«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА»
рабочая программа (2 класс) на тему

Медова Светлана Евгеньевна

Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия кружка «Мастерская Самоделкина» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастерская Самоделкина158.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «КОМСОМОЛЬСКАЯ СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

«МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА»

МЕДОВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

Цель:  раскрытие творческого потенциала ребёнка; приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

     Задачи:

· закрепить уже приобретенные ранее знания, умения, навыки работы с текстильным материалом, бумагой, клеем, пластилином;

· формировать у школьников навыки проектной деятельности.

· развитие способности к самовыражению в творческой проектной деятельности.

· мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации

 Программа внеурочной деятельности «Мастерская Самоделкина»  может быть использована в начальной школе начиная с 1-го класса. Программа рассчитана на 33 ч (1 ч в неделю). Программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология» за счет введения разнообразных видов мастерства. 

         На кружке   «Мастерская Самоделкина» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.

Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.

Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия кружка «Мастерская Самоделкина» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.

Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

1) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Познавательные:

Общеучебные:

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2)  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические:

1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 Постановка и решение проблемы:

1) формулирование проблемы;

2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Регулятивные:

1) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 

2) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

3) оценка результатов работы.

Коммуникативные:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2) управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;

3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Предметные:

1) должен знать: правила создания предметной и информационной среды и уметь применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;

2) должен уметь: использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

Отличительной особенностью данной программы является структура деятельности учителя и ученика

Сроки  реализации программы

Возраст учащихся – 7- 8 лет

Количество обучаемых – 25 человек

Программа рассчитана на 1 год

Организация деятельности  младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

принцип  деятельности;

принцип вариативности;               

принцип творчества.

Основные формы организации деятельности на занятиях:               

коллективная;               

индивидуальная;               

групповая.

Формы контроля знаний

      Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами необходимо:

 1) постоянно поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то;

 2) исключить отрицательную оценку и результатов его действий;

 3) сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.

Оценка деятельности учащихся происходит по следующим критериям:

качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в    целом;

степень самостоятельности;

уровень творческой деятельности.

п/п

Наименование разделов

Максимальная  нагрузка учащегося (ч)

Виды самостоятельной работы

теоретическое обучение

практическая работа

экскурсии

1  

Работа с природным материалом

8

1

6

1

    2    

Работа с пластичным материалом

4

1

3

3

Мастерская Деда Мороза

4

1

3

4

«Народная вышивка"

4

1

3

5

Работа с текстильным материалам

8

1

7

6

Работа с бумагой и картоном

5

1

4

7

Итого

33

2

29

2

Тематическое планирование

 

Календарно – тематическое планирование занятий кружка

«Мастерская Самоделкина» 1 час в неделю (33 часа)

№ п/п

Дата

Тема занятия

         

 2.09.

1.Работа с природным материалом. 8 часов

1.

Экскурсия в лесопарковую зону, сбор природного материала. Групповая деятельность.

Личностные УУД:

-оценивать  жизненные  ситуации  (поступки,  явления,  события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в  предложенных  ситуациях  отмечать  конкретные  поступки,  которые можно оценить как хорошие или плохие;

   –  называть  и  объяснять свои  чувства  и  ощущения  от  созерцаемых    предметов     материальной       среды,   объяснять     своё   отношение к поступкам  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей;

   –   самостоятельно      определять      и  объяснять      свои   чувства   и  ощущения,  возникающие  в  результате  наблюдения,  рассуждения,    обсуждения,      самые     простые     общие    для    всех   людей   правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

   – в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые  правила  поведения,  делать  выбор,  какой  поступок  совершить.

Регулятивные:

   –  определять  и  формулировать  цель  деятельности    с  помощью воспитателя;  

   – проговаривать последовательность действий;  

   – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе  

коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;

   –  с  помощью  воспитателя объяснять  выбор  наиболее  подходящих  для выполнения задания материалов и инструментов;

   –  учиться  готовить  рабочее  место  и  выполнять  практическую  работу  по  предложенному  воспитателем плану;

   –  выполнять  контроль  точности  разметки  деталей  с  помощью  

шаблона.

Познавательные:

   –  ориентироваться  в  своей  системе  знаний:  отличать  новое  от  уже известного с помощью воспитателя;  

–  делать    предварительный       отбор   источников      информации;

   –  перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  результате совместной работы всего класса;

   – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

   –  преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую  –    в  изделия.

Коммуникативные:

   –  донести  свою  позицию  до  других:  оформлять  свою  мысль  в  рисунках, доступных для изготовления изделий;

   – слушать и понимать речь других.

Совместно   договариваться   о   правилах   общения   и   поведения   в  школе и следовать им.

Знать и применять правила безопасности труда.

Уметь правильно использовать инструменты и приспособления в работе.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений.

Анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.

Моделировать формы средствами различных материалов.

2.

09.09.

Аппликации из осенних листьев. Индивидуальная деятельность.

3.

16.09.

Составление букетов из осенних цветов. Индивидуальная деятельность.

4.

23.09.

Составление композиции из осенних овощей и фруктов. Индивидуальная деятельность.

5.

30.09.

Составление композиции из осенних овощей и фруктов. Индивидуальная деятельность.

6.

07.10.

Изготовление аппликаций из фасоли. Индивидуальная деятельность.

7.

14.10.

Поделка из шишек «Лесовичок». Индивидуальная деятельность.

8.

21.10.

Разноцветные бабочки из природного материала. Индивидуальная деятельность.

2. Работа с пластичным материалом. 4 часа

9.

28.10.

Народное творчество. Кулинария. Лепка из соленого теста. Ознакомление с материалом.

