Правила дорожного движения «Почему дети попадают в дорожные аварии? »
классный час (4 класс) на тему

Плотникова Наталья Сергеевна

Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.

Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_pravilam_dorozhnogo_dvizheniya.docx441.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по правилам дорожного движения  

Тема: «Почему дети попадают в дорожные аварии? »
Программное содержание:
Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.

Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

Активизация словаря:

- проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, «Зебра», светофор, подземный, надземный переход, общественный транспорт (пассажирский), грузовой транспорт, проезжая часть, пешеход, одностороннее движение, двухстороннее движение, шоссе. Правила дорожного движения.

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы погуляем по нашему поселку. Представьте, что мы вышли из школы на улицу и пошли пешком.  (Дети перемещаются).

- Как мы сейчас называемся? (Пешеходы)

- Как появилось это слово? Сколько на улице пешеходов? (Вот один вышел из трамвая, другой из магазина, третий из дома, а всего – …?).

Остановились. Стоим.

- Давайте  посмотрим на поток автомобилей. (Дети встают вокруг стола, на котором выложены картинки с изображением транспорта: пассажирского, грузового и транспорта специального назначения).

- Как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? (Автомобили)

- На какие группы можно разделить все автомобили? (Грузовые, легковые, общественный транспорт (пассажирский), автомобили специального назначения)

- Почему они так называются – общественный транспорт, грузовой, специального назначения?

- Почему их всех назвали одним словом – автомобили?

- Что у них общего?

- Какие части есть у каждой автомашины? (Колеса, руль, мотор и т.д.)

На ковер выложены машины. Сели на ковер.

- Посмотрите, как много на улице машин. Так пешеходу не долго и растеряться.

Но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся ни на одной, даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило? (Дети высказывают свои варианты)

- Вот правило: проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов.

- Для чего машинам широкие дороги? (Машины большие, ездят быстро). А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности.

- Теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Мы – шоферы!» (Дети показывают движения).

«Едем, едем на машине, (движение рулем) 

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли («дворники»- согнутые в локтях руки одновременно движутся вправо-влево)

Вправо, влево чистота!

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх).

- Ребята, подойдите к нашему макету (дети подходят к макету, рассматривают его).

- Но на улицах города, идя по тротуару, рано или поздно придется сойти с тротуара. Как вы думаете, почему? (Чтобы перейти улицу).

- А улицу можно переходить в любом месте? (Нет, только там, где это разрешено)

- Как узнать место, где разрешено переходить улицу? (По пешеходному переходу (полоскам), по дорожным знакам)

- Ребята, но дороги тоже бывают разные, есть узкие с односторонним движением, когда машины едут только в одну сторону. Чтобы перейти такую дорогу, куда надо посмотреть? (в ту сторону, откуда будут двигаться машины).

- Есть дороги узкие с двухсторонним движением, переходя такую дорогу нужно смотреть сначала налево, дойдя до середины – направо.

- Есть дороги очень широкие – шоссе, чтобы перейти такую дорогу нужно обязательно найти пешеходный переход «Зебру» или подземный или надземный переход.

- Что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? («Зебра»; чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход)

Вот мы подошли к «Зебре» (пешеходному переходу), можно ли сразу переходить улицу? Нет – внимательно посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим налево – так как машины едут с этой стороны, потом на право. Если машин нет - тогда иди. Быстро, но не беги.

- Бывают улицы, где машин очень много и движение на них очень интенсивное, например на больших перекрестках, Что нам поможет на таких улицах? (светофор).

Садимся на ковер. Берем с собой светофор.

- Кто нам сможет рассказать правило светофора? (Загорелся красный – стой,  зеленый – можно переходить через дорогу).

- Какого цвета глаза у светофора? (Красного, желтого, зеленого). А вы знаете, почему выбраны именно эти цвета? Такие цвета для светофора выбраны не случайно. 

Красный цвет напоминает об опасности (Например, пожарные машины).

В Желтый цвет окрашены те машины, которые работают на дорогах – бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы. 

- Вы, спросите, почему? Потому, что водитель издалека видит желтый цвет и успевает сбавить скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый глаз светофора – это предупреждение о смене сигнала.

А вот зеленый – спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам.

- Давайте вместе попробуем отгадать загадки.

Загадки.

1. У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглазка.

Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает (Светофор)

3. Коль бензину дашь напиться,

Вмиг помчится колесница. (Автомобиль)

4. Что за чудо синий дом, окна светлые кругом,

Носит обувь на резине, а питается бензином. (Автобус)

5. Дом на улице идет, на работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

(Автобус, троллейбус)

8. Я в любое время года и в любую непогоду

Очень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро)

9 Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути

Помогает улицу людям перейти. (Светофор)

- Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям? (Дорожные знаки)

Делимся на 3 команды. Каждая команда получает пазлы - дорожные знаки.  Как называются эти знаки?

 Какие еще дорожные знаки вы знаете? (Варианты ответов детей)

- Давайте вместе посмотрим на дорожные знаки и выберем те, которые вам известны.

Садимся за стол, на котором выложены дорожные знаки. Обсуждаем их названия. Задание: как можно быстрее собрать свой пазл.

Много есть различных знаков – 

Эти знаки нужно знать,

Чтобы правил на дороге никогда не нарушать.

Красный круг обозначает обязательно запрет.

Он гласит: «нельзя тут ехать,

Или тут дороги нет».

А еще бывают знаки – Взяты в синенький квадрат.

Как и где проехать можно эти знаки говорят.

Синенький прямоугольник,

Вам подскажет, где найти

Остановку и заправку –

Все, что нужно вам в пути!

- Ребята, а теперь поиграем в игру «Пешеходы и дорога»

Дети делятся на три команды: дорожные знаки, пешеходы, автомобили. Команда «Дорожные знаки» получает дорожные знаки и распределяется по группе в соответствии с нанесенной мелом разметкой (например, ребенок, получивший знак «Пешеходный переход» встает перед «Зеброй», ребенок, получивший светофор встает на перекресток. (Возможные варианты знаков для игры: кирпич – около тупика, знак «Стоянка разрешена», знак «Остановка общественного транспорта», знак – «Осторожно дети», знак «Поворот направо/налево» и т.д.

Дети из команды автомобили получают шапочки, сделанные руками детей с изображением разного вида транспорта, например, легковой автомобиль, скорая помощь, автобус, троллейбус, молоковоз и т.

Дети из команды пешеходы получают разнообразные предметы: коляску с ребенком, сумку, тележку на колесиках, чемодан, портфель и т.д.

Учитель развешивает в разных местах таблички с изображением или надписями: «Гипермаркет Ашан», «Школа», «Аэропорт», «Детский сад» и т.д.

Учитель берет на себя роль регулировщика движения, берет фуражку, полицейский жезл и свисток.

По свистку начинается игра.

Через некоторое время игра останавливается и дети меняются ролями. (Примечание. Необходимо, чтобы все дети побывали в роли дорожных знаков, пешеходов, автомобилей.)

- Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие?

-  Теперь на листочках нарисуйте выражение лица человечка: если понравилось – улыбку, если не понравилось – грусть.

- Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось.
(Спросить, что больше всего понравилось на занятии).

- А грустные лица есть? С чем это связано?

- Ребята,  что нового вы сегодня узнали? (Подвести итог занятию).

Экскурсии « Я - пешеход и пассажир»

Задачи экскурсии: познакомить детей с территорией школы и

ближайшими окрестностями, с наиболее удобной и безопасной до-

рогой в школу и из школы, с правилами безопасности в пути.

Цели экскурсии

Обучения: научить ориентироваться на школьной территории

и в окрестностях школы; знать наиболее безопасную дорогу до

школы, основные правила безопасности в пути.

Воспитания: воспитание культуры поведения и дисциплини-

рованности на улице и дороге

Развития: формирование у детей наблюдательности, осто-

рожности на дороге, координации движений.

Ход экскурсии:

Учитель знакомит детей с территорией школы, показывая

имеющиеся объекты: спортивную площадку, хозяйственные поме-

щения, учебно-опытный участок, сад и т. д. Указывая на зеленые

насаждения, клумбы, учитель предлагает полюбоваться деревьями,

цветами, говорит о необходимости относиться к ним бережно. На

спортивной площадке дети могут немного побегать, выполнить не-

сколько упражнений.

Учитель также показывает детям безопасные места для игр во

время перемен, после уроков.

Затем учитель выводит детей за территорию школы и знако-

мит с ближайшими окрестностями. При этом важно обратить вни-

мание учащихся на те места в окрестностях школы, которые могут

быть опасны: улица, стройплощадка, трансформаторная будка и т.д.

. Ближайшую к школе часть мар-

шрута показывает учитель, он же объясняет основные правила

безопасности, особенно при переходе улицы, при встрече с незна-

комыми людьми. Затем учащиеся делятся на группы в зависимости

от места жительства. Оставшуюся часть маршрута каждой группе

показывает кто-нибудь из родителей, помогающих учителю. Когда

все группы возвращаются к месту сбора, они под руководством

учителя проходят часть маршрута до школы в обратном направле-

нии, повторяя правила безопасности.

По ходу движения учитель задает вопросы:

Кто знает, как называется эта автобусная остановка?

Как она обозначается?

Для чего нужен светофор?

При каком сигнале светофора могут ехать автомобили и идти

люди?

А при каком сигнале нельзя ехать или переходить улицу?

Рис. 3.1. Регулируемый перекресток

Как узнают пешеходы, что именно здесь нужно переходить

улицу?

Как можно определить место перехода?

Показ знака «Пешеходный переход». На что указывает этот

знак?

Рис. 3.2. Перекресток со знаком «Пешеходный переход»

А если пешеходный переход не обозначен?

Практические действия: переходим через улицу.

Подведение итогов: Какие впечатления у нас остались после

нашей экскурсии?

«Новое о светофоре»

Задачи мероприятия:

формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движение ,повторение правил движения пешеходов по улице и дороге;

развитие у детей умения находить наиболее безопасный путь от дома до школы.

Оборудование:  карточки с правилами, «светофор», рисунки детей, кроссворд, музыкальное сопровождение, плакат “Азбука безопасности”,

Ход занятия

I. Вступительная часть.

                    Чтоб по улицам без страха

                     Мы с тобой могли ходить,

                     Нужно Правила движения

                     Непременно изучить.

    - Ребята, каждый день вы выходите из дома и попадаете на улицу, где множество правил, которые нужно соблюдать, чтобы не попасть в неприятную историю. С каждым годом на дорогах становится все больше и больше автомобилей. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов.

 - Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения, поближе познакомимся с дорожными знаками. Во время нашего мероприятия “ Азбука пешехода ” вы узнаете немало интересного о языке улиц и дорог, правилах поведения на улице и в общественном транспорте, и о многом другом.

II. Выступление учеников.

-А начнём мы наше мероприятие с того, что прослушаем стихотворения, которые нам прочитают ваши одноклассники                                                                                          

Знают взрослые и дети-

Будет легче жить на свете,

Если без сомнения

Знать правила движения.

