О дружбе и товариществе (кл.час)
классный час (4 класс) по теме

Рушнова Светлана Валерьевна

Формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеским взаимоотношениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_o_druzhbe.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ново-Александровская ООШ»

Суздальский район Владимирской области

«О дружбе и товариществе»

(классный час в 4 классе)

                               

                                                             

Рушнова Светлана Валерьевна

                                                                                      учитель начальных классов

Цель: формирование у учащихся нравственных качеств, присущих

дружеским и товарищеским взаимоотношениям.

Задачи:

1) дать понятие о дружбе и товариществе, обо всех гранях этих человеческих взаимоотношений на примерах литературных произведений и на личном опыте детей;

2) способствовать развитию речи и мыслительной деятельности учащихся (умение рассуждать, делать выводы, доказывать);

3) воспитывать чувство сопереживания с друзьями в их бедах, умение разделить с ними радость.

- Давайте прочитаем высказывания древних философов.  ( в презентации)

 Без истинной дружбы жизнь – ничто. (Цицерон)

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага. (Аристотель)

Друзей заводить, не спеши, а если завел, не бросай. (Салон Афинский)

- О чем мы сегодня будем говорить на классном часе? (О дружбе, о друзьях).

- Чтение стихотворения учителем (в презентации)

"Что такое дружба?"

-Спросила я у птицы.

- Это, когда коршун

Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:

"Что такое дружба?"

- Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

"Дружба что такое?"

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,

Вместе играют.

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить

должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

-Дружба - это удивительные отношения между людьми. Как правило, дружат люди, у которых похожи интересы, характеры, темпераменты. Дружеские отношения чаще начинаются в школьном возрасте. Поэтому надо сейчас работать над тем, чтобы у вас появились друзья, надо самим быть хорошим другом. Этому мы будем учиться.

-Сегодня мы начали наш классный час с высказываний древних философов, так как  с давних времён люди размышляли о дружбе. Это слово имеет в русском языке много родственных слов. Вам сейчас и предстоит собрать семейку родственных слов к слову "дружба".

 Работа в группах

Подберите однокоренные слова к слову "дружба".

(Группам даны конверты со словами: друг, дружить, дружный, дружелюбный, дружественный, подруга, товарищ)

Дети выбирают однокоренные слова, написанные на лепестках. Лепестки относят к доске и прикрепляют их к ЦВЕТКУ ДРУЖБЫ.)

Итак, вы назвали семейку однокоренных слов. Вот какая большая семейка получилась! А мне известно ещё одно родственное слово - дружина.

Очень давно, когда люди жили маленькими селениям, во главе их стоял князь. Чтобы защитить селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина позже стали называть друг. И были воины дружны, друг за друга горой стояли, в обиду Русь - матушку не давали.

Я добавлю в ЦВЕТОК ДРУЖБЫ слово дружина.

Расцвёл цветок, заиграл всеми цветами радуги. Настоящий Цветик-Семицветик из сказки В. Катаева.

- На какое желание потратила Женя свой последний лепесток? (Вылечила больного мальчика.) Хочется верить, что дети-герои рассказа станут друзьями.

Я тоже загадала желание для моего лепестка.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

- Вели, чтобы у каждого из нас был настоящий друг!

- Какое слово осталось у вас на столе? (товарищ)  Почему?

- Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как? Сегодня мы попробуем  разобраться, чем же отличаются понятия “друг”, “товарищ”?  или чем «дружба» отличается от «товарищества».

Тема классного часа «О дружбе и товариществе».

- Если мы откроем толковый словарь русского языка  Сергея Ивановича Ожегова, то в нем мы найдем определение понятий «дружба», «товарищество». ( в презентации)

 «Дружба – это близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

«Товарищество – это взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим».

- Найди различие между двумя понятиями «дружба» и «товарищество». (Дружба – это близкие отношения между людьми, а товарищество - это взаимные отношения между группой людей). Дружба – близкие отношения, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. Поэтому друзей у человека не может быть много. Товарищеские отношения – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более, если они вместе делают общее дело.  Общаясь друг с другом, помогая друг другу в чем-либо, вы, ребята, учитесь быть друг другу товарищами.

. Вы, наверное, подумали: « А разве товарищество не приходит само собой, разве этому нужно учиться? Нужно.

А как этому можно научиться, вы сможете понять, послушав стихотворение О.Высотской «Ёжик». (Приложение 1)

- Почему ребята называли Серёжу «Ёжиком»?

- Почему Серёжа был безучастным к делам и просьбам своих одноклассников?

- Как вы думаете, «Почему Алёша и ребята решили помочь Серёже? (Потому что ему было трудно одному).

- Какое чувство возникло между ребятами? (Чувство товарищества).

- По каким признакам вы определили, что это товарищество? Товарищество появляется там, где есть интерес друг к другу, радости, заботы, огорчения одного разделяются всеми, взаимопомощь и поддержка делает даже малопривлекательную работу радостной и нетрудной, потому что рядом товарищи. Нужно пройти немало дорог, пережить общие радости и невзгоды, чтобы испытать чувство товарищества.

Чувство товарищества – это прекрасное чувство. Только тот,  кому оно знакомо, может стать настоящим другом. Другими словами, тот кто не испытал товарищества, не узнает подлинной дружбы, потому что дружба двух-трёх человек не может существовать в атмосфере безразличия и равнодушия к остальным.

Иметь настоящего друга - это великое счастье в жизни. А чтобы друга настоящего сберечь, надо прислушаться к народной мудрости - пословицам.

