проекта: 2014-2015 учебный год, январь-май

Краткое содержание проекта:

Младшим школьникам свойственно брать пример со значимых для них людей. Примерами героических подвигов и завоеваний являются их прадеды, деды и отцы в разное время становившиеся на защиту России. Эти примеры важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России, поэтому тема данного проекта выбрана не случайно.

Считаю целесообразным направить деятельность учащихся на изучение материалов, связанных с историей страны 1941-1945 годов, знакомство с людьми, ковавшими победу, участие в комплексе мероприятий, связанных с этим юбилеем.

Аналитическое обоснование проекта:

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков 

Что же такое нравственность? 

У С.И. Ожегова
«Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
К нравственным качествам относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения и т. Д.

Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Патриотизм – одно из важнейших начал, определяющих не только человека как гражданина, но и как личность в целом.

По мнению Б.Т. Лихачёва, «сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа».

Проблема: младший школьник в силу своего возраста и отдалённости событий имеет о войне 1941-1945 года формальные представления. Ослабление читательского интереса не даёт возможности расширить эти знания, черпая примеры из художественной литературы. В учебник чтения включены единичные произведения по данной теме. Поколение ветеранов, которое могло бы рассказать о событиях 70-летней давности, уходит. Эта связь времён не должна порваться, ведь поколение, лишённое исторической памяти и уважения к той стране, в которой живёт, не способно строить новую жизнь.

Актуальность проекта состоит в том, что в условиях подготовки и празднования 70-летия Победы появилась возможность вместе со всей страной ученикам 2 класса МОУ Ярополецкая СОШ стать участником этого процесса. Дети смогут осознать свою причастность к этому событию, обретут понимание, что и они вписывают свою страничку в многовековую историю своей Родины. 

Концептуально-прогностическая часть

Данный проект разработан на основе «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», согласно которому, патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Принципы работы над проектом:

- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу;

- принцип адресного подхода, предполагающего использование особых форм и методов, с учётом возрастной группы;

- принцип универсальности основных направлений, а именно, социально-ценный опыт прошлых поколений, подходах к труду и его мотивации, методах творчества;

- принцип учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, характеризуется привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице и т.д.

Только такой целостный комплексный подход позволит восстановить историческую преемственность поколений, наше общее, российско-интеллектуальное поле.

Работа над проектом предполагает использование всего многообразия педагогических форм и методов воспитания: беседы, интервью, встречи с людьми, участие в конкурсах, викторинах, классные часы, творческие проекты, инсценирование, массовые мероприятия и т.д.

Основным критерием результативности является уровень патриотизма, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении и деятельности.

Форма апробации:

- поиск в художественной литературе произведений о войне;

- знакомство с памятными местами села;

- посещение музея с.Ярополец;

-знакомство со стихами о войне нашего односельчан Сергея Вилкова и Николая Орлова;

-посещение ветеранов, проживающих в с.Ярополец, и знакомство с ними;

- участие в общественной жизни села.

Предполагаемые продукты: выпуск стенгазеты к Дню Победы, изготовление поздравительных открыток, рисунки к 70-летию Победы, мини-проекты «Люди, которые нас защищают», заметка в газету «Волоколамский край» о встречах с ветеранами.

Стратегия и тактика реализации проекта

 Этапы работы над проектом

п/п

Этапы

Виды, формы и методы работы

Сроки выполнения

Ответственные

Предполагаемые результаты

 1.

Организационный период

Обоснование актуальности выбранной темы, формирование проблемы, определение целей, задач проекта Распределение обязанностей участников проекта – заседание класса

февраль 2015 г.

Учитель ученики 2 класса

создание творческих рабочих групп

 Определение материально-технической базы

март 2015 г.

 Руководитель проекта

 

 

 2.

Практический

 Создание рабочих материалов проекта,

 В течение апреля 2015

 учитель

 Фотографии

Стихи по теме

Материалы встреч с ветеранами

Создание эскиза газеты

Оформление материалов в конечном продукте

29 апреля-5 мая 2015 г

Редколлегия

учитель

Выпуск газеты

Презентация продукта

5 мая – 20 мая

Учащиеся

Оформление рекреации, демонстрация газеты

Проведение рефлексивно-обобщающего мероприятия «Мы этой памяти верны»

6 мая

Учащиеся начальной школы

 3.

Аналитический

Информирование педагогов о результатах реализации проекта

май 2015 г.

Руководитель проекта,

ШМО начальных классов

Представление отчёта о проделанной работе по проведению проекта

 

май 2015 г.

