Огонь - друг и враг человека.
классный час на тему

Зарипова Наиля Мунировна

Цели. Довести до сознания детей не­возможность легкомысленного и беспеч­ного обращения с огнем; познакомить де­тей с правилами пожарной безопаснос­ти, учить соблюдать их; учить правиль­ным действиям при возникновении по­жара и приемам самоспасения; давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_-_drug_i_vrag_cheloveka.docx622.07 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Огонь - друг и враг человека»

Описание: http://antalpiti.ru/files/99604/s_uchitelnicej.png

                                                                         Зарипова Наиля Мунировна

учитель начальных классов

МБОУ ЗСОШ №4

        первая квалификационная категория

Цели. Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить соблюдать их; учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения; давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование. План эвакуации из школы; знаки пожарной безопасности;

Ход  занятия:

I.        Организационный момент

Учитель. Ребята! Играя, вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия

Дидактическая игра "Это я, это я это все мои друзья!"

Кто, задорный и веселый,

Верность правилам храня,

 Бережет родную школу от огня?   (...)

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

 И строительный забор? (...)

Кто соседской детворе

Объясняет ко дворе

 Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром? (...)

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке;

Загорелся старый стол,

 Еле сам живой ушел? (...)

Что объединяет эти четверостишия?

Какая тема нашего занятия?

Дети. Безопасное обращение с огнем.

У. Прочитайте на доске вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе урока.

На доске:

Отчего возникает пожар.

Как не допустить его возникновения.

Если случился пожар, то как себя вести.

- Сформулируем тему занятия.

Огонь- друг    и / или  огонь – враг человека

У. Огонь-друг - согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл (сварка).

Огонь-враг - уничтожает все живое и неживое.

Стихотворение Е.Ильина читает подготовленный ученик.

Злой огонь - огонь пожара,

Злой огонь - огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

 Граждане любой страны

 Злой огонь гасить должны!

III. Рассказ о причинах возникновения пожара

У. С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу.

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар - не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.

Так, история человечества отмечена катастрофическими пожарами, многие из которых уничтожили целые города: Рим (70 г. до н.э.), Сан-Франциско (1906 г.)

Где же та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?

Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

-        Почему возникает пожар?        

-        Скажите, поступок мальчика из следующего примера - шалость или хулиганство?

Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.

Д. Это хулиганство.

У. Познакомьтесь с правилами, которые следует не только знать, но и выполнять!

Дети читают памятки.

  • Не устраивай игр со спичками.
  • Не пользуйся неисправными электрическими приборами, не оставляй их без присмотра.
  • Чтоб он не стал твоим врагом, Будь осторожен с утюгом.
  • Все горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов.
  • Когда без присмотра оставлена печь,

 Один уголек целый дом может сжечь.

  • Не украшай елку свечами. Не пользуйся вблизи елки бенгальскими огнями, хлопушками.
  • Выходя из квартиры, убедись, что ты нигде не оставил источника огня (закрой печь, выключи газ, электроприборы).

У. Все причины возникновения пожара можно разделить на две большие группы.

Причины пожара

  1. По вине человека - неосторожное обращение с огнем; грубое нарушение правил эксплуатации электроприборов; незнание правил обращения с пожароопасными материалами; курение в запрещенных местах.
  2. Без вины человека - прямое попадание молнии; тепловое и химическое воспламенение горючих веществ и материалов; технологические и технические причины.

- Однако детские шалости с огнем составляют большой процент от общего числа пожаров: так, в 2005 г. - 10,5%, то есть 10 из 100 пожаров; в 2007 г. - 9,4%, то есть 9 из 100.

В огне гибнут люди!!!

Детей погибло при пожарах: в 2001 г. -17,6%, то есть 17 человек из 100 погибших - дети; в 2003 г. - 13,6%, то есть 13 человек из 100.

У. Сделаем вывод: как вы поступите, если увидите, что во дворе вблизи строений дети играют со спичками?

Д. Надо их остановить.

IV.        Физкультминутка

Исходное положение: стоя .

V.        Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" - то остаетесь стоять.

Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!"-то, присев, как бы прячетесь

Дым столбом поднялся вдруг.

 Кто не выключил утюг (…)

Красный отблеск побежал.

 Кто со спичками играл(…)

Стол и шкаф сгорели разом,

 Кто сушил белье над газом? (…)

Столб огня чердак объял,

 Кто там спички зажигал? (…)

Побежал пожар во двор,

 Это кто там жег костер? (…)

Пламя прыгнуло в листву,

 Кто у дома жег траву? (…)

V. Знакомство с правилами самоспасения при возникновении пожара

У. Посмотрев сценку, вы должны будете дать оценку поступкам героев: кто действовал правильно, кто неправильно, и почему вы так думаете.

Дети разыгрывают сценку.

