Классный час на тему "Путешествие в мир доброты". 2 класс «Б»
классный час (2 класс) на тему

Баркова Галина Владимировна

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

 – формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

 – развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 – формировать умение совместно работать в группе;

 – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu_dobrota.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Путешествие в мир доброты". 2 класс «Б».

 

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

 – формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

 – развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 – формировать умение совместно работать в группе;

 – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Оборудование: презентация, запись песен «Песня о дороге добра», «Если добрый ты».

Ход урока.

1. Орг. момент

 - Дорогие ребята меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

2. Определение темы классного часа

 - Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его с удивительной песни.

 Слайд 1

 - Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? Да, доброте.

 Слайд 2

 - А что такое доброта? С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?

 - Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.

3. Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».

 - Прослушайте стихотворение Ю. Друниной

Стираются лица и даты,

 Но всё ж до последнего дня

 Мне помнить о тех, что когда-то

 Хоть чем-то согрели меня.

 Согрели своей плащ-палаткой,

 Иль тихим шутливым словцом,

 Иль чаем на столике шатком,

 Иль попросту добрым лицом.

 Как праздник, как счастье, как чудо

 Идёт Доброта по земле.

 И я про неё не забуду,

 Как я забываю о зле…

- О чём это стихотворение? Какова его основная мысль?

- Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)

 - Что значит добрый человек?

- О добром человеке говорят: «В нём живёт доброта». В народе говорят: «Доброта, что солнышко!» Что это значит? (Солнышку все рады, и доброму человеку тоже.)

 - Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Слайд 3 – 4

- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Слайд 5 – 6

- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

Слайд 7 -8

- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

 - Так какие три понятия доброты мы узнали?

Слайд 9

4. Остров пословиц.

 - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

          Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Доброе слово и железные ворота открывает.

 Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

 Добро сделанное втайне, оплатится явно.

- Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

Слайд 10

- В чём заключается смысл каждой пословицы?

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы вокруг нас были добрые люди? (Надо подарить добро другим людям, и люди вокруг нас подобреют.)

5. Город вежливости

 - Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город вежливости.

а) Разминка

 - Растает даже ледяная глыба

 От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит.. (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

 Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

 Говорим … (извините, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

 На прощанье говорят …(до свидания)

б) Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.

Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”

Обещал отцу Петрусь:

 Я за вежливость возьмусь,

 Буду всех благодарить,

 Первым “здравствуй” говорить

Вот мальчишка со стараньем

 Выполняет обещанье.

 Видит – утром у сторожки

 Дремлет сторож на порожке:

 На посту он ночь не спал,

 Только-только задремал.

 А Петрусь как заорет:

 - С добрым утром, дед Федот! –

Дед ругнул его спросонок:

 - Убирайся, постреленок!

 Вот Петрусь догнал Яринку

 Да как дернет за косынку:

 - Ты куда, Яринка, стой!

 Я здороваюсь с тобой! –

 Та отпрянула в сторонку –

 Как невежлива девчонка!

 Нёс знакомый стопку книг,

 А Петрусь с ограды – прыг!

 Чуть не сел ему на плечи!

 - Извините, добрый вечер!

 - Ты, – знакомый закричал, –

 - И невежа, и нахал!-

 Петя очень удивлен:

 Разве был невежлив он?

- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

 - Вы сейчас увидите еще один пример неудачного применения волшебных слов. Сценка “Очень вежливый индюк”

Объявился в доме вдруг

 Очень вежливый индюк

 Раз по двадцать в день,

 Не реже, он кричал:

 “Эй, вы, невежи!”

 Заходите что ли в гости

 Поучиться вежливости.

 “Я и сам, – кричал индюк, –

 Доктор вежливых наук.

 И жена моя – пример

 Замечательных манер.

 Даже, когда спит она,

 Видно, что воспитана.

 Не стесняйся, ты, осел,

 Заходи, садись за стол.

 Что же ты молчишь как рыба?

 Говори: “Приду, спасибо!”

 Ты не будь свиньей, свинья,

 Ждет тебя моя семья!

 Только раньше бы умыла

 Ты свое свиное рыло!”

 Как ни бился он, однако,

 К индюку никто не шел –

 Ни корова, ни собака,

 Ни хавронья, ни осел.

 Поседел индюк от злости:

 “Не идут нахалы в гости!

 Зря пропали все труды,

 Все они балды, балды!”

 И добавил с высоты своего величия:

 “Не усвоили скоты правила приличия!”

- Так отчего же зависит сила волшебных слов? Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

6. Культура общения

 - Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

 Права ли была девочка?

 (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

 Какие ошибки допустил мальчик?