Руководитель проекта,

Фотостенды

Папка с материалами


       

Для проведения практической части запланированы следующие виды деятельности:

  1. Экскурсии по родному краю, в музей. (март-апрель)
  2. Встречи с ветеранами села. (апрель 2015 г)
  3. Участие в школьных конкурсах, посвящённых 70-летию Победы над фашистами (в течение года).
  4. Проведение классных часов, посвященных нравственно-патриотической работе (в течение года).
  5. Конкурс «Люди, которые нас защищают» (январь-март).
  6. Акция «Подари открытку ветерану» (апрель-май).
  7. Участие в общих мероприятиях начальной школы к 23 февраля и 9 мая (февраль, май).
  8. Работа над классным проектом: Выпуск газеты «День Победы – 9 мая» (апрель-май)
  9. Участие в митингах, традиционно проводимых на Ярополецкой земле (май).

                                                  Созданные группы для работы по направлениям:

№ п/п

Вид деятельности

Период исполнения

Участники

Результаты

1

Экскурсии по родному краю, в музей.

(в течение годмарт-апрель)

Все учащиеся класса

фотоотчёт

2

Встречи с ветеранами села.

(апрель 2015 г)

Исаева В.

Дарануца Н.

Баулин Д.

Козлов В.

Фотоотчёт

Заметка в газету

3

Акция «Подари открытку ветерану»

(апрель-май).

Все учащиеся класса

Родители (Смирнова Н.М.)

Открытки, изготовленные своими руками

Работы родителей

4

Работа над классным проектом: Выпуск газеты «День Победы – 9 мая»

(апрель-май)

редколлегия

Выпуск газеты

5

Участие в митингах, традиционно проводимых на Ярополецкой земле

(май).

Все учащиеся класса

Фотоотчёт

Вручение открыток ветеранам

6

Презентация продукта

Май 2015

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе для актуализации проблемы ребятам были представлены вопросы:

Какая дата отмечается всей страной в этом году?

Что вы знаете о Великой отечественной войне?

Когда она была?

Сколько лет продолжалась?

Знаете ли вы своих родственников, участников войны? Сохранились ли их письма, награды? Что рассказывают вам о них ваши родители?

Хотите ли вы стать участниками подготовки к этой дате? А именно: выступить в конкурсе, чтецов, рисунков, мини-проектов?

Знаете ли вы, какие памятники находятся в нашем селе и посвящены Великой Отечественной войне?

Кто хочет встретиться с ветеранами, которые сами участвовали в войне?

Что такое стенгазета? Как её делают?  Как называют группу ребят, которые оформляют газету?

Как можно порадовать ветеранов и тружеников села, используя навыки, полученные на уроке технологии?

Основной этап.

В основной этап работы вошёл комплекс мероприятий, запланированный учителем для воплощения в жизнь данного проекта.

Сначала ребятам было предложено посетить школьную библиотеку, где библиотекарь предложил им книги о войне. После прочтения они поделись своими впечатлениями.

Всем классом посетили памятные места с.Ярополец. Их два: памятник нашим односельчанам, погибшим на полях войны. Ребята читали большой пофамильный список, находили знакомые фамилии людей. Оказывается, их дети и внуки сейчас проживают рядом с ними. Это очень взволновало ребят. Потом мы побывали на могиле кремлёвских курсантов, где ежегодно проходят митинги. Дети не знали раньше, что именно здесь захоронены погибшие кремлёвцы и красноармейцы. На могильных плитах тоже фамилии похороненных солдат, дети читали эти имена. Экскурсовод музея рассказала нам, что местный житель д.Гарутино Николай Орлов, который в годы войны был подростком, написал стихи об этом памятнике, установленном в 1966 году.

«Стоит обелиск рядом с дзотом,

Тропинка меж ними бежит.

Народ среди всякой заботы

 Погибших и помнит, и чтит…».

Также ребята узнали, что житель Яропольца Вилков Сергей написал с фронта письмо в стихах для своей матери. Оно было напечатано во фронтовой газете «Красная звезда». К сожалению, он умер в 1946 году от полученных на войне ран.

Здравствуй, мама, здравствуй, дорогая!

Не видались долго мы с тобой.

Знаю, знаю, ты меня, родная,

Ждёшь к себе на Родину домой.

Но его стихи мы читаем и сейчас. Старожил нашего села Кожемяко А.П., создатель нашего музея, экскурсовод музея Козлова Т.В. в своих рассказах всегда читают их наизусть для посетителей музея. Ребята узнали, что в музее есть материалы об уже умерших участниках войны. Их принесли сюда родственники, чтобы сохранить летопись села. Здесь же ребята увидели и военную фотографию моего дедушки, Еманова Ильи Дмитриевича, учителя русского языка и литературы. Эту фотография передала в музей его дочь.

