Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А начального общего образования по внеурочной деятельности «Любительский театр»
рабочая программа (4 класс) на тему

Шеменева Татьяна Ивановна

 

Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности авторы Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Любительский театр». Москва «Просвещение» 2011 год.

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubitelskiy_teatr.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Новоусманский лицей»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей начальных классов

протокол №1

от «25»08 2016г.

____________________

(подпись руководителя МО)                                                  

«Согласовано» и «Принято»

на заседании педсовета

протокол №1

от «29»  08 2016г.

«Утверждаю»  

директор МБОУ «Новоусманский лицей» _________Орловцева Г.И.                

приказ № 257

от «1» 09 2016г.

                                                                                                                                                                                                                              

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Любительский театр»

                         для  1 - 4 классов 

                                                                                        Разработала:

                                                                                                         Шеменева Т.И.

                                                                                                         

2016 год

Пояснительная записка

      Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности авторы Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Любительский театр». Москва «Просвещение» 2011 год.

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

      В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся  осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

    Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как

дополнительной  среды развития ребенка.

     Любительский театр в начальной школе является предметом внеурочной деятельности в школе.  Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Занятия курса воспитывают понимающего, умного, воспитанного, театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, творческим мышлением, широким кругозором, собственным мнением.

    Курс «Любительский театр»  рассчитан на 4 года обучения.

    Темы разделов программы  повторяются в каждом классе, но при различном количестве часов, отведенных на изучение раздела. Изучение тем происходит на различном уровне сложности, с разным объемом информации, подбором творческих заданий. С каждым годом обучения наблюдается углубление познания.

    Большая роль в курсе «Театр» отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Тренинг пробуждает творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности.

    Актерский тренинг широко использует элемент игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Занятия курса взаимосвязаны с уроками технологии, музыки, изобразительного искусства, литературного чтения.

    Межпредметная связь отражается в ходе изготовления декораций, реквизитов, костюмов, при  инсценировании музыкальных и художественных произведений.

    Данная программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг предполагаемых целей, задач, перечень тем для изучения, количество часов.

    Конструирование занятий предоставляется учителю. Учитель организовывает занятие исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников, место расположения школы от профессионального театра, материальной базы и ряда других факторов.

    Курс «Театр в начальной школе» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций формируем цели и задачи.

ЦЕЛЬ.

 Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.

ЗАДАЧИ.

1.Социализация:

  • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
  • активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
  • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

2. Эмоционально - личностная сфера:

  • коррекция страхов;
  •  овладение навыками внутреннего раскрепощения;
  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
  • развитие воображения;
  • развитие драматургического мышления.

3.Технические навыки:

  • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:

-обучение владению  навыками правильного дыхания;

                    -обучение владению навыками верной артикуляции;

                    -обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;

4. Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком:

  • обучение навыкам игры с собственным ребенком;
  • изменения отношения к собственному ребенку через игру/в сторону понимания и принятия/;
  • развитие  творческих способностей взрослых;
  • вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.

Описание места  учебного курса в учебном плане

На внеурочную деятельность по курсу «Любительский театр» в 1 классе отводится 99 часов в год (33 учебные недели по 3 часа в неделю), 2-4 классах  по 103 часа в год ( 34 учебные недели по 3 часа в неделю), предусмотренной планом внеурочной деятельности.

Общее количество учебных часов, на которое рассчитана учебная программа в год

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Введение. 
Беседа о театре.

10

10

-

2.

Экскурсии в театры города

80

-

80

3.

Театральная игра

20

-

20

4.

Культура и техника речи

2

-

2

5.

Работа над новым театрализованным представлением «Мы школьниками стали».

6

-

6

6.

Работа над пьесами

80

-

80

7.

Основы театральной культуры.

20

20

8.

Работа над спектаклем 

110

100

9.

Работа над выразительностью речи

20

-

20

10

Подготовка и проведение праздников 

57

-

57

Итого

405

405

УМК, выбранное для реализации учебной программы

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. — М.: АРКТИ, 1998.
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 1998.

