Социально-значимый проект «Страницы истории родного края»
проект (4 класс) по теме

Бакулина Лариса Владимировна

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Северский район, поселок городского типа Ильский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №52

поселка городского типа Ильского

муниципального образования Северский район

УТВЕРЖАЮ

Директор МБОУ СОШ № 52

пгт.Ильского МО Северский район

_____________  Т.С.Купреева

« 14» сентября 2015г

Социально-значимый проект

«Страницы истории

родного края»

Тип проекта:  долгосрочный

Срок  исполнения : сентябрь 2015г  - май 2016 г

Участники проекта: учащиеся, педагоги и родители МБОУ СОШ №52 пгт Ильского МО Северский район

Разработан

Бакулиной Л.В.,

учителем начальных классов

МБОУСОШ №52

пгт Ильского

МО Северский район

Сентябрь, 2015

Содержание проекта:

  1. Введение. Актуальность выбранной темы.
  2. Цель и задачи социального проекта.
  3. Содержание социального проекта. Этапы реализации.
  1. Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.
  2. Определение цели, задач социального проекта.
  3. Исследование проблемы. Сбор информации.
  4. Разработка плана действий. Распределение обязанностей.
  5. Определение необходимых ресурсов.
  6. Проведение плановых мероприятий.
  1. Ожидаемые результаты.
  2. Список использованной литературы

  1. Введение

Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования в школьном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Задача учителя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

Основной из задач образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю».

Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут учащимся и преподавателям при подготовке заданий по истории Краснодарского края.

Участие учеников в работе над публикацией материалов на школьном сайте по истории родного края может быть использован на уроках учениками и преподавателями, актуально. Знание истории страны, края, посёлка нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо молодым, тем, кому передается эстафета истории.

  1. Тема проекта: «Страницы истории родного края»

Цель проекта: формирование гражданственности и патриотизма, духовно- нравственной культуры,  приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.

Задачи проекта:

  • Изучить социальную среду и выявить  актуальность социальной проблемы.
  • Провести плановые мероприятия.
  • Создать  страницу на школьном сайте по истории родного края для использования на занятиях внеурочной деятельности в помощь учащимся и педагогам МБОУСОШ №52 пгт Ильского.
  • Оказание помощи школьному музею в приобретении новых сведений

Ход работы над проектом:

  1. Этапы реализации проекта:

  1. Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы. Сбор информации.
  2.  Составление плана  работы. Распределение обязанностей.
  3. Определение необходимых ресурсов.
  4. Проведение плановых мероприятий.

Этап 1. Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.

Социологический опрос «Какие мы, жители края?»

Цель опроса: исследование духовно-культурных ценностей, социальных и личностных качеств школьников для их реализации на благо общества.

1 и 2-й вопросы рассчитаны на все возрастные группы, 3, 4, 5-й вопросы предназначаются преимущественно для учащихся 7 – 11 классов, что учитывается при обработке результатов.

Анкета 1.

        Анализ полученных данных

Результаты опроса:

  1. Знаете ли Вы что такое патриотизм?

ДА – 90 %, НЕТ – 10 %

  1. Чувствуете ли Вы себя гражданином

России?

 ДА – 99 %, НЕТ – 1 %

  1. Какими качествами должен обладать

житель Краснодарского края?

  1. Учащиеся объясняют, что значит для них «малая Родина».

Вывод 1:

Быть жителем края                                           Знать историю своего края

                                              История Родины –

                                       каковы её составляющие?

История жизни,                      История городов                          История

поступков людей                    и деревень                                    малой Родины

 - С чего начинается Родина?

 - Знаем ли мы историю своей малой Родины?

Социологический опрос: «Знаете ли вы историю своего края, района?»

Анкета 2.

Вывод 2:

 

Необходимо пробудить интерес                    КАК?

к истории родного края         «мозговой штурм»

Как использовать собранные в ходе реализации проекта материалы?

Опубликовать материалы по истории края, своего района на школьном сайте.

Выявление и анализ проблемы (анкетирование)

Фамилии членов группы_______________________________________________

Дата________________________________________________________________

Проблема (формулируем тему проекта: «Страницы истории родного края» и цель проекта: развитие интереса к истории родного края)

  1. Считаете ли Вы и другие люди Вашего района, что эта проблема является важной? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие органы управления отвечают за решение этой проблемы? _______________________________________________________________________

  1. Проводится ли этим органом управления какая-либо политика для решения этой проблемы? ___________________________________________________________

Если такая политика существует, то ответьте на следующие вопросы:

ˇ Каковы её преимущества и недостатки?_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ˇ Где можно получить информацию по данной проблеме?

__________________________________________________________________________

ˇ Существуют ли какие-нибудь другие проблемы в Вашем края района, которые можно решать в классе, школе? Что за проблемы?____________________________________

_________________________________________________________________________

Подведение итогов первого этапа (резюме).

Два социологических опроса («Какие мы, жители края?» и «Знаете ли вы историю своего родного края, района?») показали следующие результаты:

      Ответы респондентов свидетельствуют, что участники опроса понимают важность значения историю своей страны, своей малой Родины, однако этих знаний недостаточно. Следовательно, необходима просветительская и пропагандистская работа по распространению знаний по истории своего родного края и района. Проблема является актуальной и может стать предметом рассмотрения в школьной проектной лаборатории. Продуктом проектной деятельности может стать публикация материалов  по истории края, своего района на школьном сайте, в который будут включены исследовательские работы детей.  Такая просветительская работа может способствовать решению задач по развитию интереса к истории малой Родины  и родного края, в рамках празднования знаменательных дат Краснодарского края: 13 сентября 1937 года - день образования Краснодарского края (отмечается во второе воскресенье сентября), 28 мая 1864 года - день основания станицы Северской; 2 июня 1924 года - день образования Северского района, 12 июня - День Северского района,  последнее воскресенье сентября - День города Краснодара.

     

Этап  2.  Определение цели, задач социального проекта.

Задачи:

  1. Провести социологические опросы
  2. Провести анкетирование членов инициативной группы
  3. Собрать информацию по проблеме
  4. Опубликовать материалы  по истории края, своего района на школьном сайте для использования учащимися и преподавателями на основе исследовательских работ учащихся и других практических  материалов

Этап  3.  Исследование проблемы. Сбор информации.

План сбора информации:

  1. Встреча с компетентными специалистами, интервью.
  2. Анализ материалов по проблеме обзора:
  • Исследовательских работ научно-практических конференций;
  • Публикаций газет и журналов;
  • Информации печатных источников  историко – краеведческих музеев края;
  • Ресурсов Интернет

Этап 4.  Разработка плана действий. Распределение обязанностей.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов

БИЗНЕС – ПЛАН

  1. Резюме.

Целью проекта является повествование об истории Краснодарского края, Северского района; систематизация и структурирование информации, которая собиралась учащимися-участниками нескольких школьных выпусков.

Учащиеся МБОУСОШ №52 решили опубликовать материалы на школьном сайте, в котором рассказывается о событиях истории своей малой родины, не отражённых в «большой литературе», но не ставших от этого менее значимыми.

  1. Производственный план.
  • Подготовительный период включает следующее:
  • Разработка бизнес-плана проекта.
  • Регистрация проекта.
  • Привлечение финансовых ресурсов.
  • Сбор информации.
  • Предварительная оценка и просмотр проекта.
  • Проведение работ по запуску проекта.

Затраты на маркетинг.

Наименование

Затраты

В течение…

Реклама

Концерт

Ярмарка

Вывод:

Проведение финансово-экономического анализа проекта позволяет говорить о том, что представляемый проект «Страницы истории родного края» может быть реализован с высокой эффективностью различными способами.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий.

№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

Участники

1

Акция «Внимание проект»

Выпуск школьной стенгазеты.

3 неделя сентября

Фоменко Е.

Учащиеся 4 класса

2

Изучение социальной среды. Социологический опрос «Какие мы, жители края?»

1 неделя октября

Ершова А.

Учащиеся школы

3

Социологический опрос: «Знаете ли вы историю своего края, района?»

2 неделя октября

Кучерова А.

Учащиеся школы

4

Выявление и анализ проблемы (анкетирование членов инициативной группы)

3 неделя октября

Координатор проекта

Инициативная группа

5

Встреча с компетентными специалистами, интервью.

Ноябрь - декабрь

Родители учащихся

Инициативная группа

6

Благотворительная акция

декабрь

Кочконогов Е.

Родители учащихся

7

Экскурсии в историко-краеведческие музеи ст. Северской, г. Краснодара музей им. Фелицина.

январь

Родительский комитет

Учащиеся 4 класса

8

Анализ материалов по проблеме обзора: исследовательских работ научно-практических конференций; публикаций газет и журналов; информации печатных источников  историко – краеведческих музеев края;

Ресурсов Интернет

февраль

Координатор проекта

Инициативная группа

9

Разработка и создание  страницы на школьном сайте

март

Фоменко Е.

Инициативная группа

10

Публикация материалов на школьном сайте

Апрель-май

Координатор проекта

Инициативная  группа

План публикации материалов на школьном сайте:

  • Вступление. Цели и задачи работы.
  • История возникновения Краснодарского края.
  • Предприятия города.
  • Музеи города.
  • История улиц.
  • Почётные жители.

4.Ожидаемые  результаты:

- приобретение учащимися опыта социально значимой деятельности;

- воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с родного  

    края;  познании его истории, формировании гордости и патриотизма;

 - осознание учащимися своей роли в жизни местного сообщества, значение их труда для населения края, района.

- публикация материалов по истории Краснодарского края на школьном сайте для использования во внеурочной деятельности в помощь учащимся и педагогам школы для изучения родного края.

- Оказание помощи школьному музею в приобретении новых сведений

 

Используемая литература:

  1. www.nachalka.com/

  1. www.1september.ru/

  1. www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=245&ob_no=39571&oll.ob_no_to=

  1. www.obrazpress.ru

  1. Проектная деятельность в начальной школе. Автор-составитель Н. Б. Полянина и др. – Волгоград: учитель, 2008.

  1. Школьная проектная лаборатория. Авторы-составители Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина. – Волгоград: учитель, 2009.

  1. Новикова С. Методика составления социологической анкеты. – М.: МПА, 1993

  1. Прутченков А.С. шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов. – М., 2010
  2. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2009.

  1. Журнал Педагогическая мастерская – 2009  

  1. Журнал Современный урок – 2012  

  1. Бардадым, В. П. Священные камни: историч. камни / В. П. Бардадым. – Краснодар: Совет. Кубань, 2007

  1. История Кубани с древнейших времен до наших дней: учебное пособие / науч. ред. В. Н. Ратушняк. – Краснодар: Кубанькино, 2004

  1. Маслов, А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. – Краснодар: Перспективы образования, 2007

  1. Трудовая слава Кубани: люди немеркнущей славы / под ред. Н. Л. Заздравных, Л. Д. Мурзиной. – 2-е изд. – Краснодар: Диапазон – В, 2006

  1. Щербина, Ф. А. Кубанское казачество и его атаманы / Ф. А. Щербина, Е. Д. Фелицын. – М.: Вече, 2007.   (История казачества)

  1. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н/Д: БАРО-ПРЕСС, 2007

  1. Писатели Кубани – детям: сборник / Краснодарская краевая детская б-ка им. братьев Игнатовых; отв. за выпуск В. Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция, 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"

В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....

План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов в рамках введения ФГОС

     План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов   в рамках  введения ФГОС    (классные часы, праздники, соревнования, беседы, акции...

Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования

Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...