Выступление на тему: «Чтение праздник души.»
статья (1 класс) на тему

Зарубина Татьяна Александровна

Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать.  В этой статье даются рекоиендации по привитию любви к чтению  у детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_zasedanii_kluba_molodoy_semi.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с.Бакалы

муниципального района Бакалинский район

Республики Башкортостан                              

Выступление на тему:

 «Чтение праздник души.»

Подготовила: учитель начальных классов

 Зарубина Т.А.

      С. Я. Маршак  говорил, что есть талант писателя,  а есть талант читателя. Как  любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.

                                      «Испокон века книга растит человека»
                                                                                                Народная мудрость
     Родители любят своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребёнок радуется тогда, когда родители читают ему книжку.

     Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивать речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда радость познания.

      Но есть и другая причина детской радости. Маленькие  ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились,  печалились, радовались; вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.

      Если ребёнку с первых лет жизни постоянно поют песенки, читают стихи и показывают картинки, то впоследствии  его восприятию книги ничего не мешает – ни мультики, ни компьютерные игры… Он уже  умеет принимать систему образов с листа, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир.

      Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы развивать и позабавить его.  С помощью книг они могут создать в своей семье умную и доверительную атмосферу, когда дети видят, что мама и папа любят читать, слышат, как они разговаривают между собой и с ними о книгах, радуются покупке интересной книги. Так с детства у ребят возникает положительный образ книги и чтения. Но это происходит не само собой, а как результат огромного родительского труда и терпения.

     С малых лет хорошие книги внушают ребёнку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. И этому их могут научить книги Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих, но талантливых и благородных.

       Сухие наставления, прописные истины противны детям. Можно повторять детям каждый день: будь добрым, будь отзывчивым, будь прилежным, только толку не добьёшься. Но самые сложные и большие человеческие чувства могут прийти к детям в рассказах о людях и событиях.

     3.  Вот как об этом сказал В.Высоцкий:

Если  путь, прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал,

                                                  что почём, -

Значит, нужные книжки ты в детстве  

                                                               читал!

                                                                   («Баллада о борьбе»)

      Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он  приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

        Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.

      4.   Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.

         В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух  книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

     5.  Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать.  Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.  Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.

Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок  попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.

     6.Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок  запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.

       Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.

      7. Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать.

8. Как и почему затухает интерес  и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.

      9. Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.

     Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам  ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы — стихи легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.

   10.  Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о прочитанном, пусть он почувствует  интерес — ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить на эти вопросы.

11. Разговаривать о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалить его за сообразительность и старание. Не уязвлять его самолюбие, если даже он что- то понял не так, как бы родителям хотелось. Поддерживать его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

     Обязательно надо ввести в распорядок  дня ребёнка правило: читать друг другу ежедневно! Например: десять минут читает мама или папа, десять минут читает ребенок, затем снова мама или папа, а потом опять ребенок или кто- то еще из вашей семьи. И так изо дня в день, из года в год! И результат будет.

   12.   Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.

13. А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума.  Это «авторитетное» мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон.

   14. Школьное детство проходит быстро. Лимит времени на чтение ограничен, как и объем восприятия. Поэтому приходится думать о предпочтениях. Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте, для другого возраста они не представляют интереса.

   15.   Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Для этого надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на все детство. В этом могут помочь библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены руководителям детского чтения, родителям, библиотекарям, а другие — детям,  и представляют собой увлекательные книги о книгах.

К пособиям первого типа относится книга,  где основное внимание уделено классической литературе — отечественной и зарубежной.  Познакомьте с ними своих детей. Маленький школьник с удовольствием просматривает детские библиографические справочники, но для этого он должен любить книги и знать их.

     Очень хочется упомянуть детские книги, которые с интересом могли бы прочитать все дети. Сказочные: «Сказка о потерянном времени» и «Про двух братьев» Е. Шварца, «Старик Хоттабыч» Л.Лагина, «Маугли» Р. Киплинга, «Мэри Поппинс» П. Трэверс,  Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен. Особо можно выделить  произведения о детях Ю. Сотника, Л. Кассиля, В. Крапивина,   детскую фантастику и приключения К. Булычева, А. Беляева, Дж.Ролинга, Ж. Верна, М. Рида.

       16. Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература:  «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т.д.

    Самое важное, что могут родители, — записать  школьника в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

17.  Мамы, папы, бабушки и дедушки!                                                                                                                                                            Помните, что лучшим советчиком в воспитании  детей является книга. Власть ее огромна. Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.

18. Советы родителям о чтении в семье

  • Чаще посещайте библиотеку сами, чтобы вместе с профессионалами подумать о чтении ваших детей, поговорить о лучших детских книгах, получить информацию о новых поступлениях.
  • Познакомьтесь с литературой по вопросам детского чтения.
  • Читайте вместе вслух.
  • Помните, что дети любят перечитывать книги. Не стоит протестовать против этого.
  • Воспитывайте у ребенка культуру общения с книгой:
  • знакомьте его с правилами бережного отношения к книге, при необходимости организуйте мелкий ремонт;
  • прививайте детям навыки работы с книгой.
  • Не ограничивайтесь общением только в своей семье, чаще посещайте вместе с детьми библиотеку. Активно участвуйте в библиотечных, клубных, школьных мероприятиях.
  • Специалисты библиотеки окажут квалифицированную помощь в подборке литературы, которая поможет в воспитании Ваших детей.

         Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги.

  19.  Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга - и воспитатель, учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления 5-классников на празднике "Посвящение в 1-классники"

Выступление 5-классников  на традиционном празднике "Посвящение в 1-классники" Это стихи - наставление пятиклассников маленьким первоклашкам, которые заменили их в начальной школе. По т...

Презентация к выступлению 4 класса на празднике "Последний звонок"

Сопровождение выступления моих выпускников 2012 года...

Выступление 2 класса на празднике «День матери». (с использованием элементов фольклора русского народа)

Сценарий построен для ознакомления учащихся Казанской школы-интерната VII вида с элементами фольклора. Используются: потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные песни и т.д....

Конспект родительского собрания в 4 классе "Чтение-праздник души"

Основные задачи данного родительского собрания:— помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития и...

Родительское собрание в 3 классе. Чтение - праздник души

Родительское собрание в 3 классе. Чтение - праздник души...

Конспект родительского собрания "Чтение- праздник души!"

Конспект родительского собрания  3 класса "Чтение-праздник души"...

Выступление на МО на тему "Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР"

Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР...