Программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" как средство оценки метапредметных результатов
статья на тему

Галкина Елена Евгеньевна

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе пнринципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Прогорамма "Я - исследователь" относится к общеинтеллектуальной направленности внеурочной деятельности, адаптирована на основе программы "Одаренный ребенок" , основанной на модели междисциплинарной интеграции (Шумакова Н.Б., 1996).Курс "Я - исследователь" поможет включить ребенка в собственный исследовательский поик на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. В результате работы по программе "Я - исследователь" обучающиеся овладевают навыками исследовательской деятельности и представляют свои наработки на мероприятиях различного уровня: от классной научной конференции "Малая Академия" до конференций городского уровня "Первые шаги в науку", "Юный ломоносовец", "Физическая культура, здоровье и спорт", на предметных олимпиадах различного уровня, в творческих конкурсах. Внеурочная деятельность дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, развивает метапредметные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Я – исследователь»

как средство оценки метапредметных результатов

Галкина Е.Е.

учитель начальных классов

МБОУ Школа № 10 «Успех» г. о. Самара

Перед современным обществом стоят многочисленные проблемы. Решать их могут лишь люди, умеющие видеть проблемы во всей сложности и полноте, рассматривать их с различных сторон и выдвигать разнообразные, в том числе нестандартные решения.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, как в учебной, так и во внеучебной жизни.

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Под метапредметными результатами понимают:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

- развитие смыслового чтения;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Одной из особенностей нового образовательного стандарта является введение масштабной внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность  - неотъемлемая часть образовательного процесса. Воспитательные результаты внеурочной деятельности – духовно-нравственные приобретения ребенка через участие его в различных видах деятельности.  

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.  Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении   метапредметных, а особенно личностных -  ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов. 

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

        Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2-3 класс).

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4 класс).

Программа «Я – исследователь»  относится к общеинтеллектуальной направленности внеурочной деятельности, адаптирована  на основе  программы "Одаренный ребенок", основанной на модели междисциплинарной интеграции (Шумакова Н.Б., 1996).

Работа по этой программе предполагает решение следующих задач:

  1. развитие целостной картины мира и глобального мышления у детей;
  2. развитие творческого, критического и логического мышления, способностей к решению проблем;
  3. развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе;
  4. обучение навыкам исследовательской работы;
  5. обучение умению работать совместно (решать совместно проблемы, вести диалог и дискуссию, общаться с людьми  и принимать точку зрения другого человека);
  6. развитие способности к самопониманию, формирование положительной "Я-концепции", понимания ценности и уникальности другого человека.

Курс «Я - исследователь» поможет включить ребёнка в собственный  исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Он разработан специально для диалога с ребёнком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

На занятиях предусмотрены следующие виды деятельности:  эксперименты, наблюдения, исследование, групповая работа, деловая игра, игра-импровизация, конкурсы, познавательные экскурсии и т.д.

Опыт работы в начальной школе позволяет отметить высокий и устойчивый интерес к обучению по программе "Я - исследователь" у детей с различным уровнем интеллектуального и творческого развития. Обучающиеся по программе дети отличаются высоким уровнем развития речи, любознательности, творческого мышления.

Наиболее значимым является то, что уже в начальной школе дети способны понимать и обнаруживать множественные связи между различными явлениями и процессами окружающего мира. Это ярко проявляется при решении проблем детьми.

Уже к концу начальной школы дети приобретают способность ориентироваться в окружающем мире как целостной системе, решать проблемы творчески, овладевая при этом широким  спектром исследовательских навыков, и умений работать друг с другом (совместно).

Каждый ребёнок мечтает получить ответы на свои вопросы. Однако эти вопросы не всегда укладываются в рамки традиционных учебных программ. Особенно остро эта проблема стоит в начальной школе. Неудовлетворённая потребность в познании приводит к снижению интереса к учению у детей.

Как сделать обучение интересным и полезным? Как организовать поиск ответов на существующие вопросы и стимулировать рождение  новых? Как не отучить ребёнка  мыслить? Один из способов решения этих задач – разработка и внедрение развивающих  программ обучения.

Программа «Я – исследователь», построенная вокруг глобальной темы, позволяет детям изучать то, что их интересует по проблемам развития Вселенной, технического прогресса, экологии, возникновения и распространения языков и т. п. Каждый школьник может выбрать для себя проблему или тему, которая отвечает его запросам и уровню развития.

