урок литературного чтения 2 класс "Дети и война"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Решетова Ярославна Валерьевна

Конспект урока по литературному чтению, посвященный Дню Победы. на уроке изучаются рассказы военного времени, обсуждается жизнь детей на долю которых выпало бремя войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_den_pobedy.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку

Урок элективного курса «Литературное чтение» приурочен к празднованию 70-тилетия Победы  над фашизмом. Основная цель урока – формирование нравственных ценностей, чувства патриотизма, гордости за Родину и чувства благодарности предкам за свое счастливое детство. Современным детям, которые очень мало знают о войне, трудно понять значение Дня Победы, которое мы всей страной отмечаем 9 мая. Для этого и нужно знакомить их с произведениями о войне. Во время знакомства с рассказом С.П. Алексеева «Наташка» представляют  картину детства военного времени, познают все ужасы войны, которые испытали на себе их ровесники, учатся сопереживать чужому горю. Кроме того, что урок имеет большое воспитательное значение, происходит формирования УУД. На уроке используются активные методы обучения, разные формы работы, практические метод обучения представлен приёмом составления коллажа «День Победы».  Наглядность и музыкальное сопровождение урока поддерживают эмоциональный настрой и мотивацию к обсуждаемой проблеме. Данный урок является частью мероприятий  по данной теме, продукт полученный на уроке будет подарен первоклассникам.

Урок элективного курса «Литературное чтение». 2 класс.

Тема:    Дети и война

 Комбинированный урок

Цель:  формировать чувство патриотизма на основе изучения рассказа С.П. Алексеева «Наташка»

Задачи:

  • Учить слушать, рассказывать, выразительно читать и строить монологические высказывания в беседе.
  • Развивать умение осмысленного чтения произведений и умение анализировать произведение; интерес к историческим событиям своей страны и мотивацию к чтению произведений на военную тему;
  • Воспитывать чувство гордости за родину, чувство благодарности и уважения к ветеранам ВОВ, сострадание к детям, пережившим войну.

Предметные планируемые результаты Умение читать выразительно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Универсальные учебные действия   Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Работать в группе, распределяя роли, составлять коллаж на заданную тему, действовать по инструкции учителя.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный

Момент

Слайд№1

Актуализация

знаний

Определение темы урока

Слайд№2

Слайд№3

Слайд4-8

Открытие нового знания

Слайд№9

Слайд№10

Слайд№11

Проверка домашнего задания

Слайд№12,13

Уходит в прошлое война,

но забывать её нельзя.

Не перечесть всех жертв войны,

об этом люди знать должны.

Какою страшною ценой

далась победа нам

Там каждый воин был герой,

и трудным был там каждый бой. . .

- О какой войне говорится в стихотворении?

- Какой праздник к нам приближается?

- Мы накануне самого великого праздника нашего народа – Дня Победы. Остается 9 дней  до 70 - летия Победы.

Очень много людей погибло в той страшной войне. Вашим родителям еще посчастливилось видеть и слушать  рассказы о войне от ветеранов.

К сожалению всё меньше остаётся ветеранов - фронтовиков, ветеранов тыла – свидетелей и победителей этой долгой и страшной войны.

Но люди всегда будут помнить эту войну по солдатским письмам, по братским могилам, по памятникам, книгам, воспоминаниям, кинофильмам, песням о войне, по фотографиям и стихотворениям.

- Сейчас Павлик нам расскажет стихотворение В. Степанова «Рассказ ветерана»

Это война никогда не уйдёт из памяти человечества, потому что кровопролитнее, бесчеловечнее, страшнее войны на Земле не было.

Вы, ребята, родились в начале 21 века, почти через 65 лет после начала войны. А когда началась война ваши бабушки и дедушки были детьми, а воевали ваши прадеды. Они ушли защищать свою Родину,  когда сами еще были совсем молодыми.  О подвигах ваших родственниках некоторые из вас готовили сообщения, и мы с замиранием сердца слушали и пытались представить, как же страшно было на войне солдатам: идти в огонь, таскать на себе тяжелый пулемет, доставлять на лошади воду бойцам под обстрелом. Сколько нужно было иметь смелости, силы и любви к Родине, чтобы все это пережить.

- Кто уходил на фронт? (мужчины, парни и т.д.)

- А кто оставался? (женщины, дети, старики)

- Как вы думаете легко ли им было? С какими тяготами им пришлось столкнуться?

Тема урока: Дети и война.

- Что же вы хотите узнать по этой теме?

- Откуда же мы можем узнать о жизни детей в военное время? (из фильмов, рассказов)

- Дома вы читали рассказ Ирины Дружаевой «Сладкая тайна». Давайте побеседуем  о нем.