Если правила нарушишь

И на красный свет пойдёшь,

Травмы разные получишь,

И в больницу попадёшь.

Если свет горит зелёный,

Иди смело, не зевай,

Но будь всё же осторожен,

Про автобус и машины

Никогда не забывай!

Если рядом перекрёсток

Или просто поворот,

Будь внимательней, подросток,

Или просто пешеход!

-Ребята, а как вы думаете, кто является главными участниками дорожного движения? Главные участники дорожного движения – водители и пешеходы. Те, кто находятся на тротуарах и пешеходной части дороги, называютсяпешеходами. Тот, кто находится за рулём автомобиля- водителем. Человек, который садится в транспорт,  . А водитель, если он вышел из своей машины, становится пешеходом. ПДД существуют и для водителей, и для пешеходов, и для пассажиров.

Ребята, закон улиц и дорог строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно переходить улицы.

   Сейчас мы проведем эстафету дорожных наук.

III. Представление команд.

Команда «Светофор».

На посту в любое время,

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор –

Зеленый, желтый, красный глаз.

Он каждому дает приказ!

Команда «Дорожный знак».

Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так,

Будьте, люди, осторожны,

Уважайте каждый знак!

IV. Конкурсы.

1) «Разминка»

Капитаны тянут жребий, кому отвечать первым. Если команда на вопрос не отвечает, то право ответа передается зрителям.

Вопросы команде «Светофор»:

·        Где пешеходы должны ходить, находясь на улице?

·        Кому дает команды пешеходный сфетофор?

·        Для чего предназначен «островок безопасности»?

·        Когда надо начинать переход улицы, если на перекрестке есть светофор?

·        Где должны ходить пешеходы, если нет тротуара?

 Вопросы команде «Дорожный знак»:

·        Сколько сигналов у светофора?

·        Где находится «островок безопасности»?

·        Что обозначает красный сигнал светофора?

·        Почему по тротуару нужно идти по правой стороне?

·        Можно ли начинать переходить улицу на желтый сигнал светофора?

2) «Собери светофор»

  На стульях около доски лежат корпус светофора и три круга: желтый, зеленый и красный. От команды четыре человека. Каждому члену команды необходимо добежать до стула и прикрепить к доске по одной детали: 1-й прикрепляет корпус, 2-й – красный круг, 3-й – желтый круг, 4-й – зеленый круг.

   После того, как ребенок прикрепит деталь к доске, он возвращается на свое место. Только затем бежит следующий. Побеждает тот, кто правильно и быстро сложит светофор.

Светофор”.(Физминутка).

У меня три круга: красный, жёлтый и зелёный. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения:

жёлтый- хлопки в ладоши;

зелёный- ходьба на месте;

красный- приседания.

-Вам мигает весело

На прощанье светофор.

И для вас горят они

Светофоровы огни:

    Красный- стой!

    Жёлтый- жди!

    А зелёный- проходи!

3) «Загадка»

Что за чудо – этот дом:                              Сверху – желтый, снизу – синий,

Окна светятся кругом,                                На груди его звезда.

Носит обувь из резины                               А над ним воздушных линий

И питается бензином?                                Протянулись провода.

              (Автобус)                                                                   (Троллейбус)

Посмотри, силач какой:                             В два ряда дома стоят.

На ходу одной рукой                                 Десять, двадцать, сто подряд.

Останавливать привык                              И квадратными глазами

Пятитонный грузовик.                               Друг на друга все глядят.

              (Постовой.)                                                                 (Улица.)

Полосатая лошадка,                                   Я глазищами моргаю

Ее зеброю зовут.                                         Неустанно день и ночь.

Но не та, что в зоопарке,                            Я машинам помогаю

По ней люди все идут.                                И могу тебе помочь!

(Пешеходный переход.)                                                          (Светофор.)

Красный вагон по рельсам бежит,                      Полотно, а не дорожка,

Всех, куда надо, он быстро домчит.                   Конь, не конь- сороконожка

Заливистый звон его нравится детям.                По дорожке той ползет,

Так в чем же мы с вами по городу ездим?         Весь обоз одна везет.

                                    (Трамвай.)                                               (Поезд.)

-Ребята, кто- нибудь из вас знает, откуда и когда появились автомобили? Послушайте, это интересно!

Случилось это очень давно. Так давно, что никто не знает, как это было на самом деле. Может быть так?..

Жили- были два соседа. Один поймал дикую лошадь, приручил, объездил её и стал хвастаться: “ Вот какая у меня лошадь. Быстрее всех скачет. Ветер обгоняет. Ни у кого такой нет.”. Терпел- терпел его хвастовство другой. Не вытерпел. Отправился в степь. Поймал скакуна, приручил его, объездил. И говорит соседу- хвастуну: “ А давай- ка проверим, чья лошадь быстрее и кто из нас лучший наездник!”. Сговорились. Выехали в чистое поле. “ Вон, давай до того камня поскачем!”.- “ Давай!”. Ударили плётками по лошадиным бокам, гикнули и помчались. Кто из них первым прискакал, неизвестно. Да это и неважно. Важно другое. Состоялись первые в истории соревнования, где мерялись силами и люди и лошади- “ живые двигатели”, которыми люди управляли.

-А теперь настало время проверить вашу смекалку.

4) “ Весёлые вопросы по ПДД”.

Какие автомобили могут проехать на красный свет?

- папина и мамина;

-такси;

-пожарная, скорая, спецмашины;

-гончая.

На какой дороге транспортные средства лучше тормозят?

