внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления. Занятие кружка "Эрудит"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Еремкина Ольга Петровна

Внеклассное мероприятие "Хочу всё знать" относится к внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления. На занятии учащиеся в игровой форме узнают законы математики, физики,химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1

Хочу все знать.

Занятие кружка «Эрудит» в 3 б классе

Учитель начальных классов Еремкина О.П.

2015 г.

Внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления

 Кружок «Эрудит»

 Тема.  Хочу всё знать.

Цель:  привить учащимся любовь к точным наукам, развить мышление, эрудицию, творчество мыслей, желание быть полезным, ценить свой труд и труд других.

Способствовать развитию математических способностей учащихся, сообразительности,    любознательности, логического мышления, внимания, памяти, речи.

 Способствовать повышению уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Звучит песня  «Сто тысяч почему живут на белом свете, сто тысяч почему гуляют по планете»  (Слайд.Почемучки)

2. Дети по очереди задают вопросы

-Почему стекла днем кажутся темными?

-Почему у воробья летом  перья лежат плотно, а зимой взъерошены?

-Почему черепаха плачет , выходя из воды?

-Почему плодовые деревья вблизи  больших озер долго не распускаются?

-Почему идти вверх по лестнице труднее, чем спускаться вниз?

-Почему двойные рамы предохраняют помещение от холода зимой?

-Почему вода в реках и озерах не замерзает до дна?

-Почему утки и гуси ходят переваливаясь?

 -Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее?

 -Отдыхает ли сердце, если да , то как?

Учитель. Вокруг нас множество самых обыкновенных вещей, к которым мы настолько привыкли, что не замечаем их, а порой ничего о них и не знаем! А нужно лишь задуматься и задать себе вопросы: «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Когда?» и нам откроются удивительные истории. У каждой вещи, предмета, как и у человека, своя биография, своя история!

Из всех живущих на земле, человек – самый непредсказуемый и любопытный! Так уж он устроен, что постоянно находится в поиске – все ему интересно, увлекательно. А самые любопытные – это конечно, вы, дети!

II. Сообщение темы

Сегодня,   мы познакомимся с науками, которые помогают людям ответить на многие вопросы, проведём опыты, представим результаты своих мини-исследований. Будем развивать свой кругозор, любознательность.

III. Математические загадки.

1. Значение математики.

 -Скажите, как называют людей, которые занимаются  научной работой, исследованиями. (Учёные)

- Какие науки вы знаете?

-Когда вы перейдёте в среднее звено школы, то познакомитесь с очень интересными науками физикой химией, историей, географией, биологией.

Уже с 1 класса вы изучаете математику

«Царицей всех наук» называл математику немецкий учёный, «король математики» Карл Фридрих Гаусс.  (Слайд. Портрет и высказывание учёного)

Математика! Это мир чисел, формул, новых машин.

Мир без математики был бы неинтересен. Не было бы научных открытий.

Разве построили бы воздушные лайнеры наши замечательные конструкторы  без математических формул и вычислений?( Слайд. Воздушные лайнеры)

 Не будь математики, мир не знал бы Юрия Гагарина, совершившего 12 апреля 1961 года  полет в космос на корабле «Восток». (Слайд. Ю. Гагарин)

 Люди не могли бы исследовать моря, океаны. (Слайд. Исследование океанов)

Ученик. Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,

    Надо многое знать, надо много уметь!
   И при этом, и при этом вы заметьте-ка, друзья,
   Очень важная наука - математика!

2. Звучит песня «Мы в город Изумрудный..»

-Ребята, вы узнали, кто к нам пришёл? (Элли , Страшила, Дровосек)

Сегодня у нас в гостях герои сказки «Волшебник Изумрудного города». Кто написал эту сказку ? Какие ещё произведения Волкова читали?

Вы, конечно, помните историю девочки Элли, которую ураган забросил в волшебную страну. Она отправилась искать волшебника Гудвина в Изумрудный город в надежде, что он поможет ей вернуться домой.