Содержание обучения в первом и втором классах выстраивается вокруг  глобальной темы "Изменение". "Нельзя дважды войти в ту же самую реку", - писал древнегреческий философ из Эфеса в VI веке до нашей эры. Основополагающее философское обобщение – "Всё течет, всё изменяется".

Основные особенности программы первого класса

  • Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и т.д.).
  • Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена. Индивидуальная учебно-исследовательская практика выполняется ребёнком  с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога-тьютера.
  • Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.  

Тема состоит из 7  разделов. Каждый раздел посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и определяет название раздела:

1. Введение в тему

2. Все течет, все изменяется

3. Полезные и вредные изменения

4. Одно изменение влечет за собой другое

5. Глобальные и частные изменения

6. Изменение видения мира

7. Эволюционные и революционные изменения.

Содержание третьего года обучения строится вокруг темы "Влияние". Курс состоит из пяти частей, каждая из которых посвящена какой-то одной теме о влиянии: влиянию времени, людей, знаний и окружающей среды.

Тема состоит из 6  разделов. Каждый раздел, за исключением последнего, посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и определяет название раздела:

1. Введение в тему.

2. Влияние времени.

        2.1. В природе есть «часы», влияющие на все разными способами. Влияния могут быть полезными и вредными;

        2.2 Особенности жизни людей влияют на способ исчисления времени. Влияние времени можно обнаружить везде и во всем;

        2.3. Искусство может передавать влияние времени.

3. Влияние людей.

4. Влияние знаний.

5. Влияние окружающей среды.

6. Введение в самостоятельное исследование.

Завершающей темой в цикле "начальная школа" является философская тема "Порядок" (четвёртый класс).

Тема состоит из 12 разделов. Каждый раздел посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и определяет название раздела.

  1. Порядок есть везде
  2. Функции порядка
  3. Порядок может помогать и мешать
  4. Порядок внутри порядка
  5. Разные формы порядка
  6. Порядок помогает объяснять неизвестное
  7. Разный порядок в одних и тех же вещах
  8. Связь хаоса и порядка
  9. Порядок и возникновение нового
  10.  Хаос может быть ступенькой к порядку
  11.  Порядок в разные эпохи
  12. Порядок и хранение информации.

Обучение по данной  программе продолжается в среднем звене.

Пример развития умения анализировать

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Тема занятия

Непонятные слова.

Индуктивное исследование

(пропедевтика)

Изменения могут быть разной значимости – глобальными и частными. Индуктивное исследование

Знания влияют на исход событий или решение проблем. Дедуктивное исследование.

Люди разных профессий могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах. Индуктивное исслеодование.

Роль учителя

Учитель-тьютер дает подробнейшую инструкцию к действию

Учитель-тьютер дает инструкцию к действиям с наводящими вопросами, которые помогут выполнить задание

Учитель вместе с детьми составляет план действий: выделить проблему, перечислить реальные и возможные способы решения данной проблемы, показать, как знание или незнание повлияло на решение проблемы.

Учитель-тьютер дает инструкционную карту действий, но способы выполнения задания ученики выбирают сами

Действия учеников

Действия учеников сводятся в основном к сравнению предположений и фактов (похожи – не похожи)

Действия учеников направлены на

самостоятельное

выполнение задания с опорой на вопросы. Выстраивается небольшая цепочка причинно-следственных связей (2-3 звена)

Работа по плану действий проводится совместно,  а практическая часть (творческая) направлена на самостоятельную работу в группах – придумать продолжение, если бы…

Действия учеников предполагают самостоятельное решение поставленной задачи, выбора способа действия. Возможны несколько вариантов решения в зависимости от точки зрения участников группы.

Результат

Вывод формулируется при непосредственном участии учителя

Вывод формулируется при последовательном ответе на вопросы, возможно с участием учителя

После совместной работы вывод формулируется самостоятельно.

Ученики самостоятельно формулируют вывод

Этапы внеурочного занятия «Я – исследователь» в 1 классе «Е»

по теме «Непонятные слова»

Этапы занятия

1. Мотивация.

2. Классификация.

3. Представление результатов.

4. Исследование.

5. Представление результатов исследования.

6. Рефлексия.

7. Итог занятия.

Виды деятельности

Выполнение индивидуального задания.

Распределение на группы.

Презентация своей работы

Формулировка темы занятия. Исследование различных источников информации.  

Презентация  работы группы.

Оценка деятельности каждого ученика и группы в целом.

Подведение итогов работы.

Виды УУД

Регул. (прогнозирование, волевая саморегуляция на протяжении всего занятия)

Позн. (выдвижение гипотез)

Ком. (умение слушать собеседника, договариваться).