Планируемые результаты

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов (2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,  знания, труд, культура), отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов (4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Ожидаемые результаты:

а) личностные УУД -  система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, толерантное отношение к окружающим, любовь к Родине, краю, почетание традиций и обычаев народов России и Кубани;

б)  метапредметные УУД -  умение добывать знания, освоение способами деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных  ситуациях.

в)регулятивные УУД- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция , обеспечивающие учащимся организацию учебного процесса;

г)познавательные УУД - общечеловеческие, знаково - символические, информационные, логические, помогающие учащимся владеть информацией; коммуникативные УУД инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией/, лежащие в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса.

  1. Содержание изучаемого курса
  2. с 1 по 4 классы

1. Театр как форма развития речи.

Театр -школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр -властелин сцены.

Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

2.ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Данный раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (этюды).

Общеразвивающие игры

Эстетическое воспитание учащихся начальных классов средствами театра направлено на формирование  в ребенке готовности к творчеству. Для достижение данной цели происходит развитие внимания и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображения и фантазии, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Ребенок учится умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивает произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.

Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят детей к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей к школе и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Специальные театральные игры

Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. Задействован личный практический опыт ребенка и  ему предоставляется  как можно больше самостоятельности, активизируется работа воображения. Прежде всего это игры, направленные на действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации.

Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами.

Этюды

Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.

Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети начинают придумывать их самостоятельно.

Темы для этюдов близки и понятны детям, например, «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого органа чувств заставляет действовать по-разному. Дети самостоятельно и с помощью педагога придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.

 Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене , общаться с партнёрами.

     Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;
  2. этюды на развитие памяти;
  3. этюды на развитие воображения;
  4. этюды на развитие мышления;
  5. этюды на выражении эмоций;
  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  7. этюды на выразительность жеста;

    8)  этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

Теория:

Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке. Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность  исполнения

Практическая работа:

Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов.Работа над одной ролью(одним отрывком) всех обучающихся.

. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. Оп

ределение различий в характере действия . Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом,

вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один.

Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое

Формы проведения занятий:

беседы, игровые формы.

Приёмы и методы:

метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации  

3.РИТМОПЛАСТИКА

— включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

  1. развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
  2. развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
  3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.  

Упражнения развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

Жесты как важное средство выразительности

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.

Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики.

Теория:

Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа:

-Игры,направленные на развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

-Игры,направленные на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

-Игры,направленные на развитие воображения (способность к пластической импровизации).

 

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы:

метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

4.КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

. — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

  • Дыхательные и артикуляционные упражнения.
  • Дикционные и интонационные упражнения.

         Творческие игры со словом. С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному: грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, поощряется стремление у детей к импровизации предлагаемых ситуаций.

Скороговорки

Работа со скороговорками и чистоговорками, пословицами и поговорками помогает формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

Теория:

 Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. . Литературное произношение.

Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа:

 Упражнения направленные на развитие дыхания,артикуляции,дикции,

интонации

.Формы проведения занятий: групповые, игровые,

Приёмы и методы:

 метод игрового содержания, метод импровизации.,объяснительно-иллюстративный

5.ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

— призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.
  • Виды театрального искусства.
  • Рождение спектакля.
  • Театр снаружи и изнутри.
  • Культура зрителя.

На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей и видами, овладевают профессиональной терминологией театрального искусства, осознают, что также будут играть на сцене.

Педагог выясняет с детьми, что театр объединяет другие виды искусства – литературу, музыку, живопись, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров.

На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, создается усилиями всех участников творческого коллектива. В отличие от произведений литературы, музыки, живописи, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Также, на занятиях ребята узнают правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля

Кроме того, формируются представления о театральных профессиях, о театральном здании, внутреннем устройстве театра, зрительном зале, сцене, мире кулис.

Происходит приобщение детей к миру искусства через знакомство с основными театрами города.

  • Теория:

 Знакомство с  драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства –исполнительское искусство актера.