- Какие пословицы о дружбе вы нашли?

(Дети показывают свой рисунок по пословице и рассказывают, как они её понимают.

Старый друг лучше новых двух.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нет друга - ищи, а нашёл – береги.

 Был бы друг, найдётся и досуг.)

- Проверим, хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе. Я начну пословицу, а вы продолжайте (в презентации)

- Нет друга - ищи, а нашёл::.(береги).

- Новых друзей наживай, а старых:..(не теряй).

- Человек без корней, что дерево ::(без корней).

- Дружба крепка не лестью, а ::..(правдой и честью).

- Друзья познаются в::.(беде).

 Работа в группах

Какие качества и черты характера вы больше всего цените в друзьях? Давайте определим вместе. Распределите слова по группам:

Что вы цените в дружбе?

Что мешает дружбе?

(Детям даны конверты со словами на полосках бумаги:

1 группа  - справедливость, честность, недопонимание друг друга, умение сотрудничать, вежливость, драчливость, хвастовство, грубость;

2 группа  - доброта, отзывчивость, зависть, упрямство, доверие, порядочность, эгоизм, нежелание уступить друг другу.

Дети выбирают слова, прикрепляют их к рисункам солнца и тучки, озвучивают слова)

Вывод: мы с вами выяснили, что друг - добрый, честный, внимательный человек. Ему присуща доброта, верность, справедливость, отзывчивость. Я добавлю слово "бескорыстие". Этой чертой характера обладает настоящий друг, т.к.  дружит "просто так", не для выгоды.

- Познакомимся с ребятами из рассказа Ильи Туричина "Дружба" (читаем  по ролям. (Приложение 2)

- Можно ли назвать ребят друзьями?

- Умеет ли Серёжа быть другом?

- Вы хотели бы иметь такого друга, как Серёжа?

Вывод: к сожалению, отдельные ребята склонны к дружбе с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги. Эти ребята живут по правилу "ты- мне, я- тебе". Дружить надо не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляд.

- Чтение рассказа Николая Чабаевского  «Одинаковые» по ролям. (Приложение 4)

- Можно ли сказать, что Соня настоящий друг?

-  Ответьте, за что мама осудила Соню?

- Можно ли сказать, что Соня настоящий, верный друг?

Вывод: Если ты настоящий друг,  ты должен переживать за друга, помогать ему, а не радоваться тому, что ты лучше друга.

Работа в группах. 

  • О какой дружбе говорится в следующих примерах. (задания в конвертах)

Ситуация 1.

Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга –это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока.

- Почему? О какой дружбе говорится в этом примере?

Ситуация 2.

Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.

- О какой дружбе говорится в этом примере?

  • Дайте оценку  поступкам ребят.

Ситуация 3.

Послушайте, как ведут себя две подружки  МАША и ДАША.

        Итак, Даша уже 2 часа делает уроки, к ней приходит ее подруга Маша.

Маша: Гулять пойдешь?

Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается.

Маша: Да не  переживай! Я все решила, как всегда дам списать!

Даша: О! ЕС! Ты настоящая подруга!

- Ребята, как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой?

- Как вы думаете, как поступила Маша по отношению к своей подруге?

_ -А как вы поступили бы на месте Маши?

Ситуация 4.

В ней участвуют ДЕНИС И АНТОН.

        На самостоятельной по математике Денис обнаружил, что чернила в ручке закончились .

Денис: Ой, чернила в ручке закончились.

 Антон: А у меня запасная ручка есть.

Денис: Будь другом, дай, а то мне учительница  двойку поставит.

Антон : А что ты мне за это дашь?

Денис: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

Антон: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю. Годится?

Денис: Ну ладно, давай уж!

-  Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг?

- Хотели бы иметь такого друга ,как Антон?

_ Как бы вы поступили на его месте?

Игра «Знаю ли я своего друга?» 

В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы записать ответы на вопросы.)

  1. Какой урок у него любимый?
  2. На чем он любит кататься?
  3. Какое время года у него любимое?
  4. Какое животное он хотел бы иметь дома?
  5. Какие книги любит читать?

Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
(Игра повторяется)
(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)

- У дружбы есть свои законы, которые мы прочитаем и постараемся запомнить на всю жизнь:

  • Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту — значит нравственно готовить себя к предательству.
  • Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
  • Дружба - это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
  •  Быть требовательным в дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
  • Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

- Дружба нужна человеку не только в школе, но и потом – в институте, на работе. На пенсию выйдет и тогда без друга тоска. А заводить друзей на всю свою долгую жизнь лучше всего в школьные годы. Математика может в жизни не понадобиться, химия не понадобиться, а дружба нужна всегда.

 Итогом нашего классного часа будет песня «Дружба  - это не работа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЧУВСТВА ДРУЖБЫ И ТОВАРИЩЕСТВА через самопознание и расширение картины мира

Межличностные отношения, которые пронизывают ученический коллектив,  оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом. От характера межличностных отнош...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

Классный час «О дружбе и товариществе»

Поможет раскрытьдетям сущность понятия «дружба». Содействует  формированию дружного коллектива. Содержит тест, который поможет понять, хороший ли ты друг....

Дружбой дорожить умейте! Игра-урок о товариществе и дружбе.

Даную методическую разработку могут использовать педагоги начальных классов, и воспитатели дошкольных образовательных учреждений....

Методическая разработка , конспект занятия для ГПД «Беседа о дружбе и товариществе»

Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек может назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Без друзей челове...