Открытый классный час на тему: "Добру откроются сердца"
классный час (4 класс) на тему

Журтова Марина Хафисановна

Семинар для классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobruotkroyutsyaserdtsa.rar1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе

«Добру откроются сердца…»

Цель:

 1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Задачи: 

  • формировать знания о категориях добра и зла;
  • выявить представления детей о том, что такое добро  и какими должны быть добрые поступки;
  • содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток,  карточки с ситуациями, пословицы о добре, «золотые» ключики из картона.

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся!

  • Предлагаю всем встать в круг.

Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения.     (Слайд 1) Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

. У вас доброе, согревающее душу настроение.

  • Спасибо. А теперь я предлагаю выбрать любой цветок и  приглашаю вас занять свои места за столами с вашим цветом. Вот мы и разделились на группы.

Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,
Главное, важное. 
То, что значит оно, 
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество 
В сердце у многих живет
И о боли других 
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец  ДОБРОТА.                 

Ребята, послушайте такую историю.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш классный час? Да, правильно, о доброте. «Добру откроются сердца»                                

Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце»            

Как вы понимаете это выражение?

   -- Да, солнце  всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?( Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, продолжите фразу: «Добрый человек тот, кто…»

Только попробуйте не повторяться.

Спасибо, ребята,  за добрые слова.

Учитель:  Доброта... Добро... Что же это такое?

Учитель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»

Выступление группы «исследователей».

Вторая ученица:  Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь  удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от  одиночества, душевных ран и непрошеных обид».  

Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».

Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

 Добрым быть совсем, совсем не просто:

Не зависит доброта от роста,  

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы, с тобой добрей.

Будьте добры, это я говорю по секрету.

Будьте добры - и не ждите за это конфету.

Будьте добры - без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте добры.

Ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:

Чтобы стало в этом мире завтра лучше, чем вчера,  

Есть на свете командиры и волшебники добра.  

Мы счастье всем добудем, волшебники удачи...

Дарите радость людям, дарите радость людям,

Дарите радость людям, чтоб стать самим богаче!

А-аз    Ж-живёте      

Б-буки    3 - земля      

В-веди    Л-люди      

Г - глагол    М - мыслите    

Д - добро             П - покой  

Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро» 

Первая ученица :   Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.  

У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие

  • А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.                

Доброта      сердце                добросердечный

сосед                            добрососедство

совесть                           добросовестный

нрав                добронравный

душа             добродушный

воля             доброволец

порядок              добропорядочный

Проверим наши добрые слова                                                

-А  вы совершали добрые дела?

-Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе.

Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.

 Мы актёры.  Учитель:  Ребята, вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания?

Как девочка Женя использовала лепестки? На что она потратила последний лепесток?   (Чтобы мальчик Женя был здоров)

Давайте посмотрим этот отрывок.

Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик  

Учитель:  Почему последний лепесток вернулся обратно к бабушке? (Потому что Женя потратила его не зря - сделала доброе дело)

Какая из половиц подходит к этой сказке?   .

•   Спеши делать добро.

•   Добрые дела красят человека.

•   Доброе дело добром вернётся.

Ребята,скажите,почему Женя потратив свой последний лепесток не на себя так счастлива..

Ответы детей.

Она впервые поняла,что не все дети бывают счастливы и здоровы.

Женя впервые в жизни смогла по настоящему помочь комуто.

Женя помогла мальчику выздороветь и стать счастливым.

Ребята,а если бы у вас был такой цветок ,исполняющий желания ,на что бы вы его потратили….

На уроке литературного чтения мы читали притчу  Шрамы на сердце. Давайте вспомним о чём была эта притча.

Кто вам больше понравился..

Почему..

А вы слушаете советы старших..

Вы умеете сдерживать свои чувства ..

  • Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.                                                                        

Недавно я была свидетелем такой ситуации.

Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.

- Садись уж, раз едешь.

- Спасибо, милок.

- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.

Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?

 Вывод:   Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

  • А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.

  1. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

  1. Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

  1. Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.

:  Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств

 А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.

У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.

 

Начинаем строить дом из кирпичиков  мудрости и понимания.

Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске.

  • Добрыми делами славен человек.
  • Злой не верит, что есть добрый.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Доброго чтут, а злого жалуют.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
  • Доброта без разума пуста.
  •  Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро - будешь сам без беды.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Добрый человек в добре живет век.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  • За доброго человека сто рук.
  • Добрые умирают, да дела их живут.

  • Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.

Вам предлагается набор различных слов на листочках.         (Слайд 7)

Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку.  (Работа в группах)

  • аккуратный
  • доброжелательный
  • вежливый
  • грубый
  • неучтивый
  • умеет прощать обиды
  • чуткий
  • отзывчивый
  • помогает в беде
  • часто ссорится
  • вспыльчивый
  • скромный
  • общительный
  • ласковый
  • веселый
  • счастливый
  • наглый
  • внимательный
  • жадный
  • крикливый

(Выполняют задание.)

  - Какие качества вы выбрали?

   Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека  класса.

   

   Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

Помните:                                                                                

  • Добрые слова - корни
  • Добрые мысли - цветы
  • Добрые дела - плоды
  • Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась?( светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые  руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.

- Как вы думаете, где находится сад  и дом  Доброты у каждого человека?

- В сердце!

Слайд 9   

 - Правильно! Вот мы и пришли к выводу : Добру откроются сердца!

А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому золотой ключик.

Слайд 10

Открывайте свои сердца  чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе 

•        Предлагаю вам спеть добрую  песню и сказать что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руки, и так всем своим товарищам ( а также гостям).

Песня Добрый день.

          Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.                                  

Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Добро и красота»

В результате занятия дети смогут:  сформулировать понятие «дружба»,  практиковать навыки  взаимопомощи при решении различных проблем,  приобретут навыки работы в сотрудничест...

Классный час по теме « Добро побеждает зло»

Данный классный час рассчитан на детей 8-9 лет. Учитель всегда был, есть и будет проводником нравственных ценностей, тем более таких вечных ценностей, как добро, милосердие… Моя методическая идея закл...

Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке"

Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке" можно провести в 1 классе...

Открытое классное мероприятие ко Дню матери "Доброе сердце"

Поздравение для мам и бабушек. Заодки. Стихи. Веселые конкурсы....

Классный час на тему: «Добрая воля – добрые дела»

Волонтёры, волонтёрское движение – тема  классного часа.     В разных уголках мира существует традиция посвящать год какому-то важному событию или явлению. Россия в эт...

Конспект классного часа на тему "Доброе сердце", 1 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПЕДАГОГИКИТема урока: «Доброе сердце»Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний о добре, добром человеке.Задачи урокаДидакт...