А с какой просьбой обратился к Гудвину Страшила?

Страшила Моя голова набита соломой. Я  попросил у Гудвина  мозги. Он дал мне волшебный квадрат. Если я разгадаю его тайну, у меня появятся мозги.  Но чтобы понять  действие  волшебного квадрата надо знать математику.

Элли. Так может ребята тебе  помогут.

3. Работа с волшебным квадратом.

Учитель. Конечно, помогут. Квадрат действительно волшебный. ( Слайд. Квадрат)Untitled-2

— Закройте любые 4 рядом находящихся числа, а я вам назову их сумму.  (Страшила закрывает любые 4 числа, учитель называет сумму закрытых чисел)

( Числа открываются. Дети считают сумму закрытых чисел)

Учитель. Хотите узнать, в чём секрет? Разгадка в том, что сумма чисел в пяти соседних клетках всегда равна 20. Убедитесь. Видя, что в пятой клетке стоит 3, мы находим  20 – 3 = 17.

Учитель Какой закон математики надо знать?(Из суммы вычесть известное слагаемое получаем неизвестное слагаемое)

 Страшила, попробуй  угадать ты сумму чисел. (Один из учеников закрывает числа. Страшила узнаёт сумму. Дети проверяют)

Страшила. О, у меня появились мозги!

4. Работа в группах.

У каждой группы волшебный квадрат. Дети закрывают 4 числа, один из группы узнаёт сумму, остальные проверяют.  

В качестве приза, все участники получают такой квадрат.

Учитель. Теперь вы можете показывать фокус близким.

А тебе, Страшила совет:  познакомься с математикой.

— «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».                                                                                                         М.В. Ломоносов  (Слайд. Учёный и его высказывание)

III. Физические опыты.

Дровосек. А я попросил у Гудвина  отважное сердце. Он дал мне вот эти шарики и сказал : «Если ты пронесёшь эти шарики через королевство злой Бастинды, то получишь отважное сердце». Но, к сожалению, шарики лопались один за другим от стрел и огня  Бастинды. ( Спицей лопает шарик)

Учитель. Мы поможем тебе дровосек. Послушай, какую сказку я тебе расскажу

"В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству - Природа, а королевой в царстве Природы была, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица . Она была (Слайд)

Фокусница        

        Изобретательница  

        Замечательная       

        Интересная            

        Красивая                  

                                Аккуратная        

И звали её (физика)

Из столетия в столетие училась она разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем. Но человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой.

Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди не знали, почему это все происходит, и часто погибали. (Слайд. Явления природы)

И это очень сильно огорчало королеву. Тогда-то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их на пользу себе.

Армия королевы все увеличивалась, и стали появляться в ней свои сержанты и командиры, а среди них - ученые-гиганты, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы".

Вот они - великиеучёные: Архимед, Аристотель, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Лев Давыдович Ландау, Джеймс Максвелл, Майкл Фарадей, Константин Эдуардович Циолковский и многие другие, и, конечно же, легендарный ученый Альберт Эйнштейн. (Слайды.  Портреты учёных)

Физика поможет тебе дровосек сохранить шарики.

Опыт1. Наклеить кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" . Объявить, что сейчас проткнете шар, а он не лопнет! И смело втыкайте шило или спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки. 
Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

Дети пробуют проколоть шарить самостоятельно 2раза.

Опыт 2. Понадобится свечка, один надутый и один новый воздушный шар (этот второй шар надо наполнить водой из-под крана, а потом надуть и завязать так, чтобы вода осталась внутри).
Зажгите свечу, поднесите обычный шарик к огню - как только пламя его коснется. он лопнет. А теперь "поколдуйте" над вторым шариком и объявите, что он больше не боится огня. Поднесите его к пламени свечи. Огонь будет касаться шара, но с ним ничего не произойдет!
Этот фокус наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность". Секрет фокуса в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

Учитель. Вот тебе дровосек в подарок сердце ( воздушный шарик в виде сердца). Оно не только смелое, но и доброе. Помогай всем кто нуждается в твоей помощи. От доброты даже бумажные цветы могут распускаться.

