Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В стране Знаек» Возрастная категория 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лисицына Людмила Валентиновна

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение Королевская

средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                      

Протокол педагогического совета                                                  

от  29.08. 2016  № 1                                                                                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Королевской СОШ

_________ А. Н. Полухин

01.09. 2016

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«В стране Знаек»

Возрастная категория 1-4 классы

                                                                                                                 

Составитель:

                                                              Лисицына Л.В., учитель

                                                                 начальных классов, высшая

                                                                    квалификационная категория

                     

пос. Королёвский  2016


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «В стране Знаек» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казенного образовательного учреждения Королёвская средняя общеобразовательная школа,  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного   стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Программа внеурочной деятельности  «В стране Знаек» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память,  - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная  сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Отличительные особенности программы:

       В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

        В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А  также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.  Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.        

      Актуальность  программы  позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.

Участники  программы:    учащиеся 1 – 4  класса.

Место курса в учебном плане

     Срок реализации 1год обучения. Общая продолжительность обучения  составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа,  во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия  проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 40 мин во 2-4 классах.    

 Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности

 Задачи программы:  

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

     Основу программы составляют развивающие упражнения:      

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,  умения копировать образец;
  • задания на развитие  мышления;
  • задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.    

 

Формы и методы работы:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Планируемые результаты освоения программы

  • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

      Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.
  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Обучающиеся научатся

 -  логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;

 -  сравнивать предметы, понятия;

 -  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

 -  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

 -  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

 -  концентрировать, переключать своё внимание;

 -  копировать, различать цвета,  анализировать и удерживать зрительный      образ;

 - самостоятельно выполнять задания;

 - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей      рассуждать;

 - находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.    

     Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся  проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по  количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.  

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «В сране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

            Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

марафон.

Формы учета знаний и умений

      Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

  Основной  показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги;  турниры и т.д.)

           Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Содержание программы

Название темы

Кол-во часов

Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

1

Страна «Почитай - ка»

1

Математический КВН

1

Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

1

Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д.

1

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

1

Буквенные головоломки.

1

КВН «Времена года».

1

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

Игра «Цветик – семицветик»

1

Тест «Сравнение», «Алгоритм»

1

Звуковые схемы слова.

1

Причинно-следственные цепочки

1

КВН «Мы друзья природы»

1

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

Анаграммы, шарады.

1

«Рисуй, как я».

1

Игра «что из чего получается»

1

КВН «Пословицы и поговорки»

1

Расшифруй сообщение.

1

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

Игра «что из чего получается?»

1

Тема и главная мысль текста.

2

Необычные задачки.

1

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

Игра «Незнайкин бенефис»

1

Игра «Художник»

1

Тест «Отношения».

1

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

Составление загадок, чайнвордов.

1

Конкурс Эрудитов.

1

Итоговый тест.

1

         

Учебно-тематическое планирование

№№п/п

Тема занятия

Ко-во

часов

Описание примерного содержания занятий

  Примечания

1.

Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

1

Выполнение входного теста, задания на развитие внимания, памяти и мышления.

2.

Страна «Почитай - ка»

1

Учащиеся работают с текстом: читают, отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту.

3.

Математический КВН

1

Конкурсы, эстафеты  по математике.

4.

Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».

1

Игра «Узнай сказку», кроссворд, ребусы и т.д.

5.

Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д.

1

Игры на развитие внимания, памяти, мышления.

6.

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла -  с буквы заглавной я написала».

1

Игровые и развлекательные задания

7.

Буквенные головоломки.

1

Игры с буквами: «составь слово», «Отгадай», «Буква потерялась» и т.д.

8.

КВН «Времена года».

1

Игры «Назови художника», «Кто больше», «Бывает – не бывает».

9.

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

Игры и задания на развитие внимания, памяти, воображения.

10.

Игра «Цветик – семицветик»

1

Интеллектуальная игра – путешествие.