-на мокрой;

-на обледенелой;

-с ямками;

-на сухой.

С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?

-когда выйдешь на пенсию;

-с самого рождения;

-с 14 лет.

По какой стороне тротуара рекомендуется двигаться пешеходам?

-по любой;

-по правой стороне;

-по левой стороне.

Как правильно и безопасно перейти улицу после выхода из автобуса?

-подождать, когда транспорт отъедет;

-сесть на капот другой машины и попросить, чтобы перевезли;

-перейти по пешеходному переходу.

Дорогу можно переходить только на...

-красный мигающий свет светофора;

-зелёный свет;

-жёлтый свет.

Для чего постовому нужен жезл?

-приветствовать знакомых;

-отгонять мух;

-для красоты;

-регулировать дорожное движение.

Когда загорелся зелёный свет светофора, что ты будешь делать?

-пропустишь всех старушек и даму с собачкой;

-побежишь со всех ног;

-останешься стоять на месте;

-убедишься, что все транспортные средства остановились и перейдёшь дорогу.

5) А теперь ещё одна весёлая игра “ Это я, это я, это все мои друзья!”.

Я буду читать предложения, и если вы согласны со мной, то хором отвечаете: “ Это я, это я, это все мои друзья!”, а если не согласны, то молчите.

1.Кто из вас, когда спешит,

Перед транспортом бежит?

2.Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? ( это я, это я...)

3.Знает кто, что красный свет-

Это значит- хода нет? ( это я, это я...)

4.Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

5.Знает кто, что свет зелёный

Это значит- путь открыт? (это я, это я...)

6.Кто, скажите, из трамвая

На дорогу выбегает?

7.Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? ( это я, это я...)

8.Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место? ( это я, это я...).

V.  Итог занятия

Конкурс рисунков «Этот удивительный дорожный знак»,

-Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие в страну Дорожного движения. Но прежде, чем попрощаться с вами, я хочу проверить, что вам удалось запомнить.

   -Для кого существуют ПДД?

   -Важно ли соблюдать ПДД?

   -Чем грозит их несоблюдение?

   -Зачем нужны дорожные знаки?

   -Какие цвета у светофора?

   -Что они означают?

-Я надеюсь, что наше мероприятие поможет вам, ребята, быть более внимательными и осторожными на дорогах!

«Значение предупредительных сигналов транспортных средств»

Задачи.

Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте. Познакомить детей с правилами этического поведения в городском транспорте.

Показать детям, что транспорт – это место повышенной опасности.

 Расширять активный словарь детей - пассажиры, пешеходы.

Развивать внимание и усидчивость.

Словарная работа: Пассажиры, транспорт, автобус.

Оборудование: иллюстрации «Транспорт».

Связь с другими видами  деятельности:

Решение игровых ситуаций по теме: «Безопасность на остановке», «Как вести себя в автобусе».

Наблюдение на прогулке за транспортом.

Дидактическая игра: «Сложи транспорт из частей».

С/ролевые игры «Шоферы», «Мы пассажиры».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

-Встаньте дети, встаньте в круг

Слева друг и справа друг.

Покажите какие вы дружные, похлопайте вместе в ладоши. А теперь покажите, как стучат колеса у поезда (чух-чух-чух). А как гудит паровоз (У-у-у). Сигналит машина (би-биб, би-биб).

-Дети, если мы с вами захотим отправиться в гости или в магазин, то на чём мы можем поехать? (на машине, на автобусе, на маршрутке)

-Давайте отправимся на автобусе в парк, что бы покататься на каруселях. А где можно сесть в автобус? (на автобусной  остановке)

-Становитесь парами идём на автобусную остановку.

-Мы идём по улице. Кто мы? (пешеходы)

- А вот  и автобус, (заранее  построен из стульчиков) новенький, блестящий. Мы поедем на нём как на настоящем.  Занимайте места (дети рассаживаются на стульчики учитель садиться лицом к детям).

- Все расселись? Осторожно двери закрываются! Отправляемся в путь. Мы сели в автобус, теперь мы с вами пассажиры и должны соблюдать определённые правила поведения.

-Запомните уважаемые пассажиры:

Вовремя движения автобуса, если есть свободные места, лучше сидеть.

Если нет свободных мест, крепко держись за поручни.

-Почему, как вы думаете? (чтобы  не упасть)

-А можно ли бегать по автобусу, расталкивать других пассажиров, требовать себе место? (нет)

-А можно ли разговаривать с водителем во время движения автобуса, отвлекать его громкими криками? (нет)

-У водителя очень ответственная работа - он должен следить за дорогой, поэтому его нельзя отвлекать разговорами и вести себя надо тихо и спокойно.

-Вот мы и приехали. Остановка «Парк культуры». Выходите аккуратно, не толкайтесь. Вышли, сразу пройдите вперёд, чтобы не мешать выходить другим пассажирам. Все вышли? А теперь подождём, когда автобус отъедет, и по пешеходному переходу пойдём  в парк на карусели.

Расстилается макет переход. Вспоминаем правила перехода: подошли к переходу, остановились на тротуаре, посмотрели налево. Дошли до середины, остановились, посмотрели направо и если нет машин, закончили переход (дети парами «переходят улицу»)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КАРУСЕЛИ»

-Поиграли! Пора возвращаться в класс. Идемте на автобусную остановку.

-Мы идем по улице, кто мы? (пешеходы)

-А вот и наш автобус. Занимайте свои места. Не толкайтесь. Не спешите. Все расселись? Осторожно двери закрываются. Мы едем в автобусе кто мы теперь? (пассажиры)

-Уважаемые  пассажиры соблюдайте правила поведения в автобусе. Какие это правила? (крепко держаться, не толкаться, не кричать, не отвлекать водителя).