Буратино мастерит ракету, запускает ее с помощью спичек. Взрыв! "Пожар!" - кричит Буратино и начинает метаться по классу. Залезает под стол -прячется.

Вбегает Мальвина, звонит "01", вызывает пожарную команду, вытаскивает Буратино на свежий воздух, оказывает первую помощь.

 У. Кто нарушил правила пожарной безопасности?        

Д. Буратино.

У. Какие?

Д. Играл со спичками, не позвонил "01",спрятался.

У. Как действовала Мальвина. Повторите хором слова, которые она произнесла, вызывая пожарных.

Д. Это пожарная дружина? У нас в школе пожар. Адрес: ул. Юбилейная, дом 1.

У. Почему она не поприветствовала людей, не попрощалась?

Д. Нет времени.

У. Что необходимо сказать пожарным?        

Д. Адрес и характер возгорания.

У. Почитайте девиз занятия, записанный на доске.

Правила поведения при возникновении пожара.

  • Если пожар в зачатке, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.
  • Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.
  • Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

-        На что вы можете рассчитывать при  пожаре?

 Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

  1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
  2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
  3. Жар от огня настолько силен, что сам по себе может вызвать гибель.
  4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.


Если густой  дым заполнил все выходы ( огонь движется всегда вверх), плотно закройте дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если  дым проник в комнату- держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте  у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире.

Эти действия   необходимы для вашего спасения, когда вы дома.

Как вы думаете, не изменится ли последовательность и сами действия в случае пожара в школе?

У. В школе важно как можно раньше поднять тревогу для того, чтобы у большого количества людей было время эвакуироваться из здания.

Как можно сообщить о пожаре?

Д. Кричать, сказать взрослым.

У. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

  • Тревога.
  • Вызов пожарной охраны.
  •  Эвакуация .
  • Сбор (место заранее должно быть согласовано).
  • Перекличка.

-        В школе много людей, если все они  будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Д. Давка.

У. В каждом общественном месте есть "План эвакуации". Где он висит в нашей школе?http://fabrika.ucoz.ru/znaki/2.jpg

Д. Возле лестницы.

У. Рассмотрите "План эвакуации": что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

Дети отвечают на вопросы.

VI. Знакомство с правилами предупреждения пожара

У. Согласитесь, что легче пожар предупредить, чем потушить.

А как же узнать, что нам может подсказать, с какими материалами надо обращаться осторожно, где огнетушители и т.д.?

Существуют знаки пожарной безопасности.

  • Дети рассматривают первую группу знаков        

Картинка 320 из 765

-        Как называется эта группа знаков?
Д. Запрещающие знаки.

У. Какие запрещены действия

 Д. Пользоваться открытым огнем. Курить запрещено. Вход запрещен.   Нельзя тушить водой.

Не загораживать пожарный проход.

http://im2-tub.yandex.net/i?id=131517745-15-72http://im4-tub.yandex.net/i?id=163336461-59-72

  • Дети рассматривают вторую  группу знаков.

Как называется эта группа знаков?     

Д. Предупреждающие. Они предупреждают об опасности.

     http://fabrika.ucoz.ru/znaki/9.jpg

  • Как называется третья группа знаков?  

       http://im2-tub.yandex.net/i?id=241381091-69-72      http://im7-tub.yandex.net/i?id=222310231-00-72         

-        
Д. Это предписывающие знаки.

  • Дети рассматривают  последнюю  группу : указательные знаки .http://im8-tub.yandex.net/i?id=17276850-14-72

http://im4-tub.yandex.net/i?id=72749444-62-72http://im8-tub.yandex.net/i?id=307001619-14-72

У. Они служат для оповещения о местонахождении различных объектов. Каких?

Д. Например, огнетушителя, пожарного выхода.

У. Зная значение этих знаков  и  выполняя правила пожарной безопасности, вы оградите себя , своих близких, знакомых от пожара или сможете оказать быструю помощь при его тушении.

VIII.        Итог занятия.

У. Что не нужно делать при возникновении пожара?
У. По каком  телефону вызывают пожарную дружину?

У. Составьте высказывания на тему: "Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь - друг и враг человека"

Презентация для учащихся начальной школы....

Огонь - друг и враг человека

Пожарт легче предупредить, чем потушить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой....

Огонь - друг или враг человека ?

Разработка классного часа по данной теме . Правила, помогающие предотвратить пожар. Главные правила поведения при пожаре....

Праздник для начальной школы "Огонь - друг и враг человека"

Цели: показать детям, что огонь может быть другом и врагом; вспомнить причины пожаров и правила их устранения, оказание первой помощи пострадавшим; показать, как сложна профессия пожарника и воспитыва...

"Огонь - друг и враг человека"

Классный час по правилам противопожарной безопасности. Дети  узнали, закрепили, что не соблюдение правил безопасности приводит страшным последствиям. Читали стихи, инсценировали, прослушали сказк...