11.

Тест «Сравнение», «Алгоритм»

1

Работа с тестами.

Тест №2

12.

Звуковые схемы слова.

1

Игры на развитие умения делить слова на слоги, выделять звуки в разных позициях в слове, давать характеристику звукам слова.

13.

Причинно-следственные цепочки

1

Учимся устанавливать причинно-следственные связи через различные игры и задания.

14.

КВН «Мы друзья природы»

1

Закрепление знаний о природе, её особенностях, загадки, конкурсы, викторины.

15.

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

Игры на развитие мышления, внимания, памяти.

16.

Анаграммы, шарады.

1

Отгадывание анаграмм, шарад. Прямое и переносное значение слов.

17.

«Рисуй, как я».

1

Графические диктанты, самостоятельное составление подобных диктантов.

18.

Игра «что из чего получается»

1

Учимся расуждать.

19.

КВН «Пословицы и поговорки»

1

Учимся составлять пословицы, объяснять их значение, по началу пословицы, находить её продолжение.

20.

Расшифруй сообщение.

1

Учимся строить текст.

21.

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

Понятие «Симметрия», учимся строить симметричные фигуры.

22

Игра «что из чего получается?»

1

Учимся рассуждать.

23

24.

Тема и главная мысль текста.

2

Чтение сказок. Учимся выделять тему и главную мысль текста сказок.

25.

Необычные задачки.

1

Решение логических задачек

26.

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

Игра на развитие памяти, мышления, обогащение знаний учащихся в разных направлениях.

27.

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей        

28.

Игра «Незнайкин бенефис»

1

Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей.

29.

        Игра «Художник»

1

Работаем с геометрическими фигурами. Развиваем воображение, мышление.

30.

Тест «Отношения».

1

Работа с тестом.

31.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

Игры, викторины и  задания на развитие логического мышления. Решение логических задач – шуток.

32.

Составление загадок, чайнвордов.

1

Развитие творческого мышления, фантазии.

33.

Конкурс Эрудитов.

1

Игры на развитие логики, мышления, внимания.

34.

Итоговый тест.

1

Материально-техническое обеспечение учебного курса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

  1. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.
  1.  5. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  2. 6. М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  3. 7. Э.Вартанян « Крылатые слова»,  М, Астрель, 2001
  4. 8. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  5. 9. В.Волина « Праздник числа» М, 1995
  6. 10. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  7. 11. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
  8.  12. «Речевые секреты» под  редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
  9. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
  10.  13. Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий.

Лист корректировки рабочей программы

Тема занятия по тематическому планированию

Тема занятия после  корректировки

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту



Приложение

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

1 класс

Входной тест

  1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.

Н     Т     1     Ф     2     Б     Г     Д     5     Ю     Т     Я     Ю     К     6     Л     М     9     Р     Ш     6     Э     Н    Т     3     В     О     7     Е     Ж     8     Я      Т     1      С       Ъ     И    4

 П     Т     Д     5     Х     6     Н    М     У     С     К     Е     7      Н      Б      Т      З     Л     8

  1. Реши задачу.

Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?  

  1. Нарисуй недостающую фигуру.

?

  1. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.

НСЕГ            ДАРГ                ДЬЖОД                        ГАУРАД

  1. Продолжи ряд.

1  2  2  2  3  3  3  3 _________________________________...

  1. Реши задачу.

Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня?  _____________

1 класс

Промежуточный тест

  1. Допиши слова, подходящие по смыслу.

Холод – зима, тепло - … .

Помидор – красный, огурец - … .

Человек – ребенок, собака - … .

Морковь – огород, яблоня - … .

  1. Реши задачу.

Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?

_______________

  1. Зачеркни «лишнее» слово:
  • Окунь, щука, кит, карась;
  • Ель, липа, сирень, береза;
  • Сын, друг, бабушка, папа.
  1. Разгадай закономерность и дорисуй.