- Остановка детский сад. Будьте внимательны и осторожны при выходе из автобуса.                                                                                                                                                

Тема: Новое о дорожных знаках

Цель: Ознакомление учащихся с дорожными знаками, их названиями и назначением, закрепление имеющихся у детей знаний правил дорожного движения, элементов дороги.
Задачи:
- формировать представления о понятиях: дорога, проезжая часть, тротуар; познакомить детей с правилами перехода улицы и дорожными знаками: пешеходный переход, надземный переход, подземный переход;
- развитие логического мышления, внимания, речи;
- воспитание уважительного отношения к законам улицы, довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения.
Оборудование: презентации творческого проекта «Дорога и Я», памятка «Правила поведения пешеходов», «Письмо родителям», цифровой веер для обратной информации, карточки со слогами.
Ход урока: 
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Мы с вами каждый день ходим в школу, и каждый раз нам приходиться переходить дорогу. Чтобы жизнь наша была безопасной, мы с вами сегодня поговорим о дороге. Тема нашего урока «Дорога и Я».
Слайд№1
Вводная беседа
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мышонок Джерри. (показать рисунок мышонка). К нам пришёл он неспроста, если внимательно послушайте стихотворение, то сможете догадаться, чему хочет научиться Джерри сегодня на уроке. 
Слайд№2
По городу, по улице
Не ходят просто так
Когда не знаешь правил ты 
Легко попасть впросак
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.

- Кто из вас переходит улицу, когда идёт в школу?
- Кто вам помогает переходить улицу?
- Какие правила вы соблюдаете при переходе через улицу? 
Обобщая ответы детей:
Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, чтобы не мешать движению транспорта, каждый человек должен строго соблюдать правила дорожного движения. Значит, мышонок хочет научиться правильно, переходить дорогу.
Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте загадку: Слайд №3
Куда бежит – сама не знает
В степи ровна, в лесу плутает, 
споткнётся у порога
Что это? (дорога)

- Что такое дорога? (возможные варианты ответов детей)
Для учителя:
Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения.
Формирование знаний, умений, навыков.

а) знакомство с элементами дороги.
Слайд№4
- Дорога включает в себя проезжую часть и тротуар.
- Ребята, мышонок Джерри не может понять, для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар? 
Рассказ учителя о разделении дороги «Из истории..»
- Послушайте рассказ И.Серякова «Твой друг - тротуар» и попробуйте найти ответ на этот вопрос.
(Учитель зачитывает рассказ)
- Для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар?
Слайд№5
Чтоб ходить, ничего не боясь.
Придумали люди проезжую часть.
И делать там нечего пешим…

- Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
Слайд№6
У пеших своя, переходная часть,
Где нету дороги проезжим.

- Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов и примыкающая к проезжей части.
Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело, мы идём вперёд,
Где пешеходный переход.
Когда дорогу перешли, 
Можно и попрыгать: раз, два, три.

б) знакомство с видами переходов.
- Нашему мышонку Джерри тоже захотелось перейти дорогу, но только он не знает, как это сделать.
- Как перейти с одной стороны улицы на другую? (по пешеходным переходам)
-Переходить через улицу можно только в специально предназначенных для этого местах.
Слайд№7
- Переходы через улицу обозначены линиями разметки на проезжей части и такие переходы называются «зеброй». 
-Как вы думаете, почему? (именно так окрашена зебра)
- Я хочу предупредить вас о том, что переходить улицу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть. А внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.
-На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой - это надземные переходы.
- В крупных городах на улицах, где большое движение, пешеходные переходы делают под землёй и называют подземным переходом.
- Места этих переходов указывают дорожными знаками.
Для учителя: Это знаки специального назначения, как правило, выполняются в виде прямоугольника с голубым фоном. Они сообщают об особенностях дорожной обстановки или расположения на пути следования обозначенных на этих знаках объектов.
в) знакомство со знаками.
Слайд№8
- Ребята, Джерри нашёл дорожные знаки. Но дело в том. Что он не может найти те, которые обозначают пешеходный переход.
- Какие знаки указывают на пешеходный переход? Почему?
Игра «Что лишнее?»

Рефлексия

а) работа по картине
слайд№9
- Наш гость – Джерри внимательно слушал, всё усвоил и решил выйти на улицу, но вдруг он увидел мальчика. Поведение мальчика очень возмутило Джерри.
-Почему? Ка вы думаете, ребята?
-Правильно ли поступает мальчик?
-Где нужно перейти дорогу?
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру
Знай что только переход
От машин тебя спасёт!

Физминутка. Игра на внимание «Пешеход» (дети выполняют за учителем только те движения, где есть слово «пешеход»).
б) об опасности проведения игр
слайд11
- В какие игры вы любите играть на улице?
- А можно ли играть на проезжей части и на тротуаре? Почему?
- Посмотрите на рисунки и скажите, верно ли выбрано место для игры?
-Покажите карточки с цифрами, которые указывают на правильный ответ.
Опасно играть на мостовой! Все игры должны быть лишь в отведённых для них метах (во дворе, на стадионе, детских площадках).
в) игра «Доскажи словечко»
Ребята дайте правильный совет мышонку Джерри:
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Иди, где весь народ
Там есть надпись…(переход).


Объяснить надо запросто, 
Будь ты мал или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя…(тротуар).


Там, где есть машин поток
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там…(дорога).