Приемы и методы-

игровой,наглядный,объяснительно-иллюстративный

Формы проведения занятий

беседы, игровые формы.

6.РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ

— является вспомогательным,  включает в себя следующие темы:

  • Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  • Премьера спектакля.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ

1 этап-Ознакомительный

Цели:

  • Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
  • Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

Распределить роли персонажей между детьми

2этап-Репетиционный

Цели:

  • Научить детей репетировать сказку по частямВвести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
  • Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля
  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей.

Тематическое планирование

1-2годы обучения

п/п

Наименование

разделов

программы.

Всего,

часов.

Количество часов.

Характеристика деятельности учащихся.

Ауд.

Внеауд.

1.

Основы актерского

мастерства:

18

8

10

1.1.

1.2.

1.3.

1.4

1.5.

-коммуникативные возможности;

-развитие внимания;

-развитие памяти;

-развитие воображения;

-импровизация;

 Развивать коммуникативные возможности  учащихся в ходе  работы по темам «У истоков театрального мастерства», «Правила поведения зрителя», «Будь вежлив»;

-развитие внимания «Р. вн. в цвете», «Р. вн. в составлении узора», «Развитие внимания в человеческих отношениях», «Найди отличие»;

-развитие памяти «Игры на развитие слуховой памяти», «Развитие психологических характеристик памяти»;

-развитие воображения «Умей поставить себя на место другого человека»;

-импровизация: ролевые игры «В зоопарке»,

«Угадай, чей голосок?»

2.

Пластика:

18

8

10

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

-комплекс упр. на умение владеть своим телом;

-координация движений и равновесие;

-работа над жестами и мимикой;

-создание образа в пространстве;

-комплекс упр. на умение владеть своим телом «Уроки - тренинги с использованием спортивных упражнений».

-координация движений и равновесие «Игры  на создание образа животного в движении и покое»;

-работа над жестами и мимикой «Упражнения на развитие мимических мышц», «Общение мимикой и жестами», «Использование мимики, жестов, движений в инсценировках», «Учимся дарить улыбки», «Приноси людям радость»,

 «Театр лицедеев»,

«Инсценировки пантомим»;

-создание образа в пространстве «Исполнение действий движением частей тела»;

3.

Сценическая речь:

27\30

10

17\20

3.1.

3.2

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7

3.8.

-артикуляционная гимнастика;

-упражнения на снятие напряженности, страха;

-дыхательный комплекс;

-профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление;

-активное использование междометий, слов, фраз, стихов, поговорок;

-роль интонации, ритма, тембра  в создании образа;

-использование фольклорного материала для развития речи;

риторические игры, задачи;

Артикуляционная гимнастика

 «Речевые разминки»,

«Развитие артикуляции в чистоговорках, скороговорках», «Чистота произношения звука, логопедические игры»,

«Звукопись в художественных произведениях»;

-упражнения на снятие напряженности, страха

«Психологическая диагностика определения уровня тревожности», «Анкетирования родителей с целью определения уровня страха, тревожности»,

«Музыкальные тренинги»,

 «Тренинговое занятие на умение снимать внутреннее напряжение»

-дыхательный комплекс

«Упражнения на развитие дыхания», «Формирование умения дышать во время произношения фраз», «Работа по формированию дыхательных навыков в чистоговорках», «Игры на определение выносливости и способностей органов дыхания»,

 «Развитие дыхательных способностей на музыкальном материале»;

-профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление «Совет от бабушки», «В гостях у Айболита»;

-активное использование междометий, слов, фраз, стихов, поговорок

 «Мини - инсценировки»;

-роль интонации, ритма, тембра голоса в создании образа

«Голоса в создании образа», «Упражнения на развитие интонации голоса»,

«Логическое ударение в предложениях разных по интонации»,

«Упражнения на развитие ритма», «Инсценирование, создание образа с помощью изменений характеристик голоса «Волк и 7 козлят»»;

-использование фольклорного материала для развития речи

 «Работа с потешками»,

«Работа с  колыбельными песнями»,

«Сказки о животных»;

-риторические игры, задачи

«Называй другого по имени, этикет общения»,

«Спешите делать добро»,

«Достижение цели риторическими способностями. Игры-тренинги»,

«Спасибо - нет!»

