Классный час по теме "Я- гражданин России"
классный час (2 класс) на тему

Митенко Ольга Вячеславовна

Форма проведения: беседа с элементами игры

Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой

информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие

внутренних мотиваций поведения школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Я – гражданин России».

Форма проведения: беседа с элементами игры

Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой

информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие

внутренних мотиваций поведения школьников.

Задачи:

Образовательные:

1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

2. Формировать представления учащихся о государственных символах

России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Развивающие:

1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь

детям осознать их значимость в достижении общей цели.

3. Создать условия для развития самостоятельности и практической

активности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,

бережного отношения к историческому наследию России.

- создать условия для воспитания культуры речевого общения,

потребности нести людям добро.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,

парная, групповая, фронтальная.

Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-

поисковый, проблемное изложение

Оборудование: плакаты с государственной символикой России, портрет Д.

А. Медведева, карта России, запись на диске гимна РФ, магнитофон,

обведенные детские ладони для голосования, солнышко, таблички с

человеческими ценностями

Ход занятия

1. Вступительное слово

- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

(Я – гражданин…)

-Что интересного заметили? (пропущено слово)

-Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. (России)

Тема нашего классного часа «Я – гражданин России».

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Обобщение: Каждый гражданин должен знать основные символы своего

государства, законы, свои права и обязанности).

-Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого

из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и

чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

-Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.

-Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?

(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое

солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он

должен ценить и беречь.

2. Беседа о ценностях человека

-Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд,

жилище, имущество)

- А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще

для него является очень важным? (Родина)

-Послушайте одну историю.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него

начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В

общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже

говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут,

как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал

жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа

нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на

душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так

привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и

гложет изнутри.

-Почему же Человек заскучал?

Обобщение.

-Ребята, а что же такое Родина?

-Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на

данный вопрос.

Родина – это…

-А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».

-Наша с вами Родина – это Россия.

-Кто может показать нашу Родину на карте?

(Показ России)

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как

только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый

документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является

гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей

страны?

Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о

рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину,

чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно,

гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

-Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.

Назовите основные символы государства.

(Герб, флаг, гимн)

3. Сообщения учащихся. Работа в группах.

О гербе России (1 группа)

1 ученик Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.

Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.

2 ученик «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных

государству, городу, дворянскому роду».

3 ученик Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497

году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея

Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства,

потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб

Российской Федерации.

4 ученик У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой

орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня

и бессмертия.

5 ученик Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава.

Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный

затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава

представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена

корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они

напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют

единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.

6 ученик На груди орла помещен красный щит с изображением всадника.

Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами

развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он

поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен

героем. Верный конь топчет дракона копытами.

Ученик 7 Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель

воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В

древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о

Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

Ученик 8 В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье:

напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу

моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-

государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта

свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у

кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к

нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти

царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время

проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в

беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать

Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего

герба!

- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (показываю).

- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).

- Когда появился первый российский герб?

(Около 500 лет назад, в 1497 году).

- Что держит орел в своих лапах на гербе России?

(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).

- Что такое скипетр? А держава?

- А что за всадник изображен на груди орла?

(Это Святой Георгий Победоносец).

-Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации

– гербом.

4. Физминутка.

Жура – Жура – журавель,

Облетал ты сто земель,

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

 Мы спросили журавля:

 «Где же лучшая земля?»

 Он ответил, пролетая:

 «Лучше нет родного края!»

5. Сообщения учащихся о флаге.

- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (показываю).

О флаге России нам расскажет вторая группа (сообщения учащихся).

Учитель: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О

Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой

прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос:

верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение

ширины флага к его длине – 2:3».

Флаг является символом объединения.

1 ученик: Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту,

благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и

смелость, неустрашимость.

2 ученик: В августе 1991 года российский триколор снова был введен как

государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага

Российской Федерации.

Обобщающая беседа:

- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?

(22 августа).

- Из каких частей состоит флаг?

- Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства –

флагом.

6. Сообщения учащихся о гимне.

- Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены

слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.

(Сообщения учащихся третьей группы)

1 ученик В соответствии с Федеральным конституционным законом «О

Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года

Государственным гимном России является музыкально-поэтическое

произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.

2 ученик Государственный гимн Российской Федерации исполняется при

вступлении в должность Президента, при открытии и закрытии

торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий,

воинских ритуалов и спортивных соревнований.

3 ученик При официальном исполнении Государственного гимна Российской

Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без

головных уборов.

С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской

Федерации.

4 ученик Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную

торжественную песнь.

Обобщение.

- Что обозначает слово «гимн»?

- Назовите автора слов гимна РФ.

- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного

гимна Российской Федерации.

(Включаю гимн. Дети слушают стоя)

Обобщение.

Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего

государства. К ним относятся герб, флаг, гимн.

9. Беседа о Конституции.

- Что же такое Конституция?

(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это

главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и

обязанности граждан)

Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.

- Кто является президентом нашей страны?

( Д. А. Медведев (Показываю портрет))

- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон,

который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности

граждан.

- Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам

поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его

правах.

- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.

(Показываю табличку на доске «жизнь»)

Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта,

которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми,

выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика

осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а

если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете,

правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся)

- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься

спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым –

помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов

(Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него

была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои

болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В

военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под

руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще

права человека вы можете назвать?

(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права)

- Как вы считаете, мы назвали все права?

(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами,

записанными в Конституции)

7. Принятие законов жизни класса.

- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные

права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в

классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику

нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.

- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.

1. Закон правды

Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь

справедлив.

2. Закон добра

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон заботы

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни

об их интересах, потребностях, нуждах.

4. Закон милосердия

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах.

Не забывай о них!

5. Закон уважения

Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!

6. Закон чести

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей

духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

- Что вы можете сказать о проекте законов?

(Высказывания детей)

- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся,

как взрослые, правом на голосование.

А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с

обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется,

чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно

учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов

жизни класса.

8.Рефлексия.

(Дети прикрепляют ладони на доску)

9. Итог занятия.

- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?

(Высказывания детей)

Обобщение.

- Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Классный час "Я -гражданин России"

Дана разработка кл.часа "Я - гражданин России"...

Классный час в 1 классе "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"

Знакомство учащихся с некоторыми эпизодами истории России, символами власти, великими людьми....

Классный час "Я - гражданин России"

На классном часе учащиеся узнают о символике нашего государства, о происхождении и особенностях гимна, флага, герба Российской Федерации, у ребят воспитывается чувство патриотизма....

Классный час "Я – гражданин России"

Классный час "Я – гражданин России"   Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душев...

Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.

Журнал: "Научный обозреватель" 3-2012                    ...