Позн. (анализ, синтез, классификация объектов).

Ком. (умение слушать собеседника, аргументировать свое предложение).

Позн. (осознанное построение речевого высказывания).

Ком. (умение договариваться, взаимопомощь).

Позн. (поиск и выделение необходимой информации, формулирование познавательной цели).

Ком. (умение слушать собеседника, взаимопомощь, ум. с помощью вопросов получать необходимые сведения).

Позн. (осознанное построение речевого высказывания).

Регул. (оценка деятельности).

Ком. (умение слушать собеседника).

Позн. (структурирование знаний).

Позн. (структурирование знаний).

Ком. (умение слушать собеседника).

Инструкционный лист «КИВИ»

  1. Прочитайте информацию о киви.
  2. Рассмотрите плоды ягоды киви.
  3. Рассмотрите фотографии на странице журнала птицы киви.
  4. Включите нетбук или попросите учителя.
  5. Посмотрите два фильма о киви: «Киви – в чём польза»,  «Птенцы белого киви».
  6. Определите, чья гипотеза-рисунок верна.
  7. Определите, с какими источниками информации вы работали.
  8. Представьте свою работу: расскажите о птице киви, покажите страницу журнала, расскажите о ягоде киви, проведите дегустацию, расскажите, чья гипотеза подтвердилась, с какими источниками информации работали.
  9. Оцените каждый свою работу  - выберите и наклейте смайлик (зелёный – все получилось,  желтый – получилось, но не все, красный – ничего не получилось).
  10. Оцените работу группы  - раскрасьте книги на листе (зелёный – все получилось,  желтый – получилось, но не все, красный – ничего не получилось).

Этапы внеурочного занятия «Я – исследователь» в 4 классе «Е»

по теме «Индуктивное исследование. Люди разных профессий

могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах»

Этапы занятия

1. Мотивация.

2 Исследование.

3. Представление результатов.

4. Вывод.

5. Применение.

6. Представление результатов исследования.

7. Рефлексия.

8. Итог занятия.

Виды деятельности

Чтение текста. Выдвижение гипотез.

Работа в группе по инструкционной карте №1

Презентация своей работы

Формулировка вывода.

Работа в группе по инструкционной карте №2

Презентация  работы группы.

Оценка деятельности каждого ученика и группы в целом.

Подведение итогов работы.

Виды УУД

Регул. (прогнозирование, волевая саморегуляция на протяжении всего занятия)

Позн. (выдвижение гипотез)

Ком. (умение слушать собеседника, договариваться, взаимопомощь, ум. с помощью вопросов получать необходимые сведения).

Позн. (анализ, синтез, классификация объектов, поиск и выделение необходимой информации).

Ком. (умение слушать собеседника, аргументировать свое предложение).

Позн. (осознанное построение речевого высказывания).

Ком. (умение договариваться, взаимопомощь).

Позн. (анализ, синтез, формулирование познавательной цели).

Ком. (умение слушать

собеседника, договариваться, взаимопомощь, ум. с помощью вопросов получать необходимые сведения).

Позн. (анализ, синтез, классификация объектов, поиск и выделение необходимой информации).

Ком. (умение слушать собеседника, взаимопомощь, ум. с помощью вопросов получать необходимые сведения).

Позн. (осознанное построение речевого высказывания).

Регул. (оценка деятельности).

Ком. (умение слушать собеседника).

Позн. (структурирование знаний).

Ком. (умение слушать собеседника).

Как работать в группе (инструкция №1):

1. Прочитайте в тексте слова героя. Определите его профессию.

2. Для уточнения особенностей профессии прочитайте дополнительную информацию (возьмите у учителя или найдите самостоятельно).

3. Возьмите «лучик солнца» с профессией героя и выпишите (приклейте) его слова.

4. Представьте свою работу, аргументируя свои высказывания.

Как работать в группе (инструкция №2):

1. Выберите «лучик солнца» с новой  профессией.

2. Представьте, что бы могли сказать о Солнце представители этой профессии. Обсудите, возможны  варианты.

3. Для уточнения особенностей профессии прочитайте дополнительную информацию (возьмите у учителя или найдите самостоятельно).

4. Если в школе есть представители данной профессии, воспользуйтесь приемом интервью.

Отправьте двух членов своей команды взять интервью.

5. Запишите на «лучике солнца» всю информацию.

6. Представьте свою работу, аргументируя свои высказывания.