  1. Учись рассуждать.

На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?

________________

  1. Назови обобщающим словом.
  • Пчела, бабочка - … .
  • Пила, отвертка - … .
  • Франция, Россия - … .
  • Дождь, снег - … .

1 класс

Итоговый тест

  1. Реши задачи.

В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________

Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________

Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________

  1. Зачеркни «лишнее» слово:
  • Окно, волк, коза, бежать, берег;
  • Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
  1. Составь по три слова из букв каждой строки.
  • Б, У, Ы, С, Р  ________________, ______________, ______________
  • О, С, А, К _____________, _________________, _______________
  1. Напиши по аналогии.
  • Птица – крылья, рыба - … .
  • Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
  • Завод – цех, школа - … .
  • Альпинист – горы, пловец - … .

2 класс

Тест «Алгоритм»

  1. Выполни действия. Впиши результаты.
  • Задумай однозначное число;
  • Прибавь 5;
  • Сложи результаты действий 1 и 2 ;
  • Вычти 4 ;
  • Прибавь 10;
  • Вычти удвоенное задуманное число;
  • У тебя получилось 11?

Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.

  1. Нарисуй рамку. Выполни действия:
  • Отметь внутри рамки две точки;
  • Обозначь эти точки буквами А и В;
  • Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
  • Обозначь эту точку буквой С;
  • Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.

Какая фигура у тебя получилась?

  1. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?

Перечисли эти действия в нужном порядке:

  1. _________________;
  2. _________________;
  3. _________________;
  4. _________________;
  5. _________________ .

2 класс

Тест «Сравнение»

  1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
  • Деревянный, удобный, письменный … .
  • Летний, солнечный, праздничный … .
  • Узкий, длинный, кожаный … .
  • Черная, рыхлая, влажная … .
  • Большие, сине, грустные … .
  • Душный, сухой, пыльный … .

  1. Подбери близкие по значению слова.
  • Друг – товарищ.
  • Храбрый - … .
  • Скоро - … .
  • Разломать - … .
  • Думать - … .
  • Редко - … .
  1. Сравни самолет и автобус.

Сходство

Различие

Самолет

Автобус

  1. Какой признак отличия лежит в основе деления:
  • Перелетных и зимующих птиц;
  • Хвойные и лиственные деревья.
  1. Выдели признаки сходства.
  • Песок, крупа - … .
  • Глина, снег - … .
  • Книга, телевизор - … .
  • Чайник, утюг - … .
  1. Напиши красивое сравнение.

Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.

  • Красногрудые снегири похожи на … .
  • Волосы мягкие, как … .
  • Голос звучал нежно, как … .
  1. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.

Например: друг ( старый) шкаф.

  • Настроение ( … ) утро.
  • Обида ( … ) таблетка.
  • Торт ( … ) загар.

Дополнительное задание.

а)  Пропали гласные:

Н … В … Д … Н … Н

К … Р … С … Л

Р … С … Н … К

б) Восстанови порядок букв и получи слово.

ИКОРКДОЛ

ЯЯЛБНО

2 класс

Тест « Отношения».

  1. Определи тип отношений, запиши рядом.
  • Телевизор – экран                         Воробей – утка
  • Брюки – одежда                             Горький – сладкий
  • Почтальон – письмо                       Сегодня – завтра
  • Гололед – перелом руки               Карман – кнопка
  1. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.

а) Вид – род

лето - …

столяр - …

поезд - …

б) Целое – часть

растение - …

рыба - …

воздух - …

в) Противоположности

аккуратный - …

прямой - …

 бросил - …

г) Рядоположности

люстра - …

Буратино - …

 сердце - …

д) Функциональные

уши - …

гитара - …

корова - …

е) Последовательности

седьмой - …

 завтра - …

молния - …

ж) Причина – следствие

игра со спичками - …

долго был летом на солнце - …

погибло много птиц - …

  1. Составить самостоятельно пару понятий:
  • род – вид;
  • рядоположности;
  • целое – часть;
  • причины – следствия.
  1. Зачеркни неверные пары.