Если ты спешишь домой,
Не беги по мостовой, 
Не цепляйся за трамвай
И другим …(не разрешай).

г) повторение основных понятий. слайд11
-А теперь поиграем в игру «Собери слово»
(Собрать слоги, чтобы получились слова: дорога, тротуар, пешеход)
-У вас на столах лежат конверты, в них слоги, составьте слова из этих слогов.
(для «средних» детей – карточки одного цвета, для «слабых» - цветные карточки, для «сильных» - карточки одного цвета, с заданием: составить предложение с данными словами).
- Кого называют пешеходом?
- Что такое дорога?
- Для чего предназначен тротуар?
Подведение итогов урока.
-Наш урок подошёл к концу. Чему же научился мышонок Джерри?
-Какие важные правила дорожного движения мы должны знать? (Ответы детей)
- Ребята, запомните правила пешеходов!
слайд№12

1.будьте дисциплинированными на улице!
2.Ходите только по тротуару!
3.Переходите улицу только в специально предназначенных для этого местах.
4. Не устраивайте игры на проезжей части и тротуаре!

На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

А запомнить эти правила вам поможет памятка

«Правила поведения пешеходов», «Письмо родителям»

(вкладывается в дневник)

Правила поведения пешеходов

Ребята, будьте дисциплинированными на улице!
1.Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода.
2. Переходя улицу, посмотрите сначала налево, а дойдя до середины - направо!
3. Ходите только по тротуару.
4. Идите, придерживаясь правой стороны.
5. Не бегите, идите только шагом.
б. Обходите препятствие на тротуаре, не выходя на проезжую часть.
7. Не останавливайтесь на середине тротуара. Отойдите в сторону ближе к домам.
8. Не играйте и не балуйтесь на тротуаре.
9.0боронив что-либо на проезжую часть, оставайтесь на тротуаре и обратитесь за помощью к взрослым.
10. Не перелезайте через пешеходное ограждение. Не подлезайте под него и не сидите на нём.

Письмо родителям
Уважаемые родители!
[/b]
Одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом, его предупреждение.
Уличный травматизм у детей занимает второе место после бытового и составляет 15-16% от общего количества травм. В большинстве своём травмы на улицах являются результатом падений, которые чаще всего бывают в снегопад, гололёд, листопад. К уличным травмам относятся и повреждения, нанесённые средствами транспорта. Они составляют 3-4% всех травм у детей, но тяжесть их очень велика. Вследствие транспортных повреждений погибает детей больше, чем при всех других видах травматизма. Инвалидность - нередкий исход этого вида травм. Наибольшее количество транспортных травм наносится автомобилями, меньше — трамваями, троллейбусами, велосипедами, мотоциклами. Причины транспортных травм можно разделить на три группы: 
1.Неправильное поведение самих детей (3/4 всех происшествий). 
2. Вина водителей транспорта. 
З. Вина взрослых, сопровождающих детей.
В деле профилактики уличного травматизма необходима помощь семьи.
Мы просим Вас:
1.Обучайте детей правилам дорожного движения всегда, когда для этого предоставляется возможность, и в первую очередь Вашим личным примером.
2.Покажите ребёнку кратчайший безопасный путь в школу, в магазин и т.д.
3.Научите ребёнка переходить улицу, дорогу, перекрёсток, площадь, оборудованные и необорудованные светофорами, с обозначенными пешеходными переходами и без них. Ребёнок должен знать различные виды светофоров, сигналы регулировщика, правильно реагировать на них. Следует познакомить его с наиболее распространёнными дорожными знаками, рассказать, для чего они установлены, научить ориентироваться на эти знаки при переходе улиц и дорог.
4.Обращайте внимание ребёнка на сезонные особенности перехода улиц и дорог - снегопад, дождь, туман, гололёд, листопад, другие опасные погодные явления. Учите его быть особо внимательным на дорогах в ненастные дни.
5.0бращайте внимание ребёнка на ошибки, допускаемые водителями, пешеходами при переходе улиц и дорог, указывайте на возможные последствия этих ошибок.
6.Научите ребёнка правильно двигаться по загородной дороге, переходить её.
7.Если у вашего ребёнка есть велосипед, научите его правилам безопасной езды. Помните, что ездить на велосипеде по улицам имеют право лишь дети, которым исполнилось 14 лет. Дети младшего школьного возраста могут кататься на велосипеде в специально отведённых местах.
8.Объясните ребёнку правила поведения в общественном транспорте, правила поведения пешехода (по какой стороне тротуара следует идти, как обгонять прохожих).


  Тема:                     Значение сигналов светофора и регулировщика

Задачи: 

- актуализация знаний детей о светофоре и правилах перехода дороги по пешеходному переходу;

- закрепление умения пользоваться светофором;

- расширение кругозора детей;

- воспитание грамотного пешехода.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать:

·  правила перехода улицы по пешеходному переходу, при помощи светофора;

·  правила безопасности при переходе дороги;

уметь:

·  применять изученные правила

объяснять и рассказывать:

·  правила пользования пешеходным переходом и светофором при переходе дороги другим учащимся.

Ход занятия.

1. Актуализация опорных знаний

- Ребята, кто самый главный на перекрёстке? Отгадайте загадки:

Я глазищами моргаю неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю и тебе могу помочь. (Светофор)

- Правильно, ребята, на перекрёстке самый главный светофор. Он помогает машинам и людям. С помощью своих разноцветных глаз он регулирует движение на перекрёстке, показывая кому ехать, а кому стоять.

а) Автомобильный светофор:

Светофор автомобильный

Помогает очень сильно:

Он легко, без напряженья

Регулирует движенье.

Если вспыхнул красный свет,

Стой, водитель, - хода нет!

Если жёлтый свет зажёгся,

Он сигналит: «Приготовься!»

Коль зеленый свет горит,

Можно ехать – путь открыт!

Игра: "Составь автомобильный светофор"

Задание:

- назовите геометрические фигуры. Сколько их?

- из геометрических фигур составьте светофор

б) Цвета светофора:

- сколько цветов у светофора? Назовите их.

Светофоры нужны на улице ведь машины едут в разные стороны, да и людям надо переходить дорогу. Для того, чтобы на дороге был порядок, устанавливают светофор, который своими огнями управляет движением, и его должны все слушаться или быть беде. чётко работает светофор: один сигнал сменяется другим.

- Что означает красный свет?

Красный свет - опасность рядом!

Стой! Не двигайся и жди,

Никогда под красным взглядом на дорогу не иди!

- Что обозначает жёлтый свет светофора?

Желтый свет - предупреждение: жди сигнала для движения!

- Что обозначает зеленый свет автомобильного светофора?( Я думаю, что жёлтый сигнал необходим, чтобы одни автомобили, находящиеся на перекрёстке, завершили проезд через перекрёсток, а другие - приготовились продолжить движение дальше)

- Перейти дорогу можно лишь когда горит зеленый свет

Загорится, объясняя: "Всё, иди! Машин тут нет!"

Задание:

- правильно раскрасьте свет автомобильного светофора

- карандаши каких цветов вам понадобятся?

- какого цвета верхний сигнал светофора? (красного)

- какого цвета нижний сигнал светофора? (зеленого)

- какого цвета сигнал светофора между красным и зеленым? (желтый)

в) У автомобильного светофора есть младший брат – пешеходный светофор, который помогает переходить улицу пешеходам. Эти светофоры останавливают машины, чтоб они пропускали пешеходов. В отличие от обычных светофоров у них два света: красный (загорается стоящий красный человечек) и зеленый (загорается зеленый идущий человечек).

У большого светофора

Есть, ребята, младший брат.

Красным светом и зелёным

У него глазки горят.

Пешеходам на пути

Скажет он, когда идти,

А в какой момент – стоять

И машины пропускать.

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? В отличие от обычных светофоров у них два света: красный (загорается стоящий красный человечек) и зеленый (загорается зеленый идущий человечек).

Красный человечек - стой!

Зеленый человечек - иди!

У дороги в домике                                 И днем и ночью темною
Без сада и крылечка                                 Окошки в нем не гаснут:
Проживают гномики,                                 Вот вышел гном зеленый,
Два славных человечка:                         Вот появился красный.

Не играют в домино,                                 У человечков важная
В салки или прятки,                                 И сложная работа —
А весь день глядят в окно:                         Неосторожным гражданам
Все ли там в порядке?                                 Мигнуть у перехода!

Гном зеленый говорит:
— Все спокойно. Путь открыт!
Если вышел красный —
Значит, путь опасный!

Задание: выберите и вырежьте пешеходный светофор

        Описание: http://wiki.iteach.ru/images/thumb/e/ec/Vidy.JPG/200px-Vidy.JPG

Описание: http://docs.pravo.ru/getfile/702534.gif

Описание: http://wiki.iteach.ru/images/thumb/e/ec/Vidy.JPG/200px-Vidy.JPG

Физкультминутка. Сигналы пешеходного светофора.

Красный - поднять руки высоко-высоко

Зеленый - опустить руки и присесть.

Светофоры подают сигналы пешеходам и водителям. Когда для пешеходов горит зеленый свет (шагает зеленый человечек), пешеходы переходят... (через дорогу), а водители ждут - в это время машинам ехать .. (нельзя).

- Правильно закрась лампы светофоров.

 Описание: C:\Users\81E4~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI20.937\обложка_0055.jpg              Описание: C:\Users\81E4~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI46.220\обложка_0056.jpg

г) Пешеходный переход и правила перехода дороги.

- А если нет светофора, то где можно переходить дорогу? (Детям дается возможность решить эту проблему. Для этого открываются дорожные знаки на мольберте: «Пешеходный переход», «подземный переход», «надземный переход». Дети выбирают дорожный «пешеходный переход».

Этот знак обозначает разрешённый и безопасный переход дороги.

На месте пешеходного перехода дорогу красят белыми полосками, которые называются зебра.

«Должен каждый пешеход,

Знать, что «зебра» - переход.

Чтоб дорогу перейти,

Нужно вам его найти.

- А как правильно переходить дорогу? Правильно! Надо посмотреть налево, пройти до середины, посмотреть на право.

Переходить дорогу по пешеходному переходу можно только на зелёный свет пешеходного светофора.

Если нет на переходе

Светофора – погоди!

Лучше за руку со взрослым

«Зебру» здесь переходи.

А идёшь один – налево

И направо посмотри:

Нет машин – шагаешь смело,

Есть машины – пропусти.

Задание: Необычное письмо.

Однажды торопыжка, который всегда торопился и не любил тратить время попусту, получил по почте шифрованное письмо. Он прочитал его, но так и не понял, что в нем написано.

- Помоги Торопыжке прочитать письмо.

Эти слова помогут тебе:

дорога, прямая, край, обе, безопасное.

Прежде чем перейти дорогу: найди _______________________________ место для перехода. Остановись у ______________ тротуара. Прислушайся. Посмотри внимательно в ________________ стороны, нет ли машин. Переходи дорогу по ______________________. Вот так ты научишься переходить ______________________.

 Подведение итогов занятия:

а) - О чём мы сегодня с вами говорили?

- Сколько сигналов у автомобильного светофора? Что обозначает красный свет, желтый, зеленый?

- Сколько сигналов у пешеходного светофора?

- Что означают белые полоски на проезжей части?

- Вспомните правила перехода дороги.

б) Знайкина викторина.

1

Е

2

Е

3

Е

4

Е

5

Е

1. Полосатая лошадка, ее зеброю зовут.

    Но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут (переход)

2. Участник дорожного движения (пешеход)

3. Я глазищами моргаю неустанно день и ночь.

    Я машинам помогаю и тебе хочу помочь. (светофор)

4. Не волнуется народ, через улицу идет.

    И стоит на мостовой, как волшебник постовой.

Все машины одному подчиняются ему. (регулировщик)

5. Место, где пересекаются улицы, дороги. (перекресток)

Тема занятия: «Переход дороги вне зоны пешеходного перехода. Скрытая опасность»

Цель: Закрепить у детей навыки безопасного поведения  при переходе дороги по нерегулируемому пешеходному переходу.

Задачи:

- рассмотреть дорожный знак «Пешеходный переход» (5.16.1, 5.16.2), разметку, применяемые для регулирования дорожного движения на пешеходном переходе;

- провести подвижную игру «Путешествие маленьких пешеходов» (с применением макетов дорожных знаков «Впереди пешеходный переход» (1.20), «Дети» (1.21), «Движение пешеходов запрещено» (3.10), «Пешеходный переход» (5.16.1, 5.16.2) если игра проводится в помещении).

Ход занятия:

1. Вступительная беседа:

«Ребята, сегодня мы с вами будем учиться правильно переходить через улицу. По улицам города беспрерывно движется транспорт, чтобы никто не попал под машину, и не было аварии, все должны соблюдать ПДД. Эти правила должны знать водители автомобилей и автобусов, мотоциклисты и велосипедисты. Эти правила хорошо должны знать и все пешеходы: взрослые и дети, школьники и дошкольники. В правилах сказано, что улицу можно переходить в тех местах, где есть линии разметки и указатели перехода, а где их нет - на перекрестках улиц по линиям тротуара.

2. Практические действия:

Активизация внимания: «Ребята. Здесь у нас проезжая часть улицы—для машин, а это пешеходный переход, обозначенный знаками и разметкой. Запомните это ребята».

Объяснение: «Сейчас перед нами переход. Он называется «зебра». Этот переход сделан так, чтобы видели, где переходить улицу, чтобы водители транспорта тоже его издали заметили и заранее снизили скорость. В местах переходов часто устанавливают знак «пешеходный переход». Он показывает, где можно переходить улицу. «

Вопрос: «Ребята, а если нет на дороге такого знака, линии «зебра», или подземного перехода, можно переходить улицу, например, здесь?» (указываем место без пешеходного перехода).

Объяснение: «Переходить улицу там, где не обозначен переход или нет перекрестка ни в коем случае нельзя. Здесь машины едут быстро. Если кто-нибудь выйдет на дорогу, автомобиль не успеет остановиться и собьет человека. Ведь шофер думает, что все пешеходы, взрослые и дети знают правила и переходят улицу только там, где это разрешено, а здесь он не ждет появления человека.

Пробный ход. Дети по двое переходят «улицу» под присмотром инспектора ГАИ и воспитателя.

Напоминание: «Улицу дети нужно переходить спокойно, шагом. Ни в коем случае не перебегать ее. Можно споткнуться и упасть. Если улица с двусторонним движением, то, прежде, чем сойти с тротуара, нужно посмотреть по сторонам и убедиться, что улица свободна - нет транспорта, затем, переходя улицу, все время смотреть по сторонам - нет ли машин».

Показ: как надо переходить улицу.

Напоминание: «Когда переходишь улицу, нужно обязательно крепко держаться за руку мамы или папы и переходить только с ними».

Практические действия: дети по двое и группами переходят «улицу», подходят по  тротуару к пешеходному переходу.

3. Подведение итога: «Ребята, вы поняли как нужно вести себя на улице? Все усвоили? Что вы нового узнали на нашем занятии? Мне понравилось, как вы вели себя.

- Где можно переходить улицу?

- Что такое «зебра»?

- Зачем при переходе улицы смотреть влево, вправо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила дорожного движения для детей

   КВН «Клуб «Внимательный пешеход»Цели и задачи: повторить знания по ППД.Оборудование: светофор, плакаты с дорожными знаками и правилами ДД, жетончики, презентация «Правила велосипед...

Правила дорожного движения для детей и взрослых

Родительское собрание с участием детей по ПДД...

«Учите правила дорожного движения» (досуговое мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Досуговое мероприятие по правилам дорожного движения «Учите правила дорожного движения» рекомендовано для работы с детьми 6-9 лет с целью расширить знания детей о правилах поведения в обще...

Правила дорожного движения для детей

Автомобилей на наших улицах с каждым годом становится все больше и больше, поэтому очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли и запомнили правила поведения на дороге. В серии представлены 4 игры ...

«Правила дорожного движения» Игровое занятие по правилам дорожного движения для группы продлённого дня 1 классов

Цель: формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге через игровую деятельность. Задачи: выявить знания учащихся по правилам дорожного движения ...

Выступление для детей средней группы с познавательной беседой «В стране правил дорожного движения» совместно с отрядом ЮИД «Дорожный патруль»

Выступление для детей средней группы с познавательной беседой«В стране правил дорожного движения» совместно с отрядом ЮИД «Дорожный патруль»В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня я ...