Ученик. Как же могут бумажные цветы распускаться?

Учитель. А вот сами сейчас увидите.

Каждой группе раздаётся

  • Цветы, сделанные из бумаги для принтера и фильтрованной бумаги
  • пинцет
  • широкие сосуды с водой
  • Ромашки из бумаги для принтера, раскрашиваем серединки в желтый цвет.
  • Ромашки из фильтровальной бумаги, раскрашиваем серединки в синий цвет.
  • Лепестки ромашек складываем к серединке.
  • Кладем закрытые цветы на воду. Наблюдаем, как ромашки распускаются.

Ода воде.

Без чего не может жить человек? Правильно, без воды ему, как и всему живому, сложно. Все на ней завязано, как ни крути.

Вот и в этом опыте без воды не обойтись. И даже бумага для нашего эксперимента была создана при ее непосредственном участии. И дерево, которое пошло на изготовление бумаги, выросло благодаря ей же…

Ну, достаточно воды. Вернемся к опыту и поговорим о цветах бумажных.

С чего бы это им «распускаться» на воде? Для ответа на этот вопрос обратимся к составу, способу изготовления и свойствам бумаги.

Для изготовления бумаги используют преимущественно растительные вещества, обладающие длинным волокном и не растворимые в воде. В основном, это целлюлоза, содержащаяся в древесине. Она обладает свойством при смешивании с водой создавать однородную пластичную массу. (Слайд. Изготовление бумаги)

Волокна целлюлозы размалывают до размера 1-2 мм, смешивают с различными добавками разбавляют водой. Затем прессуют и сушат.

В результате получается пористо-капиллярный плоский материал, волокна которого связаны между собой, в основном. За счет этого обычная бумага при размачивании водой теряет механическую прочность. А, например, в керосине или масле, прочность бумаги не изменится.

Сгибая бумагу, мы, тем самым, создаем излом и изменяем ее толщину на месте сгиба. Бумага не обладает достаточной упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Но при попадании в воду связи между молекулами ослабевают, и она, впитывая жидкость, как бы набухает. Деформированный участок от сгиба становится толще, и бумага распрямляется.

Бумага для фильтров содержит минимальное количество примесей, а, следовательно, в ней больше целлюлозы, чем в обычной бумаге. Поэтому она распрямляется практически моментально.

IV. Химические опыты.

Элли. А мне Гудвин пообещал, что вернёт меня домой, если я смогу написать письмо, на котором не будет видно букв. Я не знаю, как это сделать.

Учитель. Я хочу познакомить тебя и ребят с удивительной наукой химией, которая и поможет нам написать невидимое письмо.http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1428/d-1427872/1427872_html_6724808d.png

Химия – наука о веществах. Веществ очень много, и все они разные. Одни твердые, другие жидкие, третьи газообразные. Одни вредные, другие полезные, третьи – опасные  (Слайд. Химические приборы) Ещё в 18 веке М.В.Ломоносов сказал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».  (Слайд с высказыванием)Химия играет огромную роль в жизни человеческого общества, по уровню развития химической науки и промышленности судят об уровне развития страны На открытиях великого русского ученого Дмитрия  Ивановича Менделеева построена вся современная химия.  Он создал периодическую систему  химических элементов. (Слайд портрета учёного и таблица химических элементов).  Большой вклад в развитие химии внесли учёные:

Химия является незаменимым помощником в нашей жизни. Трудно найти ту область, где не были бы использованы те или иные химические средства. За примерами далеко ходить не надо. 
    Избавиться от комаров, мух, тараканов и грызунов поможет бытовая химия, которая знакома каждой хозяйке. А чистящее -моющие средства, а стиральные порошки, а полироли и средства по уходу за полом? Ну как же без них обеспечить чистоту в доме! 
    Каждый, кто имеет свой участок земли, использует химические удобрения и защищает посев от нашествия грызунов и прочих вредителей.  Любой человек, делающий ремонт в своём доме, использует лаки и краски , которые также являются смесью различных химических веществ. Всяческие «жидкие гвозди», «моментные» клеи и даже прочно вошедшие в наш быт металлопластиковые окна – это тоже продукт химической промышленности!  Вряд ли какая современная красавица не пользуется лаками для волос и ногтей, тушью для ресниц и помадами, созданными с помощью различных химических соединений. Можно ещё много перечислять областей, где человек использует химические вещества.