У председателя Совета ветеранов с/п Ярополецкое Золотухиной Л.И. мы узнали, что в нашем селе остались только два ветерана войны. Она помогла организовать встречу с ними. Группа ребят посетила ветеранов. Дети очень волновались. Исаева С.Г., мама одной ученицы, оказала спонсорскую помощь для покупки цветов ветеранам. Встречи прошли в тёплой атмосфере.

Ребята подготовили следующие вопросы:

Сколько вам было лет, когда началась война?

Как вы оказались на фронте?

Расскажите о ваших боевых наградах. Какая самая дорогая?

Что бы вы хотели пожелать нам, вашим внукам?

Мурашова Татьяна Георгиевна и Котов Владимир Егорович очень доброжелательно и терпеливо беседовали с ребятами. В стенгазете эта встреча нашла своё отражение.

В феврале прошли школьные конкурсы стихов о войне и творческий конкурс «Люди, которые нас защищают». Ребята рассказывали стихи и наших поэтов. Подготовили сообщения о своих родственниках, участниках войны (прабабушка Невкрытой С. Была медсестрой), а Рябов М. рассказал о своём дедушке, который в мирное время служил прапорщиком в артиллерийских войсках на границе с Китаем. Другие ребята приготовили рисунки.

На уроках технологии ребята своими руками смастерили открытки для ветеранов. Эта работа продолжилась и дома. Помогала нам мама Смирнова Н.М, которая вложила всё своё мастерство в открытки для поздравления детей войны и тружеников тыла. На митинге ребята сами вручили открытки.

Заключительный этап.

К 9 мая была выпущена стенгазета, в которой отразилась наша работа за этот период. Она была помещена в рекреации на видном месте вместе с другими материалами к 70-летию Победы. Все желающие могли с ней познакомиться. Ребята с гордость показывали свой труд.  Рассказывали о том, как они над ней работали. Кроме того, были подготовлены рисунки к этой дате.

Рефлексивно-обобщающее мероприятие в начальных классах было проведено 6 мая. Ребята выступили с инсценировкой о детях войны, читали стихи о Победе, исполнили песню «Сегодня салют».

Ярким завершением этой композиции был просмотр клипа на песню «Закаты алые». Ребята подпевали всем залом. Эмоциональная составляющая произвела на них огромное впечатление.

Участие в митинге показало, что ученики 2 класса действительно прочувствовали всю важность Победы. С чувством удовлетворения от хорошо выполненной работы, с осознанием важности того, что им поручено, они дарили открытки и цветы гостям митинга. Позже была сделана общая фотография.

Результаты:

В течение года дети участвовали в мероприятиях, конкурсах патриотического направления. Акцент, сделанный учителем на значимость работы, вдохновил ребят на активное участие во всех видах деятельности. Ученики заняли призовые места в разных конкурсах. С большой ответственностью и удовольствием готовились и выступали в литературно-музыкальных композициях. Большое впечатление произвели на них встречи с ветеранами. Митинг, проведённый под руководством главы с/п Ярополецкое Гольцовым Н.Р. надолго остался в памяти ребят.

№ п/п

Вид деятельности

Период исполнения

Участники

Результаты

1

Участие в школьных конкурсах, посвящённых 70-летию Победы над фашистами

(в течение года).

Конкурс чтецов:

Невкрытая С.

Рябов М.

Дарануца Н. Рыжова Л.

Баулин Д

Смирнов Н.

1 место

3 место  

2

Совместные проекты «Люди, которые нас защищают», «Наши родители на службе Отечеству

(январь-март).

Конкурс «Люди, которые нас защищают»

Сулоев С.

Исаева В.

Рябов М.

Соков А.

Невкрытая С.

1 место

2 место

2 место

3 место

3 место

3

Участие в общих мероприятиях начальной школы к 23 февраля и 9 мая

(февраль, май).

Все учащиеся класса

Литературно-музыкальные композиции к 23 февраля и 9 мая

(сценарии у руководителя ШМО начальных классов)

Учитель поделился опытом работы по организации работы над проектом на ШМО начальных классов. Оформлена фотогалерея в классе, написана заметка в газету «Волоколамский край».

В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов:

  • сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;
  • появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
  • возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
  • приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
  • получили навыки проведения интервью;
  • научились оформлять стенгазету;
  • получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Использование проекта в дальнейшем

Данный проект может иметь выполнен в любом классе, учитывая принципы, лежащие в его основе.

Он может иметь продолжение на протяжении всей работы с классом, потому что воспитание – это непрерывные процесс. А патриотическое воспитание является его составляющей.

Выпущенную стенгазету можно использовать на уроках окружающего мира при изучении истории страны, при проведении традиционных мероприятий к 9 мая.

Результаты духовно-нравственного развития персонально оцениваются только в рамках освоения обучающимися образовательных программ учебного плана. Результаты личностного развития не подлежат персональной оценке и отслеживаются в условиях мониторинга с помощью наблюдений, бесед, опросов, анкет.

