«Традиции в классе – средство для формирования нравственных качеств и творческого потенциала» (работа с детьми младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии).
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Как управлять процессом формирования нравственных качеств, стремлений у ребёнка? Наполните социум ребёнка разнообразными традициями и живите вместе согласно им. Постепенно эти добровольно установленные стереотипы станут естественным образом жизни. Создание традиций в жизни ребёнка - интересная и важная работа. Попробуйте...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Традиции в классе – средство для формирования

нравственных качеств и творческого потенциала».

(работа с детьми младшего школьного возраста

с проблемами в интеллектуальном развитии)

Автор-составитель:

Учитель начальных классов

ГБОУ школа №565

Шевченко  Наталья Рудольфовна

                                                        

 «Традиции в классе – средство для формирования нравственных качеств

и творческого потенциала у младших школьников с ОВЗ».

"Традиция" (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

 Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции обогащаются, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Традиции могут носить разный характер - позитивный и негативный, располагающий и агрессивный…. Я остановлюсь на тех традициях, которые направлены на сплочение людей, помогают  разнообразить жизнь, эмоционально ее украсить, внести позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Если жизнь ребёнка регулярно испытывает влияние подобных правил, которые соблюдаются окружающими его людьми, то постепенно эти добровольно принятые стереотипы  становятся естественным образом жизни. Начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы.

Как появляются традиции? Они передаются из поколения в поколение, их можно придумать самим или вывести из  регулярно проживаемой  ситуации. Когда люди встречаются после выходных, они делятся впечатлениями о произошедших с ними событиях. Почему бы не сделать это традицией? Можно традиции заимствовать – поучаствовали в новом деле и почувствовали, что хочется повторить (например, традиция  в одной из групп детского сада - игра «Расскажи мне обо мне», которая несёт в себе огромный потенциал к саморазвитию, межличностных отношений). Что мешает перенимать полезное и светлое? Главное, традиции должны быть добровольными и неагрессивными.

Школа, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности обучающихся  строятся в соответствии с различными типами образцов  в школе и в классе. Школьные традиции помогают обучающимся чувствовать себя защищёнными. Это особенно актуально для детей с ОВЗ. Многие моменты в жизни образовательного учреждения перестают быть стрессовыми. Наоборот, ученики знают и ждут праздников и мероприятий, ежедневных режимных моментов, которые стали традиционными. Не вызывают сомнений и конфликтов вопросы внешнего вида, режима посещения и работы школы, т.к. это также строго соблюдаемые традиции. Если учитель придерживается гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Правила, которые дети принимают и соблюдают все вместе совместно с  учителем, прочно откладываются в детской памяти. Большинство школьных обычаев направлены на сплочение коллектива. Поэтому создание традиций в общественной жизни ребёнка – необходимая и нужная работа.

Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели, но все они помогают формировать нравственные качества детей. Это крайне непростой процесс для современных молодых людей, а особенно детей с ОВЗ. Опыт показал, что непринуждённость, естественность происходящего раскрепощает детвору и замечательно стимулирует развитие творческого потенциала обучающихся.

Остановлюсь на традициях, которые за 3 года совместного обучения вошли в жизнь нашего класса. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми, совершенствуются и приумножаются.

  1.  «Пазлы, пазлы, пазлы!» - совместное составление сложных пазлов и сохранение изображений в виде выставки в классе (за все годы начального обучения).

Цель: сплочение одноклассников общим делом, воспитание чувства гордости за результаты совместной деятельности, формирование навыка организации свободного времени, развитие психических функций.

  1. «Книга – подарок!» - выбор ярких художественных книг для чтения на каникулы, их последующее совместное обсуждение, оформление в классе выставки рисунков к прочитанным книгам.

Цель: сплочение одноклассников общим делом, воспитание интереса к книге, формирование чувства гордости за желание читать, формирование навыка чтения.

  1. «Я от всей души желаю…» - совместное придумывание необычных поздравлений, подписывание открыток именинникам и  последующее их зачитывание.

Цель: сплочение одноклассников общим делом, формирование у детей желания порадовать друг друга, воспитание внимательности к личности одноклассников, обучение благодарности за внимание и доброе отношение, отрабатывание навыка оформления открыток, работа над развитием речи.

  1. «Отмечаем день рождения!» - именинник в центре внимания весь день: первый заходит в класс, первый  выходит на перемену, первый моет руки, первый садится за стол на покрытый красивым чехлом стул, угощает сладостями, принимает поздравления, поднимается детьми на стуле столько раз, сколько имениннику лет.

Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в классе.

  1. «Есть надёжное плечо!» - формирование в детях мужского и женского начала через выполнение обязательных повседневных поручений и  моментов в общении детей между собой и со взрослыми (выполнение более тяжёлой физической деятельности мальчиками и благодарное отношение к этому со стороны девочек, оценивание состояния внешнего вида друг друга, класса девочками и заботливая помощь в наведении порядка)

Цель: сплочение одноклассников общим делом, формирование чувства ответственности согласно гендерным признакам.

  1. « + 2» - стимуляция интереса к учёбе и повышение результативности обучения. При улучшении итоговых отметок в общей сумме на 2 балла ученик выигрывает приз, оговорённый заранее (в нашем классе это пазлы).

Цель: повышение интереса к процессу обучения и его результатам, воспитание умение радоваться за одноклассников.

  1. «Мой сувенир – это память о ….» - собирание в классе сувениров, которые рассказывают о тех местах, где удалось побывать в каникулы или выходные дни.

Цель: формировать у детей  заинтересованность друг другом, развивать умение делиться с друзьями впечатлениями об интересных событиях, местах, фильмах, играх.

  1. «Это книжечка про нас» - систематизирование впечатлений, достижений от пройденных событий (вариант семейного альбома). Собираются фотографии детей с различных школьных и внешкольных мероприятий, маршрутные листы и грамоты. Одноклассники в любой момент свободного времени имеют доступ к этой книге, рассматривают её, вспоминают то, что с ними происходило.

Цель: формирование единого коллектива с общим жизненным опытом, актуализация опыта, воспитание позитивного отношения друг к другу, развитие речи.

  1. «Нам без тебя плохо!» - формирование навыка заботиться о человеке, который заболел, стимулировать желание поддержать болеющего, позаботиться о нём. Формировать у одноклассников стремление предложить помощь ученику, который по любой причине пропускает уроки в школе.

Цель: сплочение одноклассников заботой об отсутствующем, формирование умения сопереживать трудностям окружающих.

  1. « Вместе отдохнём» - ежегодное посещение музеев в конце года.

Цель: сплочение детского коллектива, знакомство с возможными формами проведения досуга.

Список литературы:

1. Л. И. Антонова, Н. А. Цветкова «Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье» // Современные гуманитарные исследования. – 2006 г.

 2. А. В Дронь, О. Л. Данилюк «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008 г.

3. «Учусь жить среди людей» под ред. Н. И. Заозёрской, И. Ф. Мулько «Пресс А», 2001 г.

4. С. В. Шапошникова «Групповая традиция в детском саду», «Учитель» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

    В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ

Каникулы -  это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми младшего школьного возраста

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосозна...

Осуществление коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по здоровьесбережению.

•Ребенок в школе не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и хочет быть счастливым.•Мы хотим верить, что организованная работа по здоровьесбережению позволит нашим детям не   расплачива...

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья предназначена  педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы. Посвящена проблеме сохранения и приумножения здоровья детей начальной школы. Из опыта работы эколого-биологи...