( Слайды) Узнайте у взрослых, где в вашем доме поселилась химия.

-Ну,  а теперь вернёмся к письму. Посмотрите на этот лист бумаги. На нём

что написано? (Чистый) (погладить утюгом –появляется надпись «Химия»

 Опыт 1.  Каждой группе учащихся раздаётся лист бумаги, молоко, кисточка.

- Написать или нарисовать что-нибудь молоком, окуная в него кисточку. После высыхания прогладить утюгом - и написанное станет видимым.
Это происходит из-за того, что белок, содержащийся в молоке, пригорает при температуре гораздо меньшей, чем бумага. Поэтому при нагревании бумага остается белой, а молоко уже темнеет.

Еще сто лет назад этим способом тайной переписки пользовались различные люди, чаще заключенные, которым открытая переписка была запрещена. Для того, чтобы послания не вызывали подозрений, их писали не на чистых листах, а в книгах – между строк.

- Элли, ты выполнила задание Гудвина и теперь можешь возвратиться домой.

А я вам хочу показать ещё один интересный опыт.

Опыт 2. 

  • колба
  • раствор перекиси водорода 6%
  • жидкое мыло
  • аммиак
  • медный купорос

 Перекись водорода является нестабильным веществом и очень быстро разлагается на воду и кислород. Катализатор, мы взяли сульфат аммония, ускоряет реакцию, а жидкое мыло делает ее более наглядной. 

В колбе смешиваем раствор перекиси водорода и жидкое мыло.

Аммиак смешиваем с медным купоросом, получая сульфат аммония.

Доливаем полученный раствор в колбу. Наблюдаем бурную реакцию пенообразования. Мыльный раствор не дает кислороду «улететь». Пузырьки выделившегося кислорода обволакиваются слоем молекул мыла и поднимаются на поверхность. Соприкасаясь друг с другом, они образуют ячеистую структуру – пену. Пена получается плотной и долго не оседает из-за низкого содержания воды.

V.Итог. 

Элли , Страшила и Дровосек говорят ребятам спасибо за помощь.

Закончить наше занятие я хочу словами французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля «Величие человека - в его способности мыслить». (Слайд с портретом учёного и высказыванием)

Чтобы многое знать и уметь, надо быть любознательным, подружиться с книгой

Гимн Знайки и его друзей

Энтин Юрий

Из т/ф "Незнайка с нашего двора"

Чтобы воды бурных рек

Повернули вспять,

Надо в наш научный век

Все на свете знать.

Чтоб не лить напрасно слез

И не ведать бед,

Надо на любой вопрос

Точный знать ответ.

Над тайнами природы

Откроем мы завесу,

Посредством приобщения

К научному прогрессу.

Чтобы в случае чего

В панику не впасть,

Надо всем до одного

Заниматься всласть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....

Методические разработки к занятию по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Интеллект +".

Материалы содержат конспект занятия по математике, презентацию, рабочий лист учащегося , задания по группам, раздаточный материал....

Занятие по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Школа грамотеев. Русский язык» для 4 класса Тема: «Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Анаграммы».

Материал занятия по внерочной деятельности нацелен на формирование интереса к изучению русского языка и проектной деятельности школьника. В процессе выполнения разнообразных и интересных упражнений,на...

Конспект занятия внеурочной деятельности Общеинтеллектуальное направление Тема: На что похоже? (многоугольники).

Конспект занятия внеурочной деятельностиОбщеинтеллектуальное направлениеТема: На что похоже? (многоугольники)....