Дети изучают основы наук, поэтому важно познание какого–либо явления как элемента системы явлений. По словам философа В.П.Кузьмина, "возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремиться отыскать системы явлений: за отдельными людьми – общества и законов развития общественно-исторических формаций; за отдельными представителями растительного и животного мира – биологических видов и законов их эволюции; за отдельными физическими телами и химическими соединениями – материальной системы Земли в единстве её различных уровней и т.д."

Содержание обучения по программе "Я - исследователь" выстраивается вокруг глобальных, философских тем. По своему характеру тема является аморфной, т.е. она не имеет четких границ для изучения, что позволяет стоить обучение практически на любом содержательном материале, отбираемом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и требований обязательной программы.

Глобальная проблема каждого учебного года раскрывается через серию  обобщений, т.е. таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания. Изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет учащимся открывать эти идеи, а затем доказывать их справедливость, развивать далее или опровергать. Возможность изучать любое обобщение с разных точек зрения создает благоприятные условия для развития творческого мышления и способности решать проблемы.

 Обобщение помогает связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая цельность в содержании обучения и развития в сознании учащихся целостной картины мира. Сами учебные предметы не исчезают, а вносят "вклад" в открытие и  доказательство идеи.

Занятие  может строиться по методу индуктивного и дедуктивного исследования.

Индуктивное исследование предполагает следующие этапы урока:

1) мотивация;

2) исследование в группах;

3) обмен информацией;

4) классификация;

5) обобщение;

6) подведение итогов.

Логика дедуктивного исследования включает в себя следующие этапы:

1) мотивация;

2) гипотеза обобщения;

3) исследование в группах;

4) представление информации;

5) классификация;

6) оценка гипотезы обобщения;

7) подведение итогов.

Способы создания мотивации на уроке могут быть различные:

1) прямая постановка вопроса с использованием "ключей" ("Что мы знаем?", "Что мы не знаем?");

2) приём-загадка (интерпретация чего-либо);

3) выполнимое-невыполнимое действие (погружение в проблему).

Исследование предполагает изучение научных текстов, репродукций картин, музыкальных произведений, проведение опытов с дальнейшим анализом и поиском ответов на поставленные вопросы.

При обмене информацией дети представляют найденные факты в виде рассказа, рисунка, схем, таблиц.

При оценке гипотезы обсуждается её доказанность или опровержение.

Классифицируя информацию, учащиеся объединяют сходные факты в группы и дают им названия.

При подведении итогов формулируется вывод по итогам проведенного исследования, обсуждаются ответы на поставленные ранее вопросы, проводится связь с прошлым опытом, намечается круг вопросов, которые могут усилить доказательство выведенного обобщения.

Организация работы в группах зависит от учебных задач (поиск фактов, усвоение различных позиций, решение проблем, освоение межличностных отношений). Группы должны меняться, состав группы может быть разный.

Преимущество обучения в малых группах состоит в использовании мультимодальности, дифференциации и индивидуализации обучения, насыщенности содержания обучения, удовлетворения потребности в общении.

Данная программа  оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся:  способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, обеспечивает значительный эффект развития творческого мышления, интеллектуальных способностей, речи, самостоятельности в учении, умений решать проблемы и вести диалог.

В результате работы по программе «Я – исследователь» обучающие  овладеют навыками исследовательской деятельности и представляют свои наработки на мероприятиях  различного уровня: от классной научной конференции «Малая Академия» до конференций городского уровня «Первые шаги в науку», «Юный ломоносовец», «Физическая культура, здоровье, спорт», на предметных олимпиадах различного уровня, в творческих конкурсах.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность, т.е. возможность самореализации  в современной жизни. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями. Внеурочная  деятельность дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, развивает метапредметные результаты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»...

доклад "Внеурочная деятельность как средство формирования личных и метапредметных результатов учащихся"

В данном материале дается краткое определение внеурочной деятельности, её видов, а также рассматривается внеурочная деятельность как средство формирования личных и метапредметных результатов учащихся....

"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"

Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и  строится на актуальном для учащихся материале....

Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО

Программа внеурочной деятельности "Здоровячок" по спортивно-оздоровительному направлению с 2017 по 2021 годам...

Статья "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов младших школьников"

: в статье рассматривается влияние внеурочной деятельностина достижение личностных результатов обучающихся...

Справка по итогам городского семинара «Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов»

14 марта 2018 года в МАОУ «СОШ №10» проведён практико-ориентированный семинар «Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов&raq...

"Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности.

Данная технология обеспечивает широкие возможности  учащихся овладению знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеств...