Блокада Ленинграда
план-конспект на тему

Пешихина Мария Николаевна

Конспект внеклассного занятия о Блокаде Ленинграда для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_blokada.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Классный час на тему "Они выстояли!"

Занятие проходит в затемненном помещении при свече.

Учитель: Не было в истории такой войны, как Великая Отечественная война. Не только потому, что она была самой разрушительной, унесшей жизни миллионов людей, но, прежде всего потому, что не только взрослые, но и совсем молодые люди, даже дети становились в этой войне настоящими героями. Советские люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись с врагами в партизанских отрядах, в глубоком подполье.

Наш классный час посвящен событиям, завершившимся более 60 лет назад:

900 дневной блокаде Ленинграда, Героям Ленинградцам.

– Звучит музыка к кинофильму “Офицеры”

Первый ученик: В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду. Они пытались захватить город с налету, но были отбиты. Тогда враги окружили город плотным кольцом. Фашисты хотели взять ленинградцев измором, задушить их голодом и холодом, разрушить город бомбами и снарядами, а затем и вовсе стереть его с лица земли.

Началась тяжелая пора ленинградской блокады, которая продолжалась 900 дней. Фашисты ежедневно бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали его из тяжелых орудий. Линия фронта подошла к самому городу. Враг отрезал Ленинград от всей страны. Почти совсем прекратился подвоз продовольствия, а главные запасы города были уничтожены вражеской авиацией. Очень мало оставалось хлеба, топлива. Не работал городской транспорт, водопровод. В домах не было электричества, вышло из строя паровое отопление. Голод косил людей…

– В комнате гасится свет, зажигается свеча. На старом круглом столе весы: на весах – ломтик ржаного хлеба.

– Тихо звучит музыка…

Второй ученик: Ленинград был связан со страной единственной дорогой, которая шла по льду Ладожского озера. “Дорогой жизни” называли ее ленинградцы. Дорогу обстреливали фашистские орудия, бомбили самолеты, но сотни машин каждый день шли в Ленинград. Они везли в осажденный город продовольствие, боеприпасы, а оттуда ежедневно увозили больных, истощенных людей, прежде всего детей.

Огромного мужества требовала работа шофера на этой дороге. Водители знали, что каждый из них везет груз, который в этот день спасет от голодной смерти тысячи людей. Почти миллион больных, беспомощных людей, женщин, детей вывезли по “Дороге жизни” из осажденного Ленинграда.

Ленинграду помогала вся страна. Отрезанный, блокированный город знал, что к нему устремлены внимание, любовь, вера, поддержка Родины!

Третий ученик: После того как фашистские бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 г , всем остальным- 125 г.

Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода.

– Демонстрируются иллюстрации блокадного Ленинграда.

Четвертый ученик: Многие из нас ведем дневники, куда записываем самое сокровенное. Такие дневники были и у наших сверстников в блокадном Ленинграде. Вот странички из дневника, который вела школьница Таня Савичева:

  • “Женя умерла 28/12 в 12.30ч. утра 1941г.”
  • “Бабушка умерла 25/1 в 3.00ч. 1942г.”
  • “Лешка умер 17/3 в 5.00ч. 1942г.”
  • “Дядя Вася умер 13/4 в 2.00ч. 1942г.”
  • “Мама, 13/5 в 7.30ч. 1942г.”
  • “Умерли все”
  • “Осталась одна Таня”.

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на “Большую землю”. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

– У горящей свечи – портрет Тани Савичевой. Тихо звучит музыка…

Пятый ученик: В осажденном Ленинграде часто повседневные дела становились подвигом. Работал в одном почтовом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не приняли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго, видно, шел, потрепался весь, и рваться уже начал. Кто-то взял конверт в руки, а из него вдруг шоколадка выпала. В то голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота.

Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но сам пошел относить конверт по указанному адресу.

Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались.

Прошло много лет. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у нее была синяя обертка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда-то понес детям, сразу ее узнали.

– Пришла поклониться памяти вашего почтальона,– объяснила женщина. – Он нам с братом жизнь спас.

И вот что она рассказала:

– Сидим мы с братишкой дома, одни остались, мать умерла. Сидим и спорим, кому в булочную за хлебом идти. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более в очереди на морозе стоять. И все же брат собрался, но только он за дверь вышел, у самого порога на мертвого человека наткнулся. В одной руке у него крепко зажата плитка шоколада, а в другой – письмо от отца-летчика.

Похоронили старого почтальона на Пискаревском кладбище, а обертку от шоколадки сохранили, положив в книжку.

Учитель: Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сровнять с землей и Москву, и Ленинград. Уничтожить город на Неве с помощью военной силы не удалось.

Горожане все, от мала до велика, выстояли в эти тяжелые дни. Своим трудом, мужеством и стойкостью они приближали победу. И выстояли, и ПОБЕДИЛИ!!! Весь мир был потрясен героизмом ленинградцев.

Из приказа командующего фронтом: “Мужественные и стойкие ленинградцы!.. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днем великой победы под Ленинградом”. 27 января город переживал невиданное торжество: над Невой взметнулись цветные фонтаны праздничного салюта. Сердца переполняла великая радость.

Вечная Слава Героям!

Вечная Слава! Вечная Слава!

– Звучит музыка Д. Шостаковича. Седьмая симфония “Ленинградская”, финал.

Таня Савичева

 

Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же - об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. 

Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.

Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.

Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых - нарядные занавески, салфетки, скатерти.

С детских лет вышивала и Таня  - все цветы, цветы…

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер…».   

Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди  голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградски, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре  блокадной «Дороги Жизни».

Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы. Оставшиеся  в живых Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются за общим столом и поют «Балладу о Тане Савичевой» (композитор Е. Дога, слова В. Гина), которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя - как набат на всех наречьях…» 

 

 

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты- И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 мар' та•—Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша. мама — 15 мая". А дальше — без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня". И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова.Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....