Род – вид:            звери – животные.

Противоположные: жара – засуха.

Причина – следствие: утро – вечер.

Последовательные: последний этаж – чердак.

Функциональные: медведь – берлога.

Целое – часть: озеро – глубина.

Рядоположности: река – рыба.

  1. Напиши противоположные понятия:
  • свежая газета - …
  • свежая рубашка - …
  • свежий хлеб - …
  1. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
  • Спортивная обувь, кеды, обувь.
  • Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
  1. Построй сам такую цепочку.

Роза - … - … - … .

Расшифруй слова.

а) М З К - …                         б) Ц Е Л С Н Т И А

К Р К Д Л - …                            И Ч Т О Н К И Л    

З М Л Т Р С Н - …

2 класс

Итоговый тест

  1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
  • Мера длины, равная 100 см, -  …  .
  • Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - …  .
  • Твердое состояние воды непрозрачного цвета - …  .
  • Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз,  - …  .
  • Четырехугольник, у которого все углы прямые,  - …  .
  • Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - …  .
  • Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - …  .
  • Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
  1. Дополни определение.
  • Час – это единица времени.
  • Гроза – это явление природы.
  • Корень – это часть растения.
  1. Самостоятельно составь определение.
  • Дневник – это …  .
  • Делитель – это … .
  • Береза – это …  .
  • Справедливость – это …  .
  1. Вычеркни определения с ошибками.
  • Враг – это человек, который желает тебе зла.
  • Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
  • Чай – это кипяченая вода  чайнике.
  • Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
  • Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
  • Корова – животное, которое дает молоко.
  • Ствол – это древесный стебель.
  1. Объясни своими словами крылатые выражения.
  • Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
  • Глаза – зеркало души.

3 класс

Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

  • мальчик, девочка, бабушка - … .
  • сметана, кефир, майонез - … .
  • Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
  • дуб, баобаб, береза, осина - … .
  • предательство, доброта, честность - … .

б)  Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

  • Вверх – вниз
  • Говорил - …
  • Думать – размышлять
  • Ломать - …
  • Брюки – штанина
  • Рубашка - …
  • 1 2 3 – 2 3 4
  • 3 4 5 - …
  • 3.   Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У                      Я М Л О Н И                        У А К Т Р К

3 класс

Тест «Классификация»

  1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
  • Коза, корова, лось, лошадь - … .
  • в, з, ш, д - … .
  • Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
  • Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
  • Добрый, жадный, честный, голодный - … .
  1. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
  • Ель                                    ромашка                                         шиповник
  • Клен                                 ландыш                                            смородина
  • Береза                              колокольчик                                   сирень

  1. Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

  1. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

Посуда

  1. Произведи классификацию самостоятельно.

Геометрические фигуры

  1. Исправь ошибки в классификации.
  • Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
  • Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
  • Водоемы делятся на океаны и моря.
  1. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
  • Люди делятся на детей и взрослых.
  • Машины делятся на грузовые и легковые.
  • Год делится на зиму, лето, осень, весну.
  • Горы делятся на старые и молодые.
  • Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
  • Час состоит из минут и секунд.

3 класс

Тест «Сравнение»

  1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.

Впиши ответы:

_____________;

_____________;

_____________.

  1. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .

  1. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .

  1. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:

Сходство:                                                    Различие:

_а)_________________                             a)_________________

_b)_________________                             b)_________________

_c)_________________                             c)__________________

_d)_________________                             d)__________________ .

  1. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

Ответ подчерки и объясни.

  1. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.

Ответы:

  1. __________;
  2. __________;
  3. __________ .

* Разгадай загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет,

На все садится,

Тепла боится.

Ответ: ______________ .