4.

Театр на уроках в школе/в течение года/:

20

4

16

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

-история театра, театральные профессии, великие актеры;

-виды театра;

-репетиционные занятия

-основы зрительской культуры

-театр своими руками

-театральная мастерская;

-театр приходит на урок;

-история театра, театральные профессии, великие актеры;

-виды театра «Драмтеатр, театр зверей, балаганчик и другие»,

-театр своими руками «Изготовление настольного театра, театра марионеток, инсценирование»;

-основы зрительской культуры;

-театральная мастерская «Декорации, костюмы»,

-театр приходит на урок

 «Выступления для учащихся других классов»/раз в четверть/,

«Родители -  актеры». Постановки с участием взрослых/раз в полугодие/.

5.

Индивидуальная работа с учащимися/ в течение года/:

6

5

1

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

-сказкотерапия;

-игротерапия;

-психотерапия;

-уроки самопознания;

Использовать методики, печатный материал по сказкотерапии, игротерапии, психотерапии в индивидуальной работе с учащимися. Привлекать к сотрудничеству в работе по этому разделу психолога, логопеда, библиотекарей.

6.

Практические занятия/в течение года/:

10

10

6.1.

6.2.

6.3.

-посещение профессионального театра;

-сбор информации о знаменитых театрах, актерах;

-оформление выставок,

альбомов, отражающих работу театральной студии;

-посещение профессионального театра/не менее 1 раза в четверть/

-сбор информации о знаменитых театрах, актерах;

-оформление выставок, альбомов, отражающих работу театральной студии;

Итого:

99\102

35\35

64\67

3-4 годы обучения.

№п/п

Название разделов программы.

Всего, часов.

Количество часов.

Характеристика деятельности учащихся.

Ауд.

Внеауд.

1.

Основы актерского

мастерства:

16

6

10

1.1.

1.2.

1.3.

1.4

1.5.

-коммуникативные возможности;

-развитие внимания;

-развитие памяти;

-развитие воображения;

-импровизация;

Развивать коммуникативные возможности в ходе инсценировок на темы «Это слово говорят, если вас благодарят», «Не стоит благодарности»,инсценировки мини-диалогов. Телефонный разговор.

Развитие внимания «Чудесная клетка. Дорисовывание предмета, ориентируясь на клетку, «Учимся слушать и слышать, Повтори рифмующийся текст».

Развитие памяти «Заучивание и инсценировка народных песен», «Хороводные народные песни». Словарная работа с диалектными словами. Развитие воображения «Творческие задания. Незаконченный рисунок».

Импровизация: ролевые игры, изображение людей в разных ситуациях. «Станцуй как заяц…На мелодию маленьких утят». Инсценируем четверостишия А.Л. Барто,

Б. Заходера. Подбор движений, пластики.

2.

Пластика:

14

4

10

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

-комплекс упр. на умение владеть своим телом;

-координация движений и равновесие;

-работа над жестами и мимикой;

-создание образа в пространстве;

Комплекс упражнений на умение владеть своим телом. Уроки-тренинги с использованием спортивных упражнений с обручем. Инсценирование физминуток.

Координация движений и равновесие - игры «День, ночь», «Море волнуется раз…». Упражнение на скамье, бревне. Работа над жестами и мимикой «Изображение людей разных профессий мимикой и жестом», «Письма древности, передача информации жестами», инсценировки с помощью мимики и жестов. Игры, замена слов жестами «Летит по небу шар летит…» ,«Театр лицедеев». Создание образов в пространстве «Картины В. Васнецова оживают».

3.

Сценическая речь:

27

10

17

3.1.

3.2

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7

3.8.