 1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время )

Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”

 Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

 (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

 (Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

7. Сказочная долина

 - Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

 - Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?

 ( Шляпа, цветик - семицветик, аптечка, сапожек, розы, собачка)

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

 2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

 3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

 4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)

 5. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

 6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

 Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

8.Физминутка. Игра «Топ – хлоп»

 - А сами вы умеете отличать добрые поступки от злых?

- Сейчас мы проверим!

    Хорошие поступки – дети хлопают в ладоши, плохие – топают.

- Здороваться, помогать маме, рвать цветы, кормить птиц, обманывать, Убирать игрушки и т. д.

9. Страна верных друзей

 - Ребята, а сейчас ещё с одним сказочным героем вы встретитесь, просмотрев отрывок из мультфильма.

 Слайд 12

 - Скажите, как отблагодарили лесные жители зайца за его доброту?

 Слайды 13, 14

 - Думал ли он о выгоде, когда совершал добрые поступки?

- Как вы думаете у добрых людей много друзей? Почему? (Потому что добрый человек никого не обижает, не обзывается, не толкается. Друзьям с ним весело, интересно. Они приглашают его в гости, дарят подарки, угощают, не хотят с ним расставаться)

- Вам хотелось бы подружиться с таким человеком?

- Есть такой закон Вселенной: чем больше добра и радости вы подарите людям, тем больше добра вернётся к вам. Поэтому все народы на нашей Земле стараются говорить хорошие слова и приветствия, желая друг другу добра при встрече.

10. Правила доброты.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Слайд 15

Помогать людям.

Защищать слабого.

Делиться последним с другом.

Не завидовать.

Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.

 Не захватить, а отдать.        

11. Добрая земля.

- Все мы с вами растём и совершаем разные поступки. От хороших поступков солнце становится ярче, от плохих – лучики добра гаснут. Обидел друга – лучик погас, толкнул девочку – ещё один лучик пропал, маму огорчил – ещё лучик потерял. Погаснут все лучики – станет сердце холодным и злым. Давайте беречь доброту в своих сердечках и делать добрые дела. Проснулись утром, что вы скажите маме?

- Доброе утро!

- Покушали, что нужно сделать?

- Поблагодарить.

- Ищет бабушка очки. Что нужно сделать?

- Надо ей помочь разыскать их.

 Благодаря вашим добрым поступкам, пусть пока только в сценке, но ведь вы и в жизни так поступите, если это случится именно с вами, мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.

12. Изготовление коллажа.

 - Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.

развязный

 аккуратный

 доброжелательный

 вежливый

 грубый

 неучтивый

 умеет прощать обиды

 чуткий

 отзывчивый

 помогает в беде

 часто ссорится

 вспыльчивый

 скромный

 общительный

 ласковый

 веселый

 счастливый

 наглый

 внимательный

 жадный

 крикливый

- Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.

 - Кто же населяет эту землю? Вторая команда подумает и наклеит на эту землю только тех людей, которых она считает добрыми.

 - Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.

13. Рефлексия.

 - Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?

 - Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

14. Итог

 - Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

 - А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Слайд 16

Добрые слова – корни

 Добрые мысли – цветы

 Добрые дела – плоды

 Добрые сердца – сады.

 Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Используемые ресурсы:

 festival.1september.ru/articles/314477/

 http://www.pedsovet.su/load/11-1-0-1748

 Внеклассные мероприятия, 3 класс, Москва «Вако» 2005

 DVD video. Прокатное удостоверение № 259701864. « Приключения кота Леопольда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В Стране Вежливости и Доброты"

Классный час содержит конспект занятия и презентацию, сопутствующую уроку....

Классный час "Поговорим о вежливости и доброте".

Говорим о нормах поведения в различных жизненных ситуациях....

Классный час "Поговорим о вежливости и доброте".

Говорим о нормах поведения в различных жизненных ситуациях....

Классный час " В Царстве вежливости и доброты"

Классный час " В Царстве вежливости и доброты"   Задачи: – познакомить с понятием “вежливость”, показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи “вежливы...

Классный час "Да здравствует вежливость и доброта!"

Вежливость и доброта-качества воспитанного человека.Все мамы на свете хотят видеть своих детей вежливыми и добрыми...

Классный час на тему: "Что такое доброта?" 2 класс

Классный час на тему "Что такое доброта?" 2 класс...

Конспект классного часа на тему: «Поговорим о доброте», 2 класс

Цели: Развитие представлений учащихся о доброте и зле;Формирование нравственных качеств учащихся: воспитывать доброжелательность, уважение к старшим, друг другу;Осмысление категории «доброта&raq...