3 класс

Тест «Отношения»

  1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

  1. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
  1. Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
  2. 8, 17, 24, 32, 2;
  3. Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

  1. _____________;
  2. _____________;
  3. _____________ .
  1. Укажи родовое понятие:
  1. Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
  2. Пятиугольник, круг, квадрат;
  3. Пчела, муха, бабочка;
  4. Ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________ .
  1. Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)

Итоговый тест за курс 3 класса

  • Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
  • быстрая, бурная, горная, … .
  • крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
  • летняя, теплая, звездная, … .
  • меткая, поучительная, мудрая, … .
  • Вычеркни неверные сравнения.
  • У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
  • Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
  • В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
  • Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
  • Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3

  • Произведи классификацию по любому основанию.

а) Все экосистемы делятся на … .

б) Всех зверей можно разделить на … .

  • Дай группе слов родовое понятие.
  • Яблоко, желудь, шишка - …  .
  • Тополь, кошка, мухомор - …  .
  • Шелк, ситец, вельвет - …  .
  • Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

  • Что это?

…   -  движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.

 …   -  одна сторона листа.

…   -  знаки, с помощью которых записываются числа.

  • Составь определение.

Чемодан – это  …   .

  • Напиши противоположное понятие.
  • Замерз  -  …  .
  • Огорчить  -  …  .
  • Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому …  .

  • Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что  …  .

  • Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.

                                                                                                               Входной тест

4 класс

  1. Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
  2. Назови одним словом, исключив лишнее.
  • Злость, радость, восторг - … .
  • Пингвин, журавль, верблюд - … .
  • Тюмень, Киев, Москва - … .
  • Желудок, позвоночник, череп - … .
  1. Сравнение.

Сравнить – это значит найти признаки … и … .

  1. Классификация.

Сходство

Различие

Книга

Тетрадь

  1. Аналогия.
  • Продолжи по аналогии:
  • Побежал, подарок, походка;
  • 701, 6002, 50003, … .
  • Маленький, умненький, кисленький, … .
  1. Расшифруй слова:

А Г И К Л О  - …                           Е М А В И Н И Н - …

П Т А Я М Ь - …                          Ш Л Ы М Е Е Н И - …

4 класс

Тест «Отношения между понятиями»

  1. Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.

____________

Дятел – птица

Учитель – …

Часы – …

_____________

Улыбнулся – нахмурился

Упрямый – …

 Заболел – …

______________

Книга – страница

Здание – …

Рассказ – …

________________

Чай – кофе

Ручка – …

Землетрясение – …

_________________

Кровь – кислород

Яблоко - …

Овца - …

__________________

Ноябрь – декабрь

Утро - …

1/7 - …

__________________

Грубость – обида

Шутка - …

Дождь - …

  1. Напиши аналогичную пару:

Стол – мебель

Китай - …

Машина – кузов

Паровоз - …

Глаза – картина

Уши - …

Широкий – бескрайний

Безымянный - …

Лето – июль

Рубашка - …

  1. Выполни аналогичное задание.

А)  Лук – связка лука.

сыр - …                                           чай - …

бензин - …                                      песок - …

суп - …                                             клей - …

 молоко - …

Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.

Ель - … - … - … - … .

Апельсин - … - … - … - … .

В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.

  • Вымыть посуду.
  • Передохнуть.
  • Справиться с напряжением.
  • Находиться в отпуске.
  • Тянуть лямку.
  • Гнуть спину.
  • Испытывать судьбу.
  • Потерять почву под ногами.

4 класс

Тест «Язык и логика»

  1. Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
  • Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
  • Зимой в саду расцвели яблони.
  • Внизу над ними расстилалась пустыня.
  • В ответ я киваю ему рукой.
  • Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
  • Сорняки шипучи и плодовиты.
  • Настоле лежала карта нашего города.
  • Самолет сюда, чтобы помочь людям.
  • Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
  • Дети страдали от недоедания пищи.
  1. Закончи фразеологизмы:
  • Ни к селу, … .
  • В час по … .
  • Как снег … .
  • Совать нос … .
  • … из мухи … .
  1. Продолжи пословицы.
  • Январь – году начало, зиме … .
  • … всякий молод.
  • Красна птица пером, а человек … .
  • Крепкую дружбу … .
  • Мал золотник, да … .
  1. Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
  • Вести честную игру.
  • Играть со смертью.
  • Быть хозяином своей судьбы.
  • Играть по правилам.
  1. Объясни смысл следующих фразеологизмов:
  • с  минуты на минуту;
  • утереть нос;
  • перемывать кости;
  • говорить в глаза.
  1. Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
  • полной темноте;
  • том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
  • делах, которые идут успешно, удачно;
  • том, что одно плохое портит много хорошего.
  1. У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.

Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.

  1. Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
  • Я под синим пулогом
  • На холме полугом.
  • Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
  • На двери замка ни … .
  • Живет щегол здесь – первый … .
  • И утром белка из …
  • Ему готовит гоголь-моголь.

4 класс

Тест «Языковая логика»

  1. Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
  • дом                                           бабочка
  • книга                                         лекарство
  • класс                                          дорога  
  • аппетит                                      взгляд
  • лето                                             кресло
  1. Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.

Хлеб – ручка.

а) …

б) …

  • Вымыть посуду.                                    В мгновение ока.
  • Передохнуть.                                         Пока еще не поздно.
  • Справиться с напряжением.              Лучше поздно, чем никогда.
  • Находиться в отпуске.                         В два счета.
  1. Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.

Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.

  1. Объясни смысл следующих сравнений:
  • Медвежья услуга - … .
  • Заячья душа - … .
  • Волчьи законы - … .
  1. Найди синонимы и подчеркни их.
  • Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
  • Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
  • Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
  1. Угадай многозначное слово.
  • Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
  • Часть книги ( … ) часть дерева.
  • Древнее оружие ( … ) овощ.
  • Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
  • Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
  1. Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
  • Свежая газета - …
  • Свежая рубашка - …
  • Свежий воздух - …
  • Свежие новости - …
  1. К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
  • ____________________________ хвост, холод.
  • ____________________________ характер, перстень.
  • ____________________________ нервы, труба.
  • ____________________________ жизнь, конфета.
  1. Реши анаграммы и исключи лишнее слово.

К О Х Й Е К

СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т

4 класс

Конкурс эрудитов

  1. Закончи фразеологизмы.
  • Ни в зуб … .
  • Как снег … .
  • Ждать у моря … .
  • Язык … .
  1. Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.

Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.

  • ГОР ( … ) ОЛАД.
  • КАБ ( … ) ОШКО.
  • ЗА ( … ) ЕЦ.
  1. За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
  2. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.

Какие эпитеты употребляются со словами:

  • Ночь                                              Сокол
  • Вода                                              Леса
  • Горы                                              Поле
  • Солнышко                                    Реки
  1. Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.
  2. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
  3. Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:

… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.

  1. В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.

Печальная береза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят.

И радостен для глаза

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы (заря)

Я наблюдать за ней.

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

  1. Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.

Ю К И Л Т

Л Ю Т А Н Ь П

ОЗАР
А Л И Ф К А

  1. Вставь пропущенное слово в паре по аналогии  с первой парой:

Квадрат – куб;                               d) Жара – зной;

Треугольник  - …;                               Смелый - …;

Дуб – дерево;                                  e) Дерево – ствол;    

Стакан - …;                                            Человек - …;

Река – озеро;                                     f) Молоко – сыр;

Яблоко - …;                                             … - печенье.

  1. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
  • Куй железо, пока горячо.
  • Один в поле не воин.
  • Лес рубят – щепки летят.
  • Не все золото, что блестит.
  • Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс

Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс

   Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государст...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...