Заключение:

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее истории, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.

Считаю, что поставленная проектом цель: изучение путей формирования нравственных качеств у учащихся в условиях подготовки и проведения мероприятий к 70-летию победы в Великой Отечественной войне выполнена. Комплекс мероприятий, основанный на концептуальных принципах проведения патриотической работы показал эффективность проведённой работы.

Литература:

  1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
  4. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
  5. Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен, 2006.

Приложение.

Заметка в газету.

В канун Великого праздника 70-летия Победы учащиеся 2 класса Ярополецкой СОШ встретились с ветеранами войны, проживающими в нашем селе. Эти памятные встречи нам помогла организовать председатель Совета ветеранов с/п Ярополецкий Золотухина Л.И.

В тёплой атмосфере за круглым столом неторопливо шла беседа с ветераном войны Мурашевой Татьяной Георгиевной. Она рассказала ребятам о тех далёких суровых годах. Ещё девчонкой Татьяна Георгиевна столкнулась с ужасами войны: приход фашистов, оккупация, бомбёжки. Помнит она, как семьёй укрывались от бомб в вырытом за домом окопе. После освобождения Волоколамска Т.Г. вступила в отряд ПВО, где его задачей было вовремя подать сигнал воздушной тревоги, оповестить весь город. А как отважно, и как ей кажется теперь, просто безрассудно они бросались на крыши домов, чтобы скинуть зажигалки, сброшенные фашистами. Имея медицинскую подготовку, она работала медсестрой сначала в Волоколамске, а позже в Яропольце. Здесь в больнице Т.Г. выхаживала раненых солдат, больных местных жителей. Второклассникам всё было интересно: сколько ранений у ветерана, какие награды, что такое ПВО, страшно ли на войне? На все вопросы они получили подробные ответы. Не отпустила нас Т.Г. проста так – угостила чаем с тортом. Исаева Василиса вручила ветерану цветы в знак благодарности за вклад в Великую Победу.

Позже мы отправились навестить ветерана войны Котова Владимира Егоровича. Ребята узнали, что в этом году 9 мая ветеран будет принимать участие в Параде Победы в качестве почётного гостя. С каким искренним интересом дети рассматривали медали В.Е. Он рассказал, что в годы войны охранял военный аэродром под Ленинградом. Служил в войсках ПВО. Главным его оружием была 85 мм зенитная пушка, которая била на 9 км вверх и на 12 км вперёд. Из неё он стрелял по вражеским самолётам.

Вручив цветы ветерану, мы, полные впечатлений, вернулись в школу. Позже, чтобы поделиться ими с другими ребятами, выпустили стенгазету к 70-летию Победы.

Классный руководитель 2 класса

МОУ Ярополецкая СОШ

 Семёнова Т.В.

День настанет. Вилков Сергей.

Здравствуй, мама, здравствуй, дорогая!

Не видались долго мы с тобой.

Знаю, знаю, ты меня, родная,

Ждёшь к себе на Родину домой.

Да и я хочу тебя увидеть.

Но ещё не кончен смертный бой.

А врага умеет ненавидеть

Сын Отчизны, вскормленный тобой.

Пусть визжат и мины, и снаряды,

Пусть гуляет снежная пурга.

Мы огнём сметая все преграды,

Разобьём проклятого врага.

День настанет, я к тебе приеду,

Дай нам срок, мы немцев разгромим

И домой желанную Победу

Привезём в подарок вам родным.

Помним.  Николай Орлов.

Забудешь ли осень такую,

От взрывов дымились поля.

За нашу деревню родную

Сражались курсанты Кремля.

Ходили в атаку, в разведку,

Ползли по свинцовой росе.

Алели кровавые метки

От ран на несжатом овсе.

Стоит обелиск рядом с дотом,

Тропинка меж ними бежит.

Народ среди всякой заботы

Погибших и помнит, и чтит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!"

Классный час "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!"...

"Надо, чтобы помнили, мы с тобою помнили имена героев своих"

         Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией. Материал мероприятия можно использовать при работе с учениками...

Классный час "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда"

ЦЕЛИ: 1.Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении дорожных знаков;2. Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при ...

час "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!"

Классный час разработан с целью систематизации и совершенствования знаний правил дорожного движения. ......

Программа гражданско - патриотического воспитания " Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

Программа построена с учетом «Концепции четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Межведомственного плана меро...

Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить

Материалы  по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...

«Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!»

Тема: «Правила дорожного движения помни всегда,чтоб не случилась с тобою беда!»Класс: 3  (10-11 лет)Направления воспитания: правовое воспитание и культура безопасностиПланируемые резу...