Классный час «Дружба - это великая ценность!»
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Швецова Венера Ильясовна

 Классный час в начальной школе на тему  «Дружба - это великая ценность!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_druzhba_-_eto_velikaya_tsennost.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Дружба - это великая ценность!»

Цель классного часа: воспитание умения  дружить и бережно относиться  друг к другу.

Задачи:

  1. Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.
  2. Способствовать развитию дружбы для дальнейшего формирования коллектива.

Подготовка: учащиеся готовят рассказы и стихотворения о дружбе или о своем друге; думают над вопросом: что такое дружба?

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Cократ

Ход классного часа

1. Вступительное слово.

Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные и философы. Например, французский писатель Франсуа де Ларошфуко ещё в 17 веке сказал: “Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба”. А древнегреческий философ Сократ, который жил до нашей эры, писал: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба?

  1.  Продолжите фразы:
  1. «Дружба –это…»
  2. «Настоящий друг – это тот, кто…» 

Друг - это тот, кто без слов понимает, что с тобой происходит.

 

Примерные ответы детей:

  • С кем можно поплакать и помолчать.
  • Кто может выслушать тебя в трудную минуту.
  • Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
  • Кто понимает тебя тогда, когда никто не понимает.
  • Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
  • Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
  • Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.

  1. «С настоящим другом всегда…»

Психолог: Что помогает людям подружиться?

Исследование самооценки.

- Сейчас каждый для себя попробует сделать вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. 

Каждому учащемуся раздается бланк. Приложение 1

- На этих листочках написаны противоположные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

- Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.

Игра “Пусть встанут те, кто….”

Психолог называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: “Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака и т.п., кто любит рисовать, у кого есть настоящий друг”

- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?

3. Притча о дружбе

 

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

- Кто там?

За дверью ему ответили:

 - Это твоё богатство.

Но старец ответил:

- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

- Кто там? - спросил он.

- Это твоя любовь! - услышал он ответ.

Но старец сказал:

 - Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

- Кто там? - спросил старик.

- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.

Старец улыбнулся и открыл дверь:

- Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:

- Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:

- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

 

 

4.Пословыцы и поговорки о дружбе. 

Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Трудно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

  • Какие вы знаете пословицы о дружбе?
  • Какие вы знаете песни о дружбе?

5. Задание. Соотнеси ситуации с пословицами

Учащимся предлагаются три пословицы.

  1. Друга иметь - себя не жалеть.
  2. Друг познается в беде.
  3. Друга на деньги не купишь.

К каждой следующей ситуации попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя, и опишите свои действия.

Ситуация 1. Вы собираетесь домой после занятий, но вдруг ваш друг просит помочь найти портфель, который пропал из раздевалки. Но вы очень торопитесь домой. («Друга иметь себя не жалеть»)

Ситуация 2. Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг упал и сильно ушиб ногу. (Доведу его до дома, вызову "скорую" и скажу: "Друг познается в беде.")

Ситуация 3. Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив подарок. (Подарок не приму и скажу: "Друга на деньги не купишь.")

Рассказ В. Осеевой «До первого дождя»

Вопросы:

1. Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

2.Почему покраснели Маша и Таня?

 

5. Игра «Интервью»

Может быть, уже кто-то нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер, попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?

Интервью детей "Расскажи о своем друге".

 

Лучший друг не предаст никогда, просто преданней нет человека.

 

Примерные ответы детей:

Дружу с (имя, фамилия). С ним интересно, он много читает.

Дружу с (имя, фамилия). Нас связывают общие интересы, увлечения.

Дружу с (имя, фамилия). Мы дружим с детского сада, дружат наши родители.

Дружу с (имя, фамилия). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.

 

4. Послушаем стихотворение о настоящем друге (читают учащиеся).

 

Настоящий друг везде

Верен -  в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям несходны

Верный друг и льстец негодный.

                                 Уильям Шекспир

 

  1. Игра «Настоящий ли друг…» (учащиеся по очереди вытягивают  карточки с незаконченными предложениями  и рассуждают.
  2. Моделирование ситуации.

На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.

  • Если бы я обидел своего друга, то я…
  • Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
  • Если бы мой друг обидел меня, то я…
  • Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
  • Если бы мой друг получил двойку, то я…
  • Если бы у меня были конфеты, то я…
  • Если бы у меня была интересная игра, то я…
  • Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
  • Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
  • Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
  • Если мой друг не умеет решать задачи, то я…

             5. Притча о дружбе. А сейчас послушаем еще одну притчу о дружбе.

 

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

- Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Старайся не ранить их...

 

 Задание. Составьте законы дружбы (учащиеся на листочках записывают законы дружбы)

 6. Заключительное слово.

Без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Ведь без истинной дружбы жизнь - ничто.

 Практическое задание “Дружные ладошки”.

- Ребята, возьмите альбомный лист, положите на него свою ладошку, обведите её и вырежьте. Это ваша ладошка дружбы. Напишите на ней своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей. Раскрасьте ладошку. У меня есть иголка с ниткой. Когда все ладошки будут готовы, я соберу их на нитку и завяжу крепко-крепко, чтобы такой же крепкой была и ваша дружба.

(После выполнения задания  учащиеся читают написанное)

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Цицерон)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родства и дружбы сила велика

Тематический классный час для учащихся 2-х классов по теме "Семья и семейные ценности"...

"Дружба, совершенство, уважение - ценности Олимпийского движения"

Мероприятие посвещенно олимпиаде в Сочи 2014 года. Дети узнают о ценностях олимпийского движения: дружбе, совершенстве и уважении. Мероприятие состоит из двух частей: праздника и командных соревновани...

Классный час "Дружба - великая сила!"

На этом классном часе идет обсуждение, кто такой друг, что такое дружба; расширяются и углубляются представления детей о доброжелательном отношении к окружающим....

Семья - великая ценность!

Семья - великая ценность!...

Конспект занятия по теме: "Дружба - это великое чудо"

Конспект воспитательного мероприятияТема: «Дружба – это великое чудо»Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, ...