Игра как один из методов формирования приемов умственной деятельности.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Фатыхова Эльвира Эмирзяновна

Игра как один из методов формирования приемов умственной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как один из методов формирования приемов умственной деятельности.

Игра – это путь детей

К познанию мира,

В котором они живут,

И который призваны изменить.

               А.М.Горький

Одним из основных источников побуждения младшего школьника к умственному труду на занятиях может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к математике. И одним из таких средств является игра.  

В ходе игры учащиеся  незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение  в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным. Создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке.

Игру нельзя рассматривать в отрыве от других видов деятельности.

При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Вот главная из них: обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество на уроке.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая  деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение и умственная деятельность. Поэтому в начальных классах необходимо заложить у учащихся основы этой деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивость, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого в учении должны использовать игровые формы – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера, а так же развивает его умственную деятельность.

Игровое действие позволяет освоить то, что заранее вызывает у младших школьников страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение школьной премудрости, что мешает свободному усвоению знаний.  Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформировано. Поэтому основным типом дидактической игры, используемых на начальных этапах, является формирующий устойчивый интерес к учению и снимающий напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

Игра – является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса – умственной деятельности, внимания, памяти. Так как ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной деятельности.

Как правило, игра  направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями. Например, функция освоения социальных ролей может реализоваться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер, и предлагают то или иное разделение ролей. Опишем некоторые виды игр, которые способствуют реализации этих функций и направлены на формирование умственной деятельности учащихся.

Таким примером игр являются различные сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, составление примеров может быть представлено в такой форме: «Пришел сказочный герой Буратино. Он принес числа,…Он просит вас составить примеры». Игра «Магазин» - на картинках изображены продукты. В игре «Составим букет» - различные цветы. Такие игры на этом этапе обучения способствуют включению детей в учение на основе внешней занимательности, заданной игровой ситуацией, учитель осуществляет переход к учебным заданиям.

Не следует приучать детей к тому, чтобы дети на каждом уроке ждали новых игр или сказочных героев. Необходимо последовательный переход от уроков насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: веселые шутки – минутки, игры – путешествия.

Основным видом игр, реализующих функцию включения учащихся в учение и формирование приемов умственной деятельности, является разносторонние игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается, например, записать все примеры на сложение заданному числу, вставить в пример недостающие числа. Положительная роль таких игр неоспорима при доведении  до автоматизма знания таблицы сложения и вычитания, умножения и деления. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы.

Особое место в обучении занимают дидактические игры.

Дидактическая игра– вид деятельности, занимаясь которой дети  учатся. «Двойственная природа» игра – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме, конкретным учебным материалом.

Дидактическая игра – активная учебная деятельность по моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом, объединены решением главной задачей и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая игра является ценным средством развития умственной деятельности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети активно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал привлекательным, вызывает у учеников удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.

Для успешного осуществления учебной деятельности необходимо определенный уровень сформированности у учащихся механизмов мышления, памяти и внимания и т.д. именно поэтому выделяются дидактические игры, направленные на реализацию этой функции и способствующие развитию произвольностей психических процессов.  Примерами таких игр являются игры: «Продолжи счет», игры с мячом на развитие умственной деятельности и внимания, игры – задачи с геометрическим материалом на развитие мышления, игра «Не скажу», которая наряду с проверкой навыков таблицы умножения способствует формированию механизмов переключения внимания. Игра строится так, перечисляя натуральные числа, ученики должны говорить «Не скажу» вместо чисел, делящихся на заданное число.  Эта игра требует от ученика не только предельного внимания, но также заставляет думать ребенка.

Требования при проведении дидактических игр:

  1. Подбор дидактических игр для обучения должен проводиться в

соответствии с программными требованиями. Основные критерии их отбора познавательная значимость, соответствие теме и задачам урока.

При разработке системы дидактических игр, прежде всего, следует исходить из анализа целей и задач обучения математике в отдельности.

  1.  Успешность проведения дидактической игры во многом зависит

от сознания учащихся цели игры, что позволит направить мысль ученика в нужное русло; повысить интерес к выполняемой работе.

  1.  Соблюдать последовательность игр, нарастание сложности,

постепенное усложнение умственных операций: анализ, синтез, сравнение.

  1.  Правила как основной организационный момент. Правила игры

должны быть простыми, точно сформулированными.

  1.  Дидактическая игра должна составляться с учётом

индивидуальных особенностей учащихся.

  1. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению,

и по использованию.

  1. Каждый ученик должен принимать активное участие в процессе

всей игры, т.е. игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

  1.  Дидактическая игра должна быть разнообразна по содержанию

и по форме поведения.

«Если какая-нибудь игра, - пишет Л.Савченко - проводится очень часто, и приемы не меняются, то возникает опасность уныния и скуки на уроке, ибо утрачивается новизна и интерес.

  1.  Подведение результатов игры должно быть справедливым и

чётким.

 При подготовке к проведению игры на уроке математики учитель должен продумать следующие вопросы:

1. Дидактические, воспитательные и развивающие задачи игры;

  1. Умения, навыки, формируемые ею;
  2. Оборудование игры;
  3. Место и время её проведения , знакомство с правилами;
  4. Организационная форма игры;
  5. Подведение итогов игры;

Длительные наблюдения показали, что младшие школьники с большим интересом и охотой обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам.

«Игра в учебном процессе – это дидактический и социально важный вид активности», воспитывающий «умение коллективно действовать и реагировать».

Игра источник физического и психического развития ребёнка,  могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех  детских способностей. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

При обучении игра рассматривается как метод наряду с другими методами и приёмами. Но игру нельзя назвать универсальным методом обучения, хотя в начальных классах этот метод является основным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как один из методов обучения на уроках математики начальной школы

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии:. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид ...

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Дидактическая игра как один из методов обучения детей в коррекционной школе

В статье сказано о  необходимости использования дидактических игр на  уроках. Описаны задачи, тебования, виды дидактических игр, как проводить игру. Значение игры - у детей появляется интере...

Формирование приемов умственной деятельности на уроках математики в начальных классах

Мною подробно рассмотрены такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия. Приведен фрагмент урока в 3 классе по обучению логическим приемам на практике...

Методы и приемы активизации деятельности учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса

В    работе с учащимися с ОВЗ основными являются традиционные технологии обучения. Одним из путей модернизации традиционных   технологий  является  введение в  ...

ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЧИТАННОГО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Согласно основной общеобразовательной программе начального образования, огромное значение имеет беглость и осознанность прочитанного текста, ведь это неотъемлемый фактор при изучении основных предмето...

Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ОВЗ на занятиях

Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе исходит из необходимости обеспечения своевременной специализированной помощи в освоении обязательного минимума содержания образования ...