10.

11.11.

Изготовление теста. Индивидуальная деятельность.

11.

18.11.

Изготовление фигурок из теста. Индивидуальная деятельность.

12.

25.11.

Раскраска фигурок. Индивидуальная деятельность.

3. Мастерская Деда Мороза.  4 часа

13.

02.12.

Вытананки. Ознакомление с техникой.

14.

09.12.

Изготовление объемных снежинок. Групповая и индивидуальная деятельность.

15.

16.12.

Изготовление вытананок на стекло. Групповая и индивидуальная деятельность.

16.

23.12.

Изготовление вытананок на стекло. Коллективная деятельность.

4. Народная вышивка.   4 часа

17.

13.01.

Ознакомление с мордовским национальным орнаментом.

18.

20.01.

Виды ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила техники безопасности при работе с иглой. Коллективная работа.

19.

27.01.

Технология выполнения строчки косых стежков. Индивидуальная деятельность.

20.

03.02.

Технология выполнения строчки косых стежков. Индивидуальная деятельность.

5. Работа с текстильным материалом.         8 часов

21.

10.02.

Ткачество. Ознакомление со структурой тканей, переплетением нитей.

22.

17.02.

Изготовление модели ковра способом  переплетения полосок бумаги. Индивидуальная деятельность.

23.

24.02.

Работа с разметкой на ткани. Обезьяна. Групповая и индивидуальная деятельность.

24.

02.03.

Изготовление символа Нового года – Обезьянки. Индивидуальная деятельность.

25.

09.03.

Изготовление символа Нового года – Обезьянки. Индивидуальная деятельность.

26.

16.03.

Работа с разметкой на ткани по шаблонам. Мышка. Индивидуальная деятельность.

27.

23.03.

Изготовление мягкой игрушки. Мышка. Индивидуальная деятельность.

28.

06.04.

Изготовление мягкой игрушки. Мышка. Индивидуальная деятельность.

6. Работа с бумагой и картоном. 5 часов.

29.

13.04.

Ознакомление с объемными аппликациями.

30.

20.04.

Изготовление объемной аппликации «Курочка Ряба». Индивидуальная деятельность.

31.

27.04.

Изготовление объемной аппликации «Курочка Ряба». Индивидуальная деятельность.

32.

04.05.

Изготовление объемной аппликации «Лебедь». Индивидуальная деятельность.

33.

11.05.

Подведение итогов за год. Коллективная деятельность.

                                       Планируемые результаты

 Освоение детьми программы кружка «Мастерская Самоделкина» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы, посещающими группу продленного дня, следующих личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и предметных результатов.

Личностные результаты:

- проявление познавательных мотивов и осознание своих творческих возможностей,

- готовность и способность к саморазвитию,

- развитие самостоятельности суждений и нестандартности мышления,

- развитие навыка самостоятельной работы, работы в паре, группе при выполнении практических творческих работ,

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности,

- способность к самооценке.

 Регулятивные результаты:

- выбирать необходимые материалы для создания творческих работ,

- решать композиционные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах обработки выбранных материалов,

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль в своей деятельности,

- адекватно воспринимать оценку своих работ,

- проявлять познавательную инициативу.

Познавательные результаты:

- ставить и формулировать проблему.

- осваивать разнообразные особенности материалов  и техник работы с ними,

- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память.

Коммуникативные результаты:

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь,

- доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми,

- формировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

- конструировать несложные задачи,

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет),

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницами, канцелярским ножом,

- уважать и ценить творческую деятельность человека.

Материально – техническое обеспечение программы

- выбор оптимальных условий и площадок для проведения кружковых занятий,

- компьютер, мультимедийный проектор, компьютерные диски с презентациями,

- стенды для вывешивания иллюстративного материала,

- материалы для поделок  (бумага, картон, пластилин, клей, ножницы,   линейка, фломастеры).

Учебно – методическое обеспечение программы

- библиотечный фонд,

- образцы изделий и готовых поделок,

- шаблоны, лекала, природный и бросовый материал,

- показ видео материалов,

- показ, исполнение педагогом,

- наблюдение,

- работа по образцу.

Список использованных литературных источников.

1.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.

Уроки творчества. – Самара, 2005

2.  Неменский Б.М. «Программы образовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд». М.; Просвещение,2006

3. Искусство и ты: Учебник для 1 класса Под ред. Б.М. Неменского. М.; «Просвещение», 2010.

4. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия  в группе продленного дня. Конспекты, занимательные материалы, рекомендации.: Пособие для воспитателя ГПД. Вып.2/авт.-сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.-382 с.

5. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл. М.; «Владос»,2011.

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников

Аннотация. В статье обосновывается эффективность музейных занятий, ис-пользуемых учителем начальных классов во внеурочной деятельности с целью ре-ализации общекультурного направления развития личности...

Социальное проектирование как одно из направлений внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Метод проектов в нашей школе – это технология, которая применяется для организации образовательного процесса через использование средств, методов обучения, планирование и выполнение практических...

Статья" Спортивные игры как способ реализации спортивного направления внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО"

Статья Миняева В.Н. " Спортивные игры  как способ реализации спортивного направления внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО"раскрывает спортивное  направления внеуро...

Реализация кружковой работы в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности

В данной статье рассказывается о полноценной реализации программы «Город мастеров» в соответствии с требованиями ФГОС во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов. Авторы зн...

Конспект занятия по внеурочной деятельности 2-ой группы продлённого дня

Дать  представление о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг, что значит жить дружно....

Конспект занятия по внеурочной деятельности 2-ой группы продлённого дня

Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости....