Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)
опыты и эксперименты по теме

 Булгакова Ольга Сергеевна

Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во  внеурочной деятельности)

           Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию нравственных ее качеств. Именно поэтому  в современном  обществе,  испытывающем  острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стыд, любовь, совесть, вера, воля и ответственность, как никогда ранее  встает проблема приобретения опыта нравственного поведения подрастающего поколения. Опыт нравственного поведения – это  нравственные нормы, нравственные понятия,  нравственные знания, нравственные качества, выражающиеся  в  системе поступков, навыков и потребностей совершать добро…

Главенствующую  роль в нравственном воспитании подрастающего поколения играет  школа,  и особое место в этом отведено начальной школе.  Ученики 6-10 лет, благодаря еще не утраченной искренности, способны к внутренней работе. Они  талантливы, активны, всем интересуются, охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с окружающими его людьми, готовы на добрые дела и поступки. И эту их особенность  характера необходимо максимально развивать и поддерживать.  Однако  личный жизненный опыт младших школьников небогатый, у детей недостаточно сформированы нравственные знания,  им иногда трудно оценить поступок с позиции «хорошо – плохо», еще труднее понять, что представляет собою наша большая Родина, на каких принципах она функционирует в мировом пространстве, что значит быть гражданином своей страны, служить Отечеству верой  и  правдой, трудом и жизнью. (главный учитель, урок и внеурочная деятельность, свободное от учёбы время)

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника.

         В ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, и внеурочную деятельность. Если предметные результаты учащихся достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов-ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов и мотивов.

Я представляю опыт нашего образовательного учреждения (МБОУ «НОШ г. Макарова»)

Подводить ребенка к пониманию общепринятых  ценностей мы начинаем  с того, с чем он сталкивается каждый день: семья, дом, родная улица, история своего города, традиции предков и т.д. Усвоение нравственных знаний, формирование  нравственных умений, приобретение навыков нравственного поведения на начальной ступени обучения наиболее успешно осуществляется через  творческую коллективную деятельность  детей и взрослых, когда любая совместная деятельность становится коллективным трудом, когда  познавательная (творческая) задача общая для всех и когда для ее решения нужен коллективный поиск. Особой популярностью среди учащихся  и родителей пользуются такие формы коллективного творчества, как коллективные творческие дела (КТД), проектная деятельность, творческие и социальные  конкурсы, ролевые игры, спортивные  соревнования и др…

 ( СЛАЙД №2 )  

 ( СЛАЙД №3 )

  Ряд мероприятий проводятся  в рамках договоров сотрудничества  с социальными партнерами.

Приведу примеры некоторых  из них.

     Ежегодно совместно с отделом социальной защиты населения в школе проводятся  мероприятия в рамках Дня Матери, Дня Семьи,  Дня пожилого человека и др.

-   (СЛАЙД № 4 )

КТД «Моя семья». Первоклассники рисуют портрет своей мамы,  дети постарше совместно с родителями пишут семейные сочинения, отражают в рисунках традиции своей семьи,  семейные праздники, семейный отдых.  В школе  организуется выставка  коллективных  творческих работ, подводятся итоги конкурсов.

-  ( СЛАЙД № 5)

 Учащиеся 4-х классов выполняют творческий  проект «Мое семейное древо». При знакомстве со своей родословной, освоении истории и традиций своей семьи, как части малой родины, ребенку гораздо легче  не только узнавать свою большую многонациональную Родину, учиться гордится ею,  но и будущем служить ее интересам.

-  (СЛАЙД №6,7,8,9 )

  КТД «Подарок». Дети изготавливают подарки своими руками на уроках  технологии,  кружковых занятиях, во внеурочной деятельности.

-  ( СЛАЙД № 10)

Творческий проект «Мама школьницей была».

 (СЛАЙД № 11,12)

В классах проходят совместные мероприятия «Папа, мама, я –спортивная семья», «Семья вместе -душа на месте», «Дружба начинается с улыбки» и др.

 -  ( СЛАЙД № 13,14)

 Социально творческий  проект  в рамках Дня пожилого человека. Учащиеся готовят открытки, сочиняют поздравления, которые вручают пожилым людям.

   - (СЛАЙД № 15)  

  Большая работа в школе проводится по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста: встречи с ветеранами войны и трудового фронта, участие в городских праздничных шествиях, митингах памяти, КТД, акциях:

-   (СЛАЙД № 16)

 КТД «Папа мой солдатом был, папа в армии служил» и «Спасибо деду за Победу»

-   (СЛАЙД № 17,18)

 Акция «Дети поздравляют ветеранов». Этой акции предшествует КТД – изготовление открыток, сувениров, подарков. Воспитанники кружка «Бисероплетение» делают подарки из бисера.

- ( СЛАЙД №19)

 Несколько лет подряд школа активно принимает участие  в муниципальном мероприятии «Один день армейской жизни».(слайды)      

Данные мероприятия способствуют нравственному развитию и воспитанию младших школьников. Дети, с учетом уже имеющихся знаний, учатся культуре  взаимоотношений,  проявляют заботу о старшем поколении, у детей формируется чувство гордости и уважения к тем, кто завоевывал мир.

   -  (СЛАЙД № 20,21)

    С 2002 г. в школе реализуется программа факультативного курса «Русский фольклор». Через народное творчество дети развиваются, проявляют свои умения фантазировать, участвовать в народных играх, праздниках, а главное приобщаются к народным традициям, постигают культурное прошлое своего  народа, знакомятся с культурой, трудом, бытом наших предков.

  -  (СЛАЙД № 22)  

 Особое место в коллективном творчестве занимает проект «Новогодняя игрушка».  Начиналась эта работа как КТД.  Первого декабря в фойе школы  ставили елку, куда дети могли повесить игрушки, сделанные своими руками. Данный процесс так увлек детей и родителей, что  игрушки некуда было девать. И тогда мы вышли с предложением изготавливать новогодние игрушки для города.  Теперь ежегодно  более 100 игрушек   школа поставляет    на городскую елку.

   -  (СЛАЙД № 23,24,25)

Проект « Безопасная дорога» проводится в рамках месячника и декад по профилактике  ДДТТ.  В школе действует кружок «Юный дорожный патруль», воспитанники этого кружка несколько раз в учебном году  активно  проводят различные акции «Внимание -дети!», «Осторожно, пешеход!», «Впереди каникулы» и т.д.

 Выполняя коллективную задачу,  каждый ребенок может реализовать свои потребности, интересы, моральные качества, способности. При этом снижаются конфликтные ситуации, создаются благоприятные предпосылки для повышения  культуры общения школьников, развития их творческого потенциала.

  -    (СЛАЙД №26)

 Организованный таким образом коллективный творческий труд  обеспечивает комфортное психологическое состояние  каждого и целой творческой группы, коллектива, а детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности человека знающего, коммуникабельного, рефлексивного, способного к саморазвитию.

Выполнение коллективных работ способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому способствует работа по нравственному развитию младших школьников.  

Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность. Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности.

Одним из показателей эффективности нашей работы является изменения в духовно-нравственном поведении  учащихся.  Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей. А также в проявлении у учащихся внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...