-артикуляционная гимнастика;

-упражнения на снятие напряженности, страха;

-дыхательный комплекс;

-профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление;

-активное использование междометий, слов, фраз, стихов, поговорок;

-роль интонации, ритма, тембра  в создании образа;

-использование фольклорного материала для развития речи;

-риторические игры, задачи;

Артикуляционная гимнастика «Играем. Сочиняем. Подбор рифм». Развитие артикуляции в чистоговорках, скороговорках.  Чистота произношения звука, чтение стихотворений со звукописью. Звукопись в художественных произведениях.

Упражнение на снятие напряженности, страха- игра «Обезьянка и зеркало», «Музыкальные тренинги», «Мы в цирке». Дыхательный комплекс - игры на развитие дыхания «Шарик», «Комарик», « Полет шмеля». «Работа по формированию дыхательных навыков в чистоговорках». Игры на определение выносливости и способностей органов дыхания.

Развитие дыхательных способностей на музыкальном материале. Профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление « Советы от бабушки. Травяные отвары».

Активное использование междометий, слов, фраз, стихов, поговорок. «Голоса животных», общение звуками. Роль интонации, ритма, тембра голоса в создании образа «Не кричите слишком громко, тише надо говорить». Упражнения на развитие интонации голоса, колыбельные. Чтение текстов «Звуки природы», «за твоим языком не поспеешь языком…». Использование фольклорного материала для развития речи. Работа с потешками на основе книги «Кошкин дом». Времена год, народные хороводные. Риторические игры, задания - «Умей поставить себя на место другого человека», «Умей видеть в другом хорошее», «Помогай людям». Чтение и анализ рассказов В. Осеевой.

4.

Театр на уроках в школе/в течение года/:

30

10

20

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

-история театра, театральные профессии, великие актеры;

-виды театра;

-репетиционные занятия

-основы зрительской культуры

-театр своими руками

-театральная мастерская;

-театр приходит на урок;

История театра, театральные профессии, великие актеры - работа с библиотечным материалом. Чтение рассказов о театре. Виды театра «Театр зверей», «Балаганчик»…Репетиционные занятия. Постановка пьес по выбору учителя. Театр своими руками - изготовление настольного театра к русским народным сказкам, театр марионеток, кукольный театр, пошив кукол для постановок. Основы зрительской культуры «Мы в театре». Театральная мастерская – изготовление декораций, костюмов, масок, занятия проводятся в сочетании с репетициями.

Театр приходит на урок – выступления для учащихся других классов. В детском саду/раз в четверть/. Родители актеры – постановки с участием взрослых/раз в полугодие/.

5.

Индивидуальная работа с учащимися/ в течение года/

6

5

1

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

-сказкотерапия;

-игротерапия;

-психотерапия;

-уроки самопознания;

Чтение сказок, анализ поступков героев. Ролевые  речевые игры. Коррекция страхов. Уроки самопознания «Моя семья».

6.

Практические занятия/в течение года/:

9

1

8

6.1.

6.2.

6.3.

-посещение профессионального театра;

-сбор информации о знаменитых театрах, актерах;

-оформление выставок,

альбомов, отражающих работу театрального кружка;

Посещение профессионального театра/не менее 1 раза в четверть/. Сбор информации об актерах детях, знаменитых театрах. Оформление выставок, альбомов, отражающих работу кружка. Итоговое представление.

Итого:

102/102

36/36

66/66



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

Курсовая работа "Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Театр"

В 2011году все школы перешли на новые ФГОС. Была введена внеурочная деятельность. Рабочая програма  курса "Театр"  рассчитана для обучающихся 1-4 классов.  Приложение можно скачать на с...

Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"

Программа по внеурочной деятельности "Кукольный  театр" разработана по новым требованиям ФГОС для начальной школы. Срок реализации 4 года....

Программа внеурочной деятельности "Росток"(театр)

Программа  внеурочной работы(театр) , 1 - 4 класс....

Внеурочная деятельность "Любительский театр" Тема: осенние зарисовки

Участники внеурочной деятельности работают по группам; художники, костюмеры, сценаристы, актёры....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любительский театр"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любительский театр"...