Слушают  стихотворение, настраиваются на изучение темы.

Участвуют в беседе. Актуализируют свои знания.

Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение, остальные слушают.

Просматривают фотографии военного времени, слушают песню «Война»

Отвечают на проблемный вопрос, определяют тему урока.

Определяют задачи урока?

Отвечают на вопросы по прочитанному произведению.

Л-2

Л-3

Л-4

Л-7

Р-1

П-2

П-3

К-2

Физминутка

Слайд№14

На музыку «Катюша»

Выполняют движения под музыку

Открытие нового знания

Слайд№15

Слайд№16-20

Рассказ с которым мы познакомимся сегодня называется «Наташка», А написал его С.П. Алексеев.

Давайте узнаем немного о его жизни.

- Знакомились ли с его произведениями?

- Два его рассказа вам читала… из библиотеки. Кто помнит, о чем они?

- А сейчас мы прочтем еще один рассказ С. Алексеева «Наташка».

Знакомство с произведением

Учитель читает вместе с хорошо читающими детьми по небольшим частям.

Обсуждение

- Что вы можете сказать о Наташке?

- Давайте попытаемся прочувствовать все события вместе с Наташкой:

 1)Найдите место в тексте, где описывается как жила Наташка в родном селе до войны.

2) что случилось с приходом фашистов

3) что сделали фашисты, когда услышали звук приближающейся канонады

4) как вы думаете: это страшно быть заживо сожженными?

- Как вы думаете будет ли Наташка приходить к могилам солдат, отдавших свою жизнь за их спасение? Почему?

- Этот рассказ нам показал, что дети на войне сталкивались не только с голодом. С чем еще?

Хорошо читающий ученик читает  биографию писателя.

Писатель С. П. Алексеев родился на Украине. Когда наступила война его отправили учиться в Оренбургское лётное училище, закончив училище он стал  инструктором и до конца войны учил летать молодых летчиков. После войны он увлекся литературой. Он написал много книг по истории России для детей. Много написано им рассказов о Великой отечественной войне.

Слушают, читают небольшими частями.

Анализируют произведение, отвечают на вопросы с опорой на текст.

П-4

П-5

К-1

К-2

К-3

К-4

Итоги урока

Слайд№21-24

Слайд№25-26

Слайд№27

- Подведем итог, что же испытывали  дети войны?

- Просто выжить в то время для маленького человечка – то был уже подвиг. Недаром во многих городах России находятся памятники, посвященные детям войны.

-  Отличается ли ваше детство от военного времени. Чтобы сохранить мир, мы должны помнить об этой страшной войне.

- Сейчас ребята прочтут вам стихотворение «Ветер войны»

Участвуют в беседе

Рассказывают стихотворение

П-4

К-1

К-3

Практическая работа

Слайд№28

- Что испытали все жители нашей страны, узнав что война закончилась? Что все ужасы позади? Что мы победили?

- Эту радость мы и сейчас чувствуем каждый раз 9 мая.

- Предлагаю вам поделиться своими знаниями о войне с первоклассниками и сделать для них коллаж «День победы»

Работа в группах

Слушают инструкцию, распределяют работу, выполняют задание.

Р-2

Р-3

Р-4

Л-8

К-5

Домашнее задание

Слайд№29

Чтение рассказа «Наташка»

Написать отзыв о рассказе или нарисовать иллюстрацию к нему

Получают инструкцию по выполнению домашнего задания

Р-1

Рефлексия учебной деятельности.

Слайд№30

Понравился ли вам урок?

Узнали новое?

Затронул ли урок ваше сердце?

- Что бы вы помнили о войне, ценили  свою свободу, радовались победе я вам раздаю георгиевскую ленточку, которую вы будете носить разделяя радость победы вместе со всеми жителями нашей страны.

Рассказывают о своих эмоциях и чувствах, вызванных уроком.

Р-7

К-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе "Война в творчестве В.Высоцкого"

Урок по теме:"Война в творчестве В.Высоцкого"  повышает культурный уровень учащихся, формирует эстетическое восприятие нравственных качеств личности: сопереживания, чуткости, жалости...

Урок литературного чтения "Дети в годы войны" 4 класс по произведениям Л.Кассиля

Урок  внеклассного литературного  чтения "Дети в годы войны" построен в виде игры "Умники и умницы"...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «Стихи о войне" ОС "Школа 2100"

Файл содержит методическую разработку урока литературного чтения по теме «Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины.....

Урок литературного чтения "Стихи о войне" 3 класс

Урок литературного чтения в 3 классе...

Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...

Конспект урока литературного чтения "В. Даль ."Война грибов с ягодами".

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе Владимир Даль "